
Госдума рассматривает законопроект, который вызвал немало споров и всколыхнул страховое сообщество: главам регионов предложили разрешить передавать полномочия СМО территориальному фонду ОМС. Но какими будут последствия? Очевидно, что слом схемы, отлаженной годами, не пройдет незаметно − взаимодействие клиники со страховщиками касается практически всех ее подразделений: от медиков до программистов. Разбираемся, как передача полномочий повлияет на работу медицинских организаций.
Если заглянуть в историю вопроса, становится понятно, что сокращать присутствие страховщиков в ОМС начали еще задолго до проекта, который может исключить их из системы.
Как это было: IT-служба и техподдержка
До 2020 года реестры счетов и счета за оказанную помощь направлялись в СМО. Форматно-логистический контроль (ФЛК) и медико-экономический контроль (МЭК) проводил страховщик.
До подачи реестра счетов на оплату и проведения МЭК, IT-служба медицинской организации (МО) тесно взаимодействовала с коллегами из страховой компании для исправления технических ошибок, выявленных на ФЛК.
Федеральный закон от 08.12.2020 №430-ФЗ внес ряд изменений и дополнений в Закон об ОМС № 326-ФЗ.
С 1 января 2021 года со СМО сняли проведение МЭК и передали эти полномочия фондам.
В переходном периоде и МО, и фондам приходилось решать много технических и организационных проблем, настраивая IT-взаимодействие. Но за пять лет действия порядка ФЛК и МЭК медорганизации перестали нуждаться в технической поддержке со стороны страховщиков.
Бухгалтерия и экономисты
При оплате реестров счетов страховщик действует как посредник, и для перевода средств от ТФОМС на счета медучреждений необходимы дополнительные финансовые операции.
СМО ежемесячно подает в ТФОМС две заявки:
- одну вместе с перечнем заявок МО на авансирование оплаты медпомощи;
- вторую заявку на получение целевых средств на о...
ФЛК − автоматизированная проверка данных счетов и реестров счетов на соответствие установленным форматам и правилам до их передачи в фонд или СМО для оплаты. ФЛК выявляет и помогает исправлять ошибки, допущенные на этапе ввода данных в медицинских организациях, такие как пропущенные или неправильно введенные значения, что важно для своевременной оплаты и профилактики финансовых санкций по результатам МЭК.
Пункт 10 части 2 статьи 38 Закона № 326.
Статья 39 Закона № 326 дополнена частью 4.1.
Приказ Минздрава России от 21.08.2025 № 496н.
Пункты 340, 341 приказа Минздрава России от 21.08.2025 № 496н.
Пункт 339 приказа Минздрава России от 21.08.2025 № 496н.
Пункт 34, письмо ФФОМС от 26.02.2021 № 00-10-30-04/1101
Глава X. Обжалование медицинской организацией заключения страховой медицинской организации по результатам контроля. Приказ Минздрава России от 19.03.2021 № 231н