Настоящую статью мы начнем с вопроса - для чего необходимо проводить лабораторно-инструментальные исследования в рамках программы производственного контроля?
Лица, ответственные за организацию и проведение производственного контроля в организации, обязаны не только выявить все помещения (точки), где на организм человека могут действовать неблагоприятные и вредные факторы, но и определить способы их контроля.
Действие далеко не каждого фактора можно оценить визуально или по документам, которые прилагаются к оборудованию и различным средствам (лекарственным, дезинфицирующим, лабораторным реактивам и др.). Для объективного контроля действия тех или иных физических, химических или биологических факторов, способных оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека, используют лабораторно-инструментальные исследования и измерения.
Кто должен проводить лабораторно-инструментальные исследования и измерения?
Для проведения тех или иных лабораторно-инструментальных исследований и измерений необходимо наличие квалифицированного в данной области персонала, специализированного оборудования и расходных материалов, а также оборудованных в соответствии с требованиями действующих стандартов помещений. Свидетельством наличия необходимых для проведения лабораторно-инструментальных исследований и измерений условий является аттестат аккредитации испытательно-лабораторного центра (Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об аккредитации в национальной системе аккредитации").
Таким образом, лабораторно-инструментальные исследования и измерения проводятся, как правило на договорной основе, специализированной организацией, имеющей аттестат аккредитации в данной области. При наличии собственной аккредитованной лаборатории, а также при заключении договора на проведение таких исследований сторонними аккредитованными организациями необходимо обратить внимание на область аккредитации, которая должна содержать сведения о возможности проведения всех, необходимых заказчику исследований и измерений.
Какими документами определен перечень лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля для медицинских организаций?
Основные виды лабораторно-инструментальных исследований, проводимых в медицинских организациях в рамках производственного контроля, определены санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
Кроме того, с 1 января 2017 года вступили в силу санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах и источникам этих физических факторов, а также требования к организации контроля, методам измерения физических факторов на рабочих местах и мерам профилактики вредного воздействия физических факторов на здоровье работающих.
Лабораторно-инструментальные исследования физических факторов ионизирующей природы необходимо организовывать в соответствии с требованиями СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)» и СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских аппаратов и проведению рентгенологических исследований».
Какие виды лабораторно-инструментальных исследований должны проводить медицинские организации в рамках программы производственного контроля?
Перечень видов лабораторно-инструментальных исследований будет зависеть от видов выполняемых работ; использования оборудования, являющегося источником физических факторов; лекарственных средств, дезинфектантов, химических реактивов, применяемых в ходе осуществления медицинской деятельности и т.д.
Санитарными правилами в помещениях медицинской организации определены нормы параметров микроклимата (температура, скорость движения воздуха, влажность); освещённости, шума, электромагнитных полей, ионизирующих излучений, содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Кроме этого оценивается кратность воздухообмена в помещениях, оснащенных механическими вентиляционными системами, бактериальная обсемененность воздуха, наличие микроорганизмов на рабочих поверхностях (смывы на санитарно-показательную микрофлору). С целью контроля режимов стерилизации и сохранения стерильности медицинских изделий, прошедших стерилизацию, осуществляется контроль работы стерилизаторов с использованием бактестов, исследование материалов на стерильность.
Какие документы составляются по результатам лабораторно-инструментальных исследований?
Аккредитованный лабораторный центр по результатам проведенных лабораторно-инструментальных исследований оформляет следующие документы:
- протокол лабораторно-инструментальных исследований с указанием вида исследования, нормативного значения каждого параметра и полученного в ходе исследования результата;
- экспертное заключение, содержащее выводы о соответствии или несоответствии результатов лабораторно-инструментальных исследований нормативным значениям.
Что делать, если в ходе лабораторно-инструментальных исследований были получены результаты, не отвечающие нормативным требованиям?
При получении неудовлетворительных результатов лабораторно-инструментальных исследований, специалисты медицинской организации, отвечающие за организацию и осуществление производственного контроля проводят анализ всех возможных причин, повлекших за собой выявленные нарушения нормативных значений и составляют план по их устранению.
Например, наиболее распространенными причинами превышения нормативных значений ряда физических факторов (шум, электромагнитные поля и т.д.) являются использование оборудования в нарушение требований инструкций по эксплуатации, несвоевременные ремонты и поверки оборудования, отсутствие предусмотренных проектной документацией защитных конструкций и т.п.
При выявлении превышений предельно-допустимых концентраций вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны следует уделить внимание эксплуатации вентиляционной системы, а также ее организации в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов для данных видов работ.
Выявление неудовлетворительных результатов микробиологических исследований требует анализа мероприятий по дезинфекции, очистке (уборке) и стерилизации; организации и проведения внеплановой (по эпидемическим показаниям) уборке и дезинфекции; контроля работы и поверке стерилизующего оборудования и т.д.
После того, как выявленные недостатки будут устранены необходимо провести повторные лабораторно-инструментальные исследования тех факторов, превышение нормативных значений которых были выявлены.
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения