vk target
 
logo
15 марта 2017

Возмещение вреда вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи

logo
Автор:
  • 8993
  • 0
Качество и безопасность медицинской помощи Судебные споры Моральный вред Имущественный вред и убытки Дефекты и недостатки медицинских услуг

Исходя из положений статьи 309 Гражданского кодекса Российской федерации (ГК РФ), в соответствии с которой обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями конкретного обязательства и требованиями закона, каждый пациент, выступающий в качестве потребителя медицинских услуг, имеет право на получение услуг надлежащего качества и получение надлежащей медицинской помощи в целом.

Возмещение вреда вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи

В связи с тем, что четкого понятия ненадлежащего оказания медицинской помощи в законодательстве нет, вывести его юридические характеристики достаточно сложно.

В Толковом словаре Ефремовой содержится следующее значение слова «ненадлежащий»: не такой, какой следует, нужен. Исходя из этого, ненадлежащая медицинская помощь — это медицинская помощь, которая не соответствует требуемой, нужной, неподобающая медицинская помощь.

В понятие медицинской помощи в данной статье вкладывается то же значение, которое вложено в него Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Закон № 323-ФЗ), согласно которому медицинская помощь — это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Нормативные акты в сфере оказания медицинских услуг

На территории Российской Федерации медицинская помощь может оказываться как бесплатно (в рамках действующих программ государственных и территориальных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи), так и платно(по желанию физического лица). Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

Нормативные акты в сфере оказания медицинских услуг

К отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (Закон о защите прав потребителей) и положения постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 г. № 1006«;Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

Кроме того, нормы Закона о защите прав потребителей применяются к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования (пункт 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 г. № 17).

Права пациентов-потребителей медицинских услуг

Любой пациент, пользующийся медицинскими услугами, имеет целый ряд прав, закрепленных в нормативных правовых актах, регулирующих сферу их предоставления: в Законе о защите прав потребителей, Законе № 323-ФЗ, Постановлении Правительства РФ № 1006. Перечислим лишь некоторые из них: право на безопасность медицинских услуг, право на качество медицинских услуг, на информацию, на отсутствие недостатков оказываемых услуги другие.

В следующих разделах настоящей статьи приводятся примеры ответственностипри нарушении некоторых из вышеперечисленных прав.

Ответственность за нарушение прав пациентов

Указанными выше законами установлена ответственность лиц, предоставляющих медицинские услуги, за нарушение прав граждан-потребителеймедицинских услуг. В частности, статьей 98 Закона № 323-ФЗ установлено, что вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациямив объемеи порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Также Закон о защите прав потребителей предоставляет пациенту большое количество прав-требований за нарушение его прав.

Вместе с тем, основным (базовым) нормативным актом при защите прав пациента является Гражданский кодекс РФ (в частности, глава 59 «Обязательства вследствие причинения вреда»).

Договорная ответственность за ненадлежащее оказание медицинской помощи

Как уже было указано выше, на правоотношения в сфере оказания медицинских услуг распространяет свое действие в том числе Закон о защите прав потребителей.

Договорная ответственность за ненадлежащее оказание медицинской помощи

Так, в соответствии со статьей 28 Закона о защите прав потребителей, если клиника нарушила сроки оказания медицинской услуги — сроки начала и (или) окончания оказания услуги и (или) промежуточные сроки оказания услуги или во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

  • назначить исполнителю новый срок;
  • поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
  • отказаться от исполнения договора об оказании платных услуг;
  • потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.

Требования потребителей при обнаружении недостатков

Кроме того, согласно статье 29 Закона о защите прав потребителей потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;
  • полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Сроки удовлетворения требований потребителя

Законом о защите прав потребителей установлены сроки для удовлетворения отдельных требований потребителей. Соответствующие положения указанного закона систематизированы и представлены в виде таблицы:

Вид требований потребителя Срок для их удовлетворения
об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу)
о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими
силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования
о возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора
о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае, если этот срок не установлен, в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был ненадлежаще исполнен
о повторном выполнении работы (оказании услуги)
о безвозмездном устранении недостатков (в случае выявления существенных недостатков работы (услуги)) 20-дневный срок со дня предъявления требования

Вред, причиненный жизни и здоровью

Согласно статье 1095 ГК РФ вред, причиненный жизни и здоровью пациента вследствие нарушений при оказании платных медицинских услуг, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге, подлежит возмещению изготовителем услуги — медицинской организацией, с которой был заключен договор. Таким образом, в случае причинения вреда здоровью пациента его возмещение будет производиться в соответствии с гражданским законодательством.

Правовым основанием гражданско-правовой ответственности за причинение вреда при ненадлежащем оказании медицинской помощи являются нормы главы 59 ГК РФ. Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный лицу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Кроме того, статья 1068 ГК РФ предусматривает ответственность юридического лица за вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей.

Бремя доказывания

Для получения возмещения причиненного вреда в рамках Гражданского кодекса РФ потерпевшее лицо должно доказать ряд обстоятельств (факт причинения вреда здоровью, противоправность действий медицинской организации и другие). Однако при подаче потребительского иска бремя доказывания для сторон спора меняется.

Способы возмещения вреда

Для того, чтобы компенсировать имущественный ущерб и моральный вред, причиненные вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи, необходимо обратиться с соответствующей претензией в медицинскую организацию, где пациент получал указанную помощь. В случае получения отказа (а он, как правило, следует) требуется грамотно составить исковое заявление и направить его в суд.

Представление интересов в суде

По гражданским и уголовным делам о возмещении вреда здоровью вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи, при причинении легкого, среднего или тяжкого вреда здоровью, смерти, по делам о возмещение материального ущерба и компенсации морального вреда, по искам, вызванным неблагоприятным исходом оказания медицинской помощи, пр.

В нелегком деле удовлетворения требований потерпевшего лица, а также во всех сложностях (процессуальных или вытекающих из специфики оказания медицинской помощи и медицинских услуг как особого рода услуг населению), которые возникают у неподготовленного лица, предъявляющего требования в связи с ненадлежащим оказанием медицинской помощи (медицинских услуг), могут помочь юристы-профессионалы, специалисты в области медицинского права, которые владеют не только общими знаниями в юриспруденции, но знают также нюансы правоотношений в медицине.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
4 990 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
9 990 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
1 990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Есть вопросы? Задайте их юристу!
Задать вопрос