Номенклатура медицинских услуг (приказ Минздрава России от 13.10.2017 №804н) довольно прочно вошла в жизнь медорганизаций. Роспотребнадзор и Росздравнадзор продолжают требовать, чтобы прейскурант клиник соответствовал ей. Иное, по их мнению, нарушает действующее законодательство. Используя номенклатуру, суды придают той или иной услуге статус медицинской, что приводит к ответственности клиник по ряду административных статей. Хотя акт давно не отвечает медицинским реалиям и требует пересмотра. Недавно Минздрав попытался привести все в порядок и представил проект новой номенклатуры медицинских услуг. Какие в итоге проблемы он решает, рассмотрим далее.
Начнем с азов. Для чего нужна номенклатура?
В базовом Федеральном законе от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ №323) Номенклатура упоминается в связи:
- со стандартами медицинской помощи, которые разрабатываются в соответствии с ней (ч. 14 ст. 37 ФЗ №323);
- с клиническими рекомендациями, в которых указываются медицинские услуги, предусмотренные номенклатурой (ч. 3 ст. 37 ФЗ №323).
Согласно приказу Минздрава России от 13.10.2017 №804н (далее – приказ №804н, номенклатура №804н) номенклатура – это систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении. Прежний акт определял ее как перечень медицинских услуг (приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 №1664н).
Роль номенклатуры в работе медицинских организаций трудно переоценить. Опираясь на нее, суды признают ту или иную услугу медицинской и впоследствии привлекают клиники к административной ответственности.