logo
 
logo
23 апреля 2020

Ответственность за несоблюдение режима повышенной готовности

logo
Автор:
  • 2038
  • 0
Ответственность за несоблюдение режима повышенной готовности

1 апреля 2020 года в КоАП РФ появилась новая статья 20.6.1, предусматривающая ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения. Данная статья была добавлена вместе с новыми составами (ч. 2 и ч. 3) статьи 6.3 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Эти и другие изменения были внесены Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ. Остановимся подробнее на малозамеченной многими статье 20.6.1 КоАП РФ.

Выполняй, не выполняй - все равно нарушишь

Часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Часть 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусматривает ответственность в случае, если вышеупомянутое невыполнение правил повлекло причинение вреда здоровью человека или имуществу (прим.: под имуществом понимаются и денежные средства), за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 статьи 6.3 КоАП РФ, либо за повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Напомним, что ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которая была также усилена вышеупомянутым ФЗ № 99 от 01.04.2020. В числе прочего она теперь влечет ответственность за невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Далее в сравнительной таблице представлены возможные варианты административного наказания, предусмотренные ст. 20.6.1 КоАП РФ и ст. 6.3 КоАП РФ.

ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ
Граждане
предупреждение
или штраф 1 000 – 30 000 р.
15 000 – 40 000 р.
Должностные лица 10 000 – 50 000 р. 50 000 – 150 000 р.
Индивидуальные предприниматели 30 000 – 50 000 р.
50 000 – 150 000 р.
или АПД* до 90 суток
Юридические лица 100 000 – 300 000 р.
200 000 – 500 000 р.
или АПД* до 90 суток
ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ
Граждане 15 000 – 50 000 р. 150 000 – 300 000 р.
Должностные лица
300 000 – 500 000 р.
или дисквалификация от 1 года до 3 лет
300 000 – 500 000 р.
или дисквалификация от 1 года до 3 лет
Индивидуальные предприниматели
500 000 – 1 000 000 р.
или АПД* до 90 суток
500 000 – 1 000 000 р.
или АПД* до 90 суток
Юридические лица
500 000 – 1 000 000 р.
или АПД* до 90 суток
500 000 – 1 000 000 р.
или АПД* до 90 суток
*АПД – административное приостановление деятельности

О правилах поведения и разъяснениях ВС РФ

Перейдем к понятию «правила поведения», лежащего в основе диспозиции ст. 20.6.1 КоАП РФ. Начнем с того, что 1 апреля 2020 года у Правительства РФ (помимо прочего) появилось полномочие по установлению обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС. Соответствующие изменения были внесены в статью 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – ФЗ № 68).

Недолго думая, данные правила были утверждены постановлением Правительства РФ № 417 от 2 апреля 2020г. (далее – Правила № 417). Правила № 417 вызывают неимоверное количество вопросов, но сейчас не об этом.

От долгих рассуждений на тему «правила поведения» применительно к статье 20.6.1 КоАП РФ нас «избавил» Верховный Суд РФ, выпустив 21 апреля 2020 года Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ COVID-19 № 1 (далее – Обзор № 1).

Сначала ВС РФ, сославшись на ФЗ № 68, отметил, что (помимо Правил № 417) органы гос. власти субъектов РФ также вправе при введении режима повышенной готовности или ЧС принимать обязательные для исполнения правила поведения, а также дополнительные обязательные правила поведения.

Далее ВС РФ, не вдаваясь в правомерность принимаемых на местах мер, в качестве примера привел Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ и Постановление Губернатора МО от 12 марта 2020 г. № 108-ПГ. Затем последовал соответствующий вывод о том, что ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ последует как за нарушение «общих» Правил № 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных правил поведения при введении на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или ЧС.

Далее ВС РФ в том же обзоре привел несколько примеров возможных нарушений по ст. 20.6.1 КоАП РФ, дабы неповадно было:

  • Для физ. лиц – нарушение пп. 3.2.4 п. 3.2 Указа Мэра Москва № 12-УМ (посещение гражданами территорий общегородского значения), или п. 12.1 (обязанности соблюдать социальную дистанцию не менее 1,5 метров), или п. 12.3 (ограничение случаев, допускающих выход из дома).
  • Для ИП либо юр. лиц – пп. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 п. 3.2 Указа (пункты временно приостанавливают деятельность ряда организаций: салоны красоты, кафе, бани и т.д.).

Таким образом, нарушение требований, изложенных в Указе Мэра Москвы (других региональных актах) может быть квалифицировано как невыполнение правил поведения в контексте ст. 20.6.1 КоАП РФ. Сложно согласиться с подобным подходом, ведь, на наш взгляд, в первую очередь ВС РФ следовало обратить внимание на законность самих правил, принимаемых субъектами РФ.

Подробнее о правовом статусе упомянутого Указа Мэра г. Москвы в Блоге Полины Габай на сайте Эхо Москвы – «Ночь коротких поводков»: самоизоляция, карантин, ответственность.

Однако совершенно очевидно, что такие «незначительные» детали не станут препятствием для судов, которые уже вовсю карают непослушных граждан и бизнес.

Накажем не за правила, так за нормы

Важно отметить, что части 2 и 3 ст. 6.3 КоАП РФ являются специальными по отношению к ч. 1 и ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ. На это обратил внимание и ВС РФ в Обзоре № 1, приведя следующий пример, когда нарушение может квалифицироваться по ч. 2 ст. 6.3, а не по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ:

  • нарушение пп. 2.3 п. 2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» о выполнении требования по изоляции в домашних условиях;
  • нарушение пп. 3.2.4 п. 3.2 раздела 3 Указа Мэра Москвы № 12-УМ о временном приостановлении посещения гражданами территорий общегородского значения, допущенное лицом, прибывшим на территорию РФ из иностранного государства.

Однако полагаем, что на практике возникнет куда больше проблем с квалификацией нарушений по ст. 6.3 КоАП РФ и по ст. 20.6.1 КоАП РФ. Но самое главное тут другое. Создается стойкое впечатление, что данные составы призваны обложить непослушных россиян с двух сторон - не с той, так с этой. А для самых непослушных в арсенале имеется и новый уголовный состав.

Напомним, что вместе с новыми составами в КоАП РФ 1 апреля 2020 года была принята новая редакция статьи 236 УК РФ, предусматривающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. «Бонусом» был добавлен и новый состав (ч. 3 ст. 236 УК РФ), предусматривающий ответственность (вплоть до лишения свободы на срок от 5 до 7 лет) за нарушение санэпид правил, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Сроки давности, кто рассматривает дела

В Обзоре № 1 ВС РФ также дал некоторые пояснения по ряду вопросов, касающихся сроков давности и рассмотрения дел как по ст. 20.6.1, так и по ст. 6.3 КоАП РФ. Рассмотрим данные темы с учетом разъяснений ВС РФ в сравнительной таблице ниже.

статья 20.6.1 КоАП РФ части 2 и 3 ст. 6.3 КоАП РФ
Давность привлечения к ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ)
3 месяца с момента обнаружения
*ВС РФ в Обзоре № 1 указал, что правонарушения, ответственность за которые установлена ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, являются длящимися
1 год с момента обнаружения
*ВС РФ в Обзоре № 1 указал, что правонарушения, ответственность за которые установлена частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ, являются длящимися
Кто рассматривает (ст. 23.1 КоАП РФ) Судьи районных судов
Место рассмотрения дела (ст. 29.5 КоАП РФ)
по месту совершения правонарушения
*ВС РФ в обзоре пояснил: «место совершения = место выявления»
По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
При проведении административного расследования (ст. 28.7, 29.5 КоАП РФ) Дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование
Кто составляет протоколы (ст. 28.3 КоАП РФ)
  • должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;
  • должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ (до 31.12.2020 вкл.)
  • должностные лица органов внутренних дел (полиции);
  • должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
!!! Существуют некоторые особенности и нюансы правового регулирования, не отраженные в данной таблице. Информация представлена в максимально обобщенном виде.

Кто составляет протоколы о правонарушениях по ст. 20.6.1 КоАП РФ

Согласно п. 18 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перечень таких должностных лиц был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 № 975-р, куда попали:

  • должн. лица ОВД (полиции), уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях;
  • министр РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, его заместители, в том числе первый заместитель Министра, статс-секретарь - заместитель Министра и заместитель Министра - главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору;
  • руководители стр. подразделений центрального аппарата МЧС России, их заместители, должн. лица этих подразделений;
  • руководитель стр. подразделения центрального аппарата Минпромторга России, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • должн. лица Росгвардии;
  • должн. лица органов ведомственной охраны, подведомственной Росжелдору;
  • руководители подразделений противопожарных служб субъектов РФ, их заместители;
  • и многие другие.

При этом, согласно ч. 6.4 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы также вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, перечень которых утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа гос. власти) субъекта РФ.

Важно! Положения ч. 6.4 ст. 28.3 КоАП РФ применяется только до 31 декабря 2020 года включительно.

Например, в Москве действует Указ Мэра от 4 апреля 2020 года № 40-УМ «Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве». В перечень вошли (с разделением по «сферам») должностные лица ОАТИ, Департамента торговли и услуг, префектур адм. округов и управ районов, Департамента образования и науки, МАДИ и Госинспекции по недвижимости.

Ай-яй-яй, нехорошо отходить от дома на 2500 метров

Если воспользоваться поиском на www.mos-gorsud.ru среди судов общей юрисдикции в Москве, то на 22 апреля 2020 года по ст. 20.6.1 КоАП РФ отображается 79 дел, из которых практически все по 1-ой части. При этом, большинство дел не еще рассмотрены, некоторые отложены, а какие-то вовсе возвращены из-за «неправильно» составленных протоколов (например, дело № 05-0279/2020).

К примеру, по делу № 05-0504/2020 гражданина привлекли к ответственности за то, что он находился по адресу, не являющемуся местом его проживания (на расстоянии более 2500 м. от места фактического проживания), не имея на то официально подтвержденных обстоятельств. При этом, суд указал, что нарушен в таком случае был Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (П.С. который не должен относится к данному составу вообще), а также Правила № 417 и требования Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. № 12-УМ. Гражданин был оштрафован на 1 000 рублей.

А по делу № 05-0644/2020 ИП привлекли к ответственности за продажу табачных изделий, которые не включены в перечень товаров первой необходимости, утв. Указом Мэра Москвы № 12-УМ. При этом, довод ИП о том, что он продавал не только сигареты, но и иные товары, которые входят в перечень, суд не принял. Сумма штрафа, к сожалению, в постановлении не отражена.

Что касается ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, то на 22.04.2020 отображается всего два дела, которые еще не рассмотрены (№ 05-0169/2020 и № 05-0246/2020).

По ч. 2 и 3 ст. 6.3. КоАП РФ дел отображается меньше. Людей наказывают как за то, что они вышли покормить бездомных животных дальше 500 метров от дома (дело № 05-0656/2020), так и за посиделки в интернет-кафе (дело № 05-0272/2020). А то ли еще будет.

И напоследок

И напоследок - не стоит забывать, что в «местных КоАПах» может быть предусмотрена еще пара-тройка статьей, предусматривающих ответственность за нарушение режима повышенной готовности, или самоизоляции, или чего-нибудь еще.

Например, как статья 3.18.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, часть 2 которой предусматривает ответственность за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции.

Конечно, к таким выходкам наших законодателей очень много вопросов. Тут главное помнить, что за одно и то же правонарушение нельзя быть привлеченным к ответственности дважды. Хотя, кто знает, оно - одно и то же…или не одно и то же. Это как посмотреть, то есть как всегда.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии