
Получить полное представление о системе фармаконадзора невозможно без подробного изучения его участников и их функций. В зависимости от вида субъекта появляются новые обязанности и права, меняется инструментарий проведения процедуры. В данной статье Факультетом Медицинского Права будут подробно рассмотрены основные субъекты фармаконадзора и будет выявлена специфика деятельности каждого из них.
Росздравнадзор
Игроками «фармаконадзорного поля» выступает несколько сторон: государство, фармкомпании, работники медицинской организации. У каждой группы свои права и обязанности, нередко корреспондирующие друг другу. Начнем с самого властного игрока – государства.
Согласно п. 5.1.4.3. Положения о Росздравнадзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323, полномочия по федеральному государственному надзору в сфере обращения лекарственных средств посредством организации и проведения фармаконадзора осуществляет Росздравнадзор, а точнее - Отдел организации фармаконадзора Управления организации государственного контроля качества медицинской продукции.
Подробнее функция надзорного органа трактуется в п. 3 Приказа Росздравнадзора от 15 февраля 2017 № 1071 «Об утверждении Порядка осуществления фармаконадзора» (далее – Приказ № 1071). Так, он проводит фармаконадзор путем анализа представляемой субъектами обращения лекарственных препаратов (далее – ЛП) информации о побочных действиях и нежелательных реакциях. Росздравнадзором могут браться во внимание и другие факты, представляющие угрозу жизни или здоровью человека при применении ЛП, выявленные на всех этапах обращения ЛП в Российской Федерации и других государствах.
Положениями Соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках ЕАЭС от 23 декабря 2014 года (далее – Соглашение от 23 декабря 2014 года) предусмотрено, что уполномоченные государственные органы обмениваются сведениями о выявленных нежелательных реакциях на лекарственные средства, изменениях в оценке соотношения пользы и риска лекарственных средств, находящихся в обращении на территориях государств-членов, и принятых мерах при превышении риска над пользой. Кроме того, «Надлежащей практикой фармаконадзора», утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03 ноября 2016 № 87 (далее – «Надлежащая практика фармаконадзора»), устанавливается передача сообщений о выявленных и подозреваемых нежелательных реакциях на ЛП в Сотрудничающий центр Всемирной организации здравоохранения с целью включения информации об этих случаях в базу данных нежелательных реакций Всемирной организации здравоохранения.
Дополнительный мониторинг лекарственных препаратов Росздравнадзором
Отдельные категории ЛП, содержащие новое действующее вещество или препараты биологического происхождения, требуют более интенсивного сбора данных по безопасности после государственной регистрации. В соответствии с «Надлежащей практикой фармаконадзора», единый список препаратов, подлежащих дополнительному мониторингу, создается, поддерживается в актуальном состоянии и публикуется уполномоченными органами государств-членов ЕАЭС. В Российской Федерации эту функцию выполняет Росздравнадзор, он отвечает за:
- опубликование в Интернете списка ЛП, зарегистрированных на территориях государств-членов, которые подлежат дополнительному мониторингу;
- информирование уполномоченных органов других государств-членов о зарегистрированных по национальной процедуре ЛП, включенных в список ЛП, подлежащих дополнительному мониторингу;
- информирование соответствующего держателя регистрационного удостоверения о принятии решения по включению в список ЛП, подлежащих дополнительному мониторингу;
- принятие всех надлежащих мер для того, чтобы сотрудники системы здравоохранения и пациенты сообщали о нежелательных реакциях на ЛП, включенный в список препаратов, подлежащих дополнительному мониторингу;
- выполнение ежемесячных обновлений списка ЛП, подлежащих дополнительному мониторингу.
Сообщения о проблемах безопасности ЛП медицинскими организациями
Не менее важными участниками цепочки выявления проблем с безопасностью ЛП являются медицинские организации. Их деятельность в области фармаконадзора регламентируется внутренними приказами. Наглядная схема фармаконадзора в медицинской организации приведена здесь. Для медицинской организации императивно установлены Приказом № 1071 сроки обращения с сообщениями о проблемах безопасности ЛП, при этом копия сведений прикрепляется к медицинской документации пациента:
Срок | Вид сообщения |
---|---|
3 рабочих дня | о серьезных нежелательных реакциях с летальным исходом или угрозой жизни (кроме реакций, выявленных в ходе КИ в данной организации) |
5 рабочих дней с даты выписки препарата | случаи индивидуальной непереносимости лекарственных средств, явившиеся основанием для выписки лекарств по торговому наименованию в рамках льготного лекарственного обеспечения |
15 календарных дней | случаи передачи инфекционного заболевания через ЛП |
15 календарных дней | отсутствие заявленной эффективности ЛП, применяемых при заболеваниях, представляющих угрозу для жизни человека |
15 календарных дней | отсутствие заявленной эффективности вакцин для профилактики инфекционных заболеваний |
15 календарных дней | отсутствие заявленной эффективности противозачаточных препаратов |
15 календарных дней | о нежелательных реакциях вследствие злоупотребления ЛП, в случаях умышленной передозировки ЛП |
В соответствии с п. 38 Порядка осуществления фармаконадзора, утвержденного Приказом Росздравнадзора №1071, срок для сообщения о нежелательных реакциях и иной информации по безопасности и эффективности исчисляется с даты, когда ответственному по фармаконадзору в медицинской организации стали известны следующие сведения:
- информация, позволяющая идентифицировать юридическое или физическое лицо, выявившее нежелательную реакцию или особую ситуацию;
- информация, позволяющая идентифицировать физическое лицо, у которого наблюдалась нежелательная реакция;
- информация, позволяющая идентифицировать ЛП;
- информация, позволяющая идентифицировать симптомы нежелательной реакции.
Специально для медицинских организаций было выпущено Письмо Росздравнадзора от 31 января 2020 г. № 02И-208/20 с пояснениями о порядке проведения фармаконадзора. В нем отмечается, что предпочтительно передавать сведения через АИС Росздравнадзора (база данных «Фармаконадзор»). Также разрешается вопрос с пациентами, самостоятельно выявившими нежелательные реакции. Такие пациенты могут потребовать у лечащего врача или другого медработника заполнить извещение и направить его в Росздравнадзор. Но если на момент обращения к врачу симптом нежелательной реакции исчез, то в извещении делается указание, что симптом описан со слов пациента. Подробно о порядке фармаконадзора и о форме извещения можно получить информацию здесь. В письме Росздравнадзор не забывает дать пояснения и о внутреннем аудите работы системы фармаконадзора.
Критерии оценки работы медицинских организаций по фармаконадзору
В письме сформулировано больше 10 критериев оценки работы медицинских организаций по фармаконадзору. Вот некоторые из них:
- Знание сотрудниками медицинской организации законодательства в сфере мониторинга безопасности лекарственных средств (Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и Приказ Росздравнадзора от 15 февраля 2017 г. №1071).
- Наличие внутренних приказов, регламентирующих порядок регистрации и сбора информации о нежелательных реакциях в медицинской организации и передачу сведений о них в Росздравнадзор.
- Наличие специалистов, ответственных за сбор и направление информации о нежелательных реакциях и проблемах безопасности лекарственных препаратов в Росздравнадзор.
- Организация информирования центрального аппарата Росздравнадзора или территориальных органов Росздравнадзора о летальных нежелательных реакциях на ЛП в течение 3 рабочих дней с момента, когда произошла данная реакция.
- Наличие персонализированного доступа в базу данных «Фармаконадзор» в АИС Росздравнадзора и т.д.
Фармаконадзор в компаниях–держателях регистрационных удостоверений лекарств
Среди направлений проводимой политики руководство одного из отделов Росздравнадзора обозначило пристальный контроль за системой фармаконадзора в компаниях–держателях регистрационных удостоверений лекарств1. Требования к держателям регистрационных удостоверений (далее – ДРУ) и разработчикам ЛП имеют свою специфику. Во многом регулирование этой группы участников завязано на законодательстве ЕАЭС. Сам Приказ № 1017 в ряде ситуаций отсылает к «Надлежащей практике фармаконадзора». Например, о видах нежелательных реакций, сообщаемых ДРУ в течение 15 дней, российский акт отсылает к п. 7.1.7.1, 7.1.7.3 «Надлежащей практики фармаконадзора». Среди них перечислены:
- Серьезные нежелательные реакции в России;
- Серьезные непредвиденные нежелательные реакции, выявленные на территории иных государств;
- Превышение ожидаемой частоты развития серьезных нежелательных реакций, которое может оказать влияние на соотношение «польза – риск»;
- Регуляторные ограничения по причинам, связанным с безопасностью и эффективностью в других государствах (включая изменения инструкции);
- Проблемы с безопасностью, выявленные в ходе клинического или доклинического исследования;
- Сигналы безопасности, которые могут оказать влияние на соотношение «польза – риск»;
- Проблемы с безопасностью, связанные с применением лекарственного препарата off-label;
- Проблемы с безопасностью, связанные с ошибками инструкции или маркировки;
- Сведения о недостаточной эффективности лекарственных препаратов, применяемых при жизнеугрожающей патологии, а также вакцин и контрацептивных средств;
- Проблемы с безопасностью, связанные с исходным сырьем для производства ЛП.
Эта информация передается в письменной форме в уполномоченный орган государства-члена, на территории которого зарегистрирован ЛП. Причем ДРУ должен сделать это незамедлительно после того, как стало известно о проблеме. Предоставляя информацию, он подробно описывает проблему с безопасностью ЛП, а также действия или меры, намеченные в отношении проблемного ЛП. Далее эти сведения включаются ДРУ в разделы ПОБ, что поможет переоценить и проанализировать влияние новых данных на соотношение «польза — риск».
Мастер-файл системы фармаконадзора
Важным руководством, сопровождающим деятельность ДРУ, является Мастер-файл системы фармаконадзора (далее – МФ). «Надлежащая практика фармаконадзора» определяет МФ как подробное описание системы фармаконадзора, применяемой держателем регистрационного удостоверения по отношению к данным об одном или нескольких зарегистрированных лекарственных препаратах. Составление МФ и актуализация информации, содержащейся в нем, позволяет получать информацию о рисках или неэффективности выполнения определённых направлений деятельности по фармаконадзору. С помощью него ДРУ подтверждает соответствие системы фармаконадзора законодательным требованиям и обобщает данные по фармаконадзору, что позволяет в том числе государственным органам провести инспекцию эффективно. Описывая в системе ЛП, ДРУ делает это в отношении всех зарегистрированных ЛП. Содержательно МФ должен иметь как минимум такие поля:
- Оглавление;
- Раздел об уполномоченном лице по фармаканадзору (обязанности, персональные данные и т.д);
- Организационная структура ДРУ;
- Источники получения данных по безопасности;
- Компьютерные системы и базы данных;
- Процедурные документы, обучение персонала, аудит;
- Приложения (перечень ЛП в системе, перечень показателей деятельности по фармаконадзору) и др.
«Надлежащая практика фармаконадзора» (п. 3.6.1) допускает электронный формат ведения системы МФ, но должна быть обязательно обеспечена возможность получения печатной копии для государственных органов. После запроса государственных органов о предоставлении доступа к МФ ДРУ должен предоставить его в течение 7 рабочих дней.
Уполномоченное лицо по фармаконадзору
Есть ещё один ключевой участник системы фармаконадзора, играющий на стороне бизнеса. В фармацевтической компании фармаконадзор контролирует уполномоченное лицо по фармаконадзору (далее – УЛФ). Оно обладает обширной компетенцией в области контроля качества ЛП, но этому соответствует и повышенная ответственность за нарушения требований законодательства. В системе фармаконадзора возможно только одно УЛФ. ДРУ сообщает фамилию и контактную информацию об УЛФ в Росздравнадзор, а также проводит обучение УЛФ по своей системе фармаконадзора. Раздел 2.15 «Надлежащей практики фармаконадзора» дает расплывчатые требования к кандидатуре УЛФ:
- необходимы соответствующие теоретические и практические знания по осуществлению деятельности по фармаконадзору;
- навыки управления системами фармаконадзора, а также проведения экспертизы или иметь доступ к проведению экспертизы в таких областях, как медицина, фармацевтические науки, а также эпидемиология и биостатистика.
Среди российских актов пока нет отдельного профессионального стандарта для специалистов по фармаконадзору, приказ на стадии проекта. Имеется профессиональный стандарт «Специалист по промышленной фармации в области исследований лекарственных средств» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 432н), где среди возможных должностей можно увидеть и специалиста по фармаконадзору. Там сформулированы более конкретные требования: высшее образование, необходимый опыт работы в зависимости от уровня должности, условия о допуске к работе и т.д.
Хоть в п. 2.14.3. «Надлежащей практики фармаконадзора» и сказано, что обязанности УЛФ определяются должностной инструкцией, но далее в п.2.16.3 дается широкий перечень возможных обязанностей УЛФ в отношении ЛП, которые подконтрольны системе фармаконадзора:
- выполнение обзора профилей безопасности ЛП и чрезвычайных ситуаций по изменению профилей безопасности;
- принятие участия в изучении и утверждении протоколов пострегистрационных исследований безопасности;
- дополнение планов управления рисками;
- обеспечение выполнения функций по фармаконадзору и представление всех документов, имеющих отношение к фармаконадзору, согласно требованиям законодательства государств-членов, международных договоров и актов, составляющих право Союза;
- предоставление полных и своевременных ответов на запросы уполномоченных органов государств-членов о представлении дополнительной информации, необходимой для оценки пользы и риска ЛП.
При взаимодействии с государственными органами УЛФ решает задачи текущего и срочного характера. В текущие задачи входит подача основных документов по безопасности (план управления рисками, ПОБ) и сообщений об изменениях структуры фармаконадзора в МФ. Срочность характерна для таких задач, как предоставление информации по запросу государственного органа; подача сведений о возникших нежелательных реакциях и иной информации по безопасности и эффективности. Вполне естественно, что такой внушительный объем заданий сложно исполним одним лицом, поэтому «Надлежащая практика фармаконадзора» (п. 2.16.4.) разрешает УЛФ делегировать часть своих функций квалифицированным и обученным работникам, но только при последующем контроле функционирования всей системы и профилей безопасности ЛП.
Таким образом, при наличии единой цели фармаконадзора так или иначе порядок его проведения может меняться в зависимости от субъекта обращения лекарственных средств. Несмотря на то, что в России фармаконадзор в сравнении с европейским порядком выглядит не очень зрелым, впереди его ожидает новый виток развития по окончанию перехода на евразийскую систему регистрации лекарственных средств.
- 1https://medvestnik.ru/content/articles/Lekarstvennyi-nadzor-vremya-peremen.html
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения