logo
 
logo
15 марта 2017

Мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований, как вид государственного контроля (надзора)

logo
Автор:
  • 6329
  • 0

За последнее время законодатель решил изменить положения основного закона, определяющего поведение большинства проверяющих органов надзора в ходе осуществления мероприятий по контролю, что привело к тому, что наименование самого акта кардинально стало отличаться от его содержания. Речь естественно ведется о Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — ФЗ-294).

Мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований как вид государственного контроля (надзора)

Так, с 1 января 2017 года одной из составляющей государственного надзора (контроля) как деятельности уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, будет являться организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений требований, установленных ФЗ-294, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (далее — обязательные требования) (статья 2 ФЗ-294).

Следует отметить, что указанные изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ.

О перечне мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований

Перечень мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, установлен частью 2 статьи 8.2 ФЗ-294. К ним отнесены:

О перечне мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований
  • обеспечение размещения на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
  • осуществление информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами;
    Nota bene! В случае изменения обязательных требований контролирующие органы обязаны подготавливать и распространять комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.
  • обеспечение регулярного (не реже одного раза в год) обобщения практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
  • выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 — 7 статьи 8.2 ФЗ-294, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Следует отметить, что вышеназванный перечень профилактических мероприятий не является исчерпывающим. Частью 3 статьи 8.2 ФЗ-294 установлено, что Положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля может быть предусмотрено осуществление органами контроля специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение:

  • причинения вреда;
  • возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В настоящее время пока ни одним положением какого — либо государственного контроля (надзора), который проводит проверки в отношении медицинских организаций, не установил перечень указанных профилактических мероприятий.

Также правом определения общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора) вышеуказанных мероприятий наделено Правительство РФ (в настоящее время указанные требования пока не утверждены).

Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

О предостережении о недопустимости нарушений обязательных требований

Предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований объявляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю при одновременном наличии следующих условий (часть 5 статьи 8.2 ФЗ-294):

О предостережении о недопустимости нарушений обязательных требований
  • при наличии сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований;
  • в случае, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий;
  • если лицо ранее не привлекалось к ответственности за нарушение соответствующих требований;
  • при условии, если иное не установлено федеральным законом.

При этом ФЗ-294 определил 4 источника, из которых поступают сведения о готовящихся нарушениях или сведения о признаках нарушений обязательных требований. К ним отнесены:

  • сведения, полученные в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
  • сведения, содержащиеся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено);
  • информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • сведения, поступившие из средств массовой информации.

При объявлении предостережения органы государственного контроля (надзора) предлагают лицу принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, и уведомить об это в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).

О требованиях к содержанию предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований

Требования к содержанию предостережения установлены частями 5 и 6 статьи 8.2 ФЗ-294, в соответствии с которыми оно должно содержать:

О требованиях к содержанию предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований
  • срок, в течение которого юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляет орган государственного контроля (надзора) о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований;
  • указания на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий;
  • информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.

Порядок составления и направления предостережения

Важно отметить, что порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об их исполнения должен быть определен Правительством РФ (до настоящего времени не принят).

Порядок составления и направления предостережения
Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
6125
0
Проверки органами надзора
Страховой надзор
4071
0
Комментарии