logo
 
logo
14 мая 2020

О стимулирующих и страховых выплатах медицинским и иным работникам в период COVID-19

logo
Автор:
  • 34520
  • 0
О стимулирующих и страховых выплатах медицинским и иным работникам в период COVID-19

«Нам ничего не заплатили» - последнее время нам часто поступают подобные сообщения от медицинских работников из различных уголков России. Конечно, большинству хочется понимать, когда и в каком размере будут выплачены (если будут) обещанные Президентом доплаты за работу в период COVID-19.

Однако, как часто бывает – на словах густо, а на деле пусто. Мы решили разобраться, какие стимулирующие выплаты положены медицинским и иным работникам, трудящимся на передовой с COVID-19. Дополнительно мы затронем тему страховых выплат, так как произошли некоторые изменения. Обо всем далее расскажем в следующем порядке:

  1. Выплата стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку.
  2. Выплата стимулирующего характера за выполнение особо важных работ.
  3. Обобщенная информация о выплатах.
  4. Освобождение выплат от налогообложения.
  5. «Московские» выплаты в связи с пандемией коронавируса.
  6. Страховые выплаты медицинским работникам, пострадавшим от COVID-19.

Прежде чем говорить о выплатах, предварительно вспомним, что в соответствии со ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ. При этом, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (ч. 2 ст. 72 ФЗ № 323).

Важно! Обратите внимание, что помимо федеральных выплат, в субъектах могут быть приняты свои меры поддержки и выплаты.

Выплата стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее – Правила № 415).

Примечание: Необходимо учитывать, что в Правила № 415 вносились изменения - Постановление Правительства РФ от 29.05.2020 № 784 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Примечание: Для удобства далее мы разделим информацию на блоки и рассмотрим каждый в отдельности.

ФИНАНСИРОВАНИЕ: предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ (за исключением г. Москвы), источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов РФ по выплатам стимулирующего характера. Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов РФ в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Минздрава России как получателя средств федерального бюджета (п. 2 Правил № 415). Предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется в размере 50 % предусмотренного Минздраву России объема бюджетных ассигнований на их предоставление, исходя из численности лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию (п. 4, 5 Правил № 415).

Средства распределены между субъектами на основании Распоряжения Правительства РФ от 02.04.2020 № 852-р. Еще раз обращаем внимание, что Москва не включена (о выплатах в Москве чуть позже – см. далее).

Иной межбюджетный трансферт расходуется при наличии зарегистрированного на территории субъекта подтвержденного случая новой коронавирусной инфекции (п. 8 Правил № 415). При отсутствии у субъекта потребности в ином межбюджетном трансферте, актом Правительства РФ осуществляется перераспределение высвободившихся средств другим субъектам на те же цели.

Условиями предоставления иных межбюджетных трансфертов являются (п. 3 Правил № 415):

  • наличие в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляются иные межбюджетные трансферты;
  • заключение соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта между Минздравом России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в форме электронного документа с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовой формой, утвержденной Минфином.
Примечание: Обратите внимание на два вышеуказанных основания, которые означают, что если они не будут исполнены субъектом так, как этого требуются Правилами № 415, то субъекту не будет предоставлен иной межбюджетный трансферт, а соответственно имеется риск того, что медицинские работники получат выплаты с задержкой. Как показала практика, не все субъекты оперативно заключают соглашения, что затягивает процесс выплат.

Согласно информации с сайта Минздрава России (актуальность 06.05.2020): «Ведомством до субъектов РФ доведены лимиты для осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам. В настоящий момент осуществляются выплаты медицинским работникам в следующих регионах: Тверская область, Архангельская область, Чеченская Республика, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Нижегородская область, Красноярский край, Челябинская область, ХМАО-Югра, Сахалинская область. Выплаты медработникам в остальных субъектах РФ начнутся в ближайшее время».

ВИД ВЫПЛАТЫ: выплата стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлен COVID-19, и лицам из групп риска заражения COVID-19.

КОМУ ПОЛОЖЕНА ВЫПЛАТА И РАЗМЕР: средства направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в органам местного самоуправления осуществления полномочия органов гос. власти субъектов РФ по организации оказания населению субъекта РФ первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи).

Примечание: По решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ частным медицинским организациям могут предоставляться субсидии в соответствии с п. 9 статьи 2.1 Федерального закона от 12.11.2019 № 367-ФЗ. Однако изначально данного положения в Правилах № 415 не было. Оно появилось благодаря изменениям, внесенным Постановлением Правительства РФ от 29.05.2020 № 784.

Выплата полагается следующим работникам (п. 10 Правил № 415):

Примечание: Как уточняется в письме Минздрава России от 21.05.2020 № 16-3/И/1-6965, выплата осуществляется медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения COVID-19, утв. постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 года № 373.
  • врачам скорой медицинской помощи, в том числе в составе специализированных выездных бригад, - 80 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата;
    Минздрав России в письме № 16-3/И/2-5951 от 06.05.2020 обратил внимание, что ограничения перечня конкретных врачей-специалистов в составе выездных бригад скорой медицинской помощи не установлено. Таким образом, при профилизации бригады для оказания помощи пациентам с COVID-19, указанная выплата может устанавливаться также врачам анестезиологам-реаниматологам, врачам-педиатрам и другим, осуществляющим такую медицинскую деятельность. Однако необходимо учитывать, что в соответствии с приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций должны установить перечень общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией, отбору биологического материала для лабораторных исследований на наличие COVID-19.
  • среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры-анестезисты), - 40 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата;
  • фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 20 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата;
  • врачам подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам), - 80 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата;
  • среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, фельдшерских здравпунктов, - 40 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата;
  • младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания первичной медико-санитарной помощи, - 20 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата;
  • врачам, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам), - 100 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата;
  • среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 50 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата;
  • младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 30 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата.

(UPDATE 29.05.2020) В последующем Постановлением Правительства РФ от 29.05.2020 № 784 (вступило в силу 29.05.2020) были внесены изменения в Правила № 415. В частности, был дополнен вышеуказанный перечень работников, которые вправе рассчитывать на выплату за особые условия труда и дополнительную нагрузку. Выплата теперь также полагается:

  • медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, - 80 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата;
  • медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, - 100% среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата.

Напомним, что к медицинским работникам с высшим немедицинским образованием относятся медицинские психологи, судебные эксперты, инструкторы-методисты по лечебной физкультуре и другие (см. в частности Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н).

Дополнительно Минздрав России в письмах № 16-3/И/2-5951 от 06.05.2020 и № 16-3/И/1-6965 от 21.05.2020 отметил, что выплата полагается медицинским работникам, контактирующим в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с COVID-19, и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19, в том числе:

  • врачи-рентгенологи;
  • врачи-патологоанатомы;
  • врачи-эпидемиологи;
  • помощники врачей-эпидемиологов;
  • медицинские работники клинико-диагностических лабораторий;
  • средний медицинский персонал, работающий с указанными выше врачами-специалистами.

Кроме того, Минздрав в письме № 16-3/И/1-6965 от 21.05.2020 уточнил, что выплата полагается медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медпомощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в период COVID-19, утв. приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н, и направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией, отбор биологического материала для лабораторных исследований на наличие COVID-19 независимо от количества пациентов с подтвержденным COVID-19. А также правом на выплату обладают медицинские работники поликлиник, оказывающие медицинскую помощь пациентам с COVID-19.

Примечание: Пример реализации Правил № 415 в субъекте РФ: Постановление Правительства Вологодской области от 13.04.2020 № 375 «Об установлении дополнительных выплат медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения области, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (врачам скорой помощи – 13 428 рублей; врачам, оказывающим СМП в стационарных условиях – 16 785 руб. и так далее).

Обратите внимание, непосредственно в Правилах № 415 размер выплаты представлен в процентном соотношении. В актах субъектов можно увидеть уже конкретные суммы.

УСЛОВИЯ предоставления медицинской организации средств на выплаты:

  1. Медицинская организация должна принять локальный нормативный акт, в котором отразить:
    • перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;
    • перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;
      Минздрав в письме № 16-3/И/2-5951 от 06.05.2020 пояснил, что перечень должностей также может быть утвержден по решению органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья. А в целях контроля за осуществлением расходов, уточнение и фиксация конкретного перечня медицинских работников, которым осуществляются выплаты, могут также быть предусмотрены в соглашении между органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья и медицинской организацией.
    • размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью;
    • срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
  2. Согласовать локальный акт с органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья (местным Минздравом) или органом местного самоуправления.
С учетом вышеизложенного, необходимо обратить внимание на следующее:
  • получение выплаты зависит также от работодателя, который должен сначала принять и согласовать локальный акт;
  • получение выплаты ставится в зависимость от фактически отработанного времени;
    Как пояснил Минздрав России в письмах № 16-3/И/2-5951 от 06.05.2020 и № 16-3/И/1-6965 от 21.05.2020, это означает, что выплата устанавливается на каждый месяц с даты формирования отделения (бригады скорой медпомощи) и осуществляются за фактически отработанное время по графику, то есть за все время работы, за исключением периодов отсутствия работника на рабочем месте в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
    Необходимо учитывать, что выплаты стимулирующего характера являются частью заработной платы. Соответственно они должны включаться в заработную плату, к которой применяются коэффициенты (районные, за работу в пустынных и безводных местностях и пр.) и процентные надбавки (за работу в районах Крайнего Севера и пр.). Выплата стимулирующего характера также включается в расчет среднего заработка, сохраняемого за работниками на время ежегодного отпуска, и в других случаях, предусмотренных ТК РФ.
  • срок, на который устанавливается выплата, тоже определяется работодателем. Сами Правила № 415 ничего не говорят о периоде выплат (лишь отмечено, что Правила распространяются на правоотношения, возникшие с 30 января 2020 года). При этом, периоды выплат находят свое отражение в актах субъектов РФ.
    Минздрав в письме № 16-3/И/2-5951 от 06.05.2020 рекомендовал устанавливать выплату на каждый месяц с начала оказания медицинской помощи в подразделении гражданам, у которых выявлен COVID-19, и лицам из групп риска в пределах распределенных межбюджетных трансфертов.

Важно! Субъект РФ вправе предусмотреть повышение уровня выплат стимулирующего характера за счет средств бюджета субъекта (п. 12 Правил № 415).

Внимание! Дополнительные разъяснения Минздрава России о применении Правил № 415:

Выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ

Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлен COVID-19 (далее – Правила № 484).

Примечание: Необходимо учитывать, что в Правила № 484 вносились изменения:
  • Постановление Правительства РФ от 15.05.2020 № 678;
  • Постановление Правительства РФ от 29.05.2020 № 784.

ФИНАНСИРОВАНИЕ: предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов РФ по выплатам стимулирующего характера.

Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов РФ в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Минздрава России как получателя средств федерального бюджета (п. 2 Правил № 415).

Предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется исходя из планируемого объема выплат стимулирующего характера на апрель 2020 года. Размер трансферта определяется по формуле, приведенной в п. 7 Правил № 484 (в отличие от Правил № 415, где расчет базируется на количестве застрахованных лиц, расчет по Правилам № 484 основана на количестве коек в стационарах, а также численности медицинских и иных работников, участвующих в оказании СМП в стационаре и скорой медпомощи в соответствии с Временным порядком, утв. Минздравом России № 198н).

Средства распределяются между субъектами на основании соответствующих распоряжений Правительства РФ (распоряжения Правительства РФ от 12.04.2020 № 976-р, от 08.05.2020 № 1225-р, от 15.05.2020 № 1273-р, от 28.05.2020 № 1406-р).

Условиями предоставления иных межбюджетных трансфертов являются:

  • наличие в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляются иные межбюджетные трансферты;
  • заключение соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта между Минздравом России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в форме электронного документа с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовой формой, утвержденной Минфином.
Примечание: в данном случае ситуация такая же, как и в Правилах № 415 – все зависит от действий на уровне субъектов РФ.

Согласно информации с сайта Минздрава России (актуальность 06.05.2020): «Минздравом России до всех субъектов Российской Федерации были доведены бюджетные лимиты, в соответствии с которыми будут производиться стимулирующие выплаты медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлен новая коронавирусная инфекция COVID-19. На сегодняшний день Минздравом России подписаны соглашения с 68 субъектами РФ, которые уже могут производить указанные выплаты».

ВИД ВЫПЛАТЫ: выплата стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлен COVID-19.

(UPDATE 29.05.2020) Ввиду изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 29.05.2020 № 784, выплата стимулирующего характера за выполнение особо важных работ осуществляется медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами с COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере. Данное дополнение распространяется на правоотношения с 01.05.2020г.

КОМУ ПОЛОЖЕНА ВЫПЛАТА И РАЗМЕР: средства предоставляются медицинским организациям и их структурным подразделениям (в том числе оказывающим скорую медицинскую помощь), фактически оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлен COVID-19, в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций, утв. приказом Минздрава России № 198н, а также транспортным организациям.

(!) Упоминание о предоставлении средств на выплаты также организациям, осуществляющим предоставление транспортных услуг при оказании скорой медпомощи гражданам, у которых выявлен COVID-19, появилось благодаря изменениям, внесенным Постановлением Правительства РФ от 15.05.2020 № 678.

Выплата полагается следующим работникам:

  • Оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлен COVID-19:
    • врачам - 50 000 руб. в месяц,
    • среднему и младшему медицинскому персоналу, водителям скорой - 25 000 руб. в месяц
  • Оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлен COVID-19:
    • врачам - 80 000 руб. в месяц,
    • среднему медперсоналу - 50 000 руб. в месяц,
    • младшему медперсоналу - 25 000 руб. в месяц.

Обратите внимание, что в Правилах № 484 не конкретизируется, государственных, муниципальных или частных медицинских организаций касаются подобные выплаты. При этом, в п. 4 Правил № 484 уточнено, что частным медицинским организациям и транспортным организациям предоставляются субсидии в соответствии с пунктом 9 статьи 2.1 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса РФ и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в 2020 году».

Примечание: Пример реализации Правил № 484 в субъекте РФ: Постановление Правительства Архангельской области от 15.04.2020 № 202-пп «Об установлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам медицинских организаций в Архангельской области, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-2019)».

УСЛОВИЯ предоставления медицинской организации средств на выплаты:

Для медицинских организаций

  1. Медицинская организация должна принять локальный нормативный акт, в котором отразить:
    • перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;
    • перечень должностей медицинских работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;
    • размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью независимо от количества отработанных смен (часов), но не выше размеров, указанных в п. 11 Правил (указано выше);
      (!) Первоначально редакция Правил № 484 содержала указание о том, что выплата зависит от «фактически отработанного времени». Однако данное положение было исключено. Соответствующие изменения были внесены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2020 № 678 (исключено «за фактически отработанное время») и Постановлением Правительства РФ от 29.05.2020 № 784 (дополнено, что размер не зависит от количества отработанных смен, часов).
    • срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
  2. Данный локальный акт необходимо согласовать с органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья (местным Минздравом).
Для транспортных организаций (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2020 № 678)
  1. Транспортная организация должна принять локальный нормативный акт, в котором отразить:
    • перечень должностей, работа в которых дает право на установление выплаты стимулирующего характера (водители скорой медицинской помощи);
    • размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью, но не выше размера, указанного в подпункте «а» п. 11 Правил;
    • срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
  2. Данный локальный акт необходимо согласовать с органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья (местным Минздравом).
Примечание: Обратите внимание на следующее:
  • получение выплаты зависит также от работодателя, который должен сначала принять и согласовать локальный акт;
  • получение выплаты не зависит от фактически отработанного времени;
Минздрав в письме от 17.05.2020 № 16-3/И/1-3061 еще раз обратил внимание, что выплата является единовременной, выплачивается в полном размере, если сотрудник отработал в соответствии с установленным графиком, независимо от количества смен и/или часов, за сам риск работы с больными COVID-19.
Не забываем, что и к данной выплате применяются коэффициенты (районные, за работу в пустынных и безводных местностях и пр.), а также процентные надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
  • в Правилах № 484 (в отличие от Правил № 415) четко обозначен период выплат: апрель – июнь 2020 года. При этом, срок, на который устанавливается выплата, должен быть отражен в локальном акте организации.

(UPDATE 29.06.2020) Период предоставления выплаты был продлен еще на 2 месяца – июль и август. Соответствующие изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 26.06.2020 № 926.

Внимание! Дополнительные разъяснения Минздрава России о применении Правил № 484:

Подводя итог вышеизложенному, на данный момент предусмотрены две различные федеральные выплаты:

  • выплата стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (предусмотрена Правилами № 415);
  • выплата стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлен COVID-19 (предусмотрена Правилами № 484).

Внимание! На Едином портале госуслуг медицинские работники, трудящиеся на передовой с COVID-19, могут оставить жалобы на отсутствие стимулирующих выплат. Предусмотреть подобный раздел для обращений поручил Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин на совещании с членами Правительства РФ 15 мая 2020 года.

Дополнительная информация по выплатам в системе ФМБА:

На основании Приказа ФМБА России от 13.04.2020 № 106 утверждены порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлен COVID-19, лицам из групп риска заражения COVID-19 и лицам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению завоза и распространения COVID-19 в РФ.

ФМБА России самостоятельно определяет перечень медицинских организаций ФМБА России, работа в которых дает право на выплаты. Перечень медицинских и иных работников, которым полагается выплата, также определен в данном приказе. Выплаты стимулирующего характера выплачиваются в составе заработной платы за фактически отработанное время, начиная с 16 марта 2020 года, из расчета месячной нормы рабочих часов на одну занятую ставку. На данные выплаты Распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 860-р ФМБА выделено 321197,5 тыс. рублей.

Обобщенная информация о выплатах

Акт Выплата Период выплаты Кому положена выплата Размер
Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 (Правила № 415) Выплата стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлен COVID-19, и лицам из групп риска заражения COVID-19 срок, на который устанавливается выплата, определяется медицинской организацией в локальном акте. Непосредственно Правила № 415 не обозначают период выплат. Минздрав рекомендовал устанавливать выплату на каждый месяц с начала оказания медпомощи в подразделении гражданам с COVID-19 и лицам из групп риска в пределах распределенных межбюджетных трансфертов врачам скорой медицинской помощи, в том числе в составе специализированных выездных бригад 80 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата;
среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры-анестезисты) 40 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата;
фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи 20 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата;
врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам) 80 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата;
среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, фельдшерских здравпунктов 40 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата;
младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания первичной медико-санитарной помощи 20 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата;
врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам) 100 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата;
среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях 50 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата;
младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях 30 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата.
Акт Выплата Период выплаты Кому положена выплата Размер
Постановление Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 (Правила № 484) Выплата стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медпомощи гражданам, у которых выявлен COVID-19
апрель – июнь 2020 года.
*При этом, срок, на который устанавливается выплата, определяется в локальном акте медицинской организации.
врачам, оказывающим скорую медпомощь гражданам, у которых выявлен COVID-19 50 000 руб. в месяц
среднему и младшему медперсоналу, водителям скорой, оказывающим скорую медпомощь гражданам, у которых выявлен COVID-19 25 000 руб. в месяц
врачам, оказывающим специализированную медпомощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлен COVID-19 80 000 руб. в месяц
среднему медперсоналу, участвующему в оказании специализированной мед. помощи в стационарных условиях гражданам, у которых выявлен COVID-19 50 000 руб. в месяц
младшему медперсоналу, участвующему в оказании специализированной мед. помощи в стационарных условиях гражданам, у которых выявлен COVID-19 25 000 руб. в месяц

Освобождение выплат от налогообложения

(UPDATE 08.06.2020) И выплата за особые условия труда и дополнительную нагрузку по Правилам № 415, и выплата за выполнение особо важных работ по Правилам № 484 освобождены от НДФЛ. Подобное стало возможно благодаря повторным изменениям, внесенным 08.06.2020г. в п. 81 ст. 217 Налогового кодекса РФ на основании Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ (распространяется на правоотношения с 01.01.2020).

А именно, п. 81 ст. 217 НК РФ в новой редакции гласит, что не подлежат налогообложению «доходы в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения COVID-19, в том числе оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлен COVID-19, и лицам из групп риска заражения COVID-19, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента РФ, актов Правительства РФ и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта РФ».

Однако первоначально ситуация обстояла иначе. Далее представлены рассуждение, сформированные до вышеуказанных изменений от 08.06.2020 в НК РФ.

Согласно буквальному толкованию п. 81 ст. 217 Налогового Кодекса РФ от налогообложения освобождены доходы в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета.

Как можно заметить, наименование выплаты в п. 81 ст. 217 НК РФ полностью дублирует наименование выплаты, предусмотренной Правилами № 415. При этом, п. 81 ст. 217 НК РФ ничего не упоминает о выплате за особо важную работу, предусмотренной Правилами № 484.

Таким образом, закономерно встает вопрос: а освобождены ли от налогообложения выплаты по Правилам № 484, если они не отражены в п. 81 ст. 217 НК РФ. Ведь если исходить из буквального толкования, то речь в п. 81 ст. 217 НК РФ только о выплате, предусмотренной Правилами № 415.

Конечно, многие справедливо возразят – как так, ведь Президент сказал, что выплаты работникам должны быть освобождены от налогов. Да и СМИ молниеносно распространили информацию о том, что выплаты медикам освобождены от налогов. Только почему-то мало кто обратил внимание на то, о каких выплатах шла речь.

Если обратиться к перечню поручений по итогам совещания с членами Правительства, состоявшегося 15 апреля 2020 года, речь шла об освобождении от НДФЛ денежных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения данной инфекцией.

Еще раз отметим, что данная выплата предусмотрена Правилами № 415 и именно о данной выплате указано в п. 81 ст. 217 НК РФ. При этом, про выплату, предусмотренную Правилами № 484 в перечне поручений Президента РФ нет ни слова. Однако обратите внимание, что совещание состоялось 15 апреля 2020 года, когда Правила № 484 уже были приняты и о выплате было известно.

По мнению Факультета Медицинского Права, все дополнительные выплаты «стимулирующего характера», осуществляемые за счет федерального бюджета, независимо от их названия и должности работника, должны быть освобождены от налогообложения. Иное правовое регулирование, как минимум, нарушит равноправие граждан (ст. 6, 19 Конституции РФ), да и здравый смысл тоже.

Остается лишь надеяться, что отсутствие в п. 81 ст. 217 НК РФ положений, связанных с выплатой по Правилам № 484, связано с несостыковкой во времени и в действиях законодательной и исполнительной власти. Поясним, что имеем ввиду.

Правила № 415 были приняты 2 апреля 2020г., а Правила № 484 - 12 апреля 2020г. Изменения в ст. 217 НК РФ были внесены Федеральным законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ. Однако 22 апреля 2020г. - это дата подписания закона Президентом РФ, то есть «заключительная стадия».

Непосредственно проект федерального закона поступил на рассмотрение 11 апреля 2020 года. То есть до даты принятия Правительством РФ Правил № 484 (12 апреля 2020г.). Более того, если обратиться к пояснительной записке и первоначальному тексту акта, изначально даже не планировалось вносить в НК РФ изменения по части освобождения от налогообложения доходов в виде стимулирующих выплат.

Далее 14 и 17 апреля проект закона прошел первое и второе чтение, а 17 апреля был принят Государственной Думой и в этот же день направлен на рассмотрение в Совет Федерации. Как следует из таблицы поправок, рекомендованных к отклонению (от 16.04.2020г.), вопросы о включении в ст. 217 НК РФ выплат по Правилам № 484 не отклонялись, а значит и не рассматривались.

Получается, что при принятии ФЗ от 22.04.2020 № 121 Правила № 484 вовсе не были учтены. Вероятно, именно поэтому п. 81 ст. 217 НК РФ буквально не освобождает от налогообложения доходы в виде выплат по Правилам № 484, а касается только выплат по Правилам № 415.

С другой стороны, если исходить из поручений Президента РФ, то освобождение от налогообложения выплат, предусмотренных Правилами № 484, даже и не планировалось. Хотя логики, конечно, в этом никакой. Потому как обе выплаты (и по Правилам № 415, и по Правилам № 484) являются стимулирующими в связи с работой в период COVID-19, обе финансируются за счет федерального бюджета, а потому должны быть равным образом урегулированы и нормами налогового права.

(UPDATE 19.05.2020) К счастью, подобного подхода придерживаются Минфин России и Федеральная налоговая служба. Так, в письме ФНС России от 19.05.2020 № БС-4-11/8216@, основанном на письме Минфина России от 15.05.2020 № 03-04-07/39728, сообщается, что выплаты и по Правилам № 415, и по Правилам № 484 освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании п. 81 ст. 217 НК РФ.

Однако тут есть несколько нюансов, если возвращаться к нашим первоначальным рассуждениям. Во-первых, выплата по Правилам № 484 в письме Минфина России названа «выплата стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам», хотя по Постановлению Правительства РФ № 484 выплата именуется «за выполнение особо важных работ». Если органы готовы закрыть на это глаза и освободить от НДФЛ обе выплаты, несмотря на формулировку п. 81 ст. 217 КН РФ – ничего против не имеем. Главное, чтобы в последующем не возникло проблем.

Во-вторых, выплата полагается не только медицинским работникам (как указано в п. 81 ст. 217 НК РФ и письме Минфина), но и водителям скорой. При этом, водитель скорой может не являться медицинским работником в контексте ФЗ № 323. К сожалению, в письме по данному вопросу не дано каких-то пояснений. Надеемся, что с этим не возникнет проблем, и выплаты для всех работников будут равным образом освобождены от НДФЛ.

Также Минфин в письме обратил внимание, что согласно пункту 12 Правил № 415 субъект РФ вправе предусмотреть повышение уровня выплат стимулирующего характера за счет средств бюджета субъекта. Такое дополнительное повышение размера выплаты (то есть сверх установленных норм) подлежит обложению НДФЛ.

«Московские» выплаты в связи с пандемией коронавируса

Начнем с того, что упомянутые Правила № 415, установившие выплату стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, не распространяются на Москву. С учетом этого нормативная база стимулирующих выплат по Москве включает в себя:

  • Правил № 484 (федеральные выплаты, о которых рассказывалось выше);
  • Постановление Правительства Москвы от 06.04.2020 № 343-ПП (ред. от 07.05.2020) «О дополнительных мерах материального стимулирования работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию» (далее – ПП Москвы № 343);
  • Постановление Правительства Москвы от 21.05.2020 № 622-ПП «О выплатах стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам организаций социального обслуживания города Москвы за счет средств межбюджетного трансферта, предоставленного из федерального бюджета» (в части, касающейся медицинского персонала, см. п.п. 1.1, 1.2, 1.4)
  • Постановление Правительства Москвы от 22.05.2020 № 623-ПП «О дополнительных мерах материального стимулирования работников организаций социального обслуживания по оказанию социальной и иной адресной помощи в условиях режима повышенной готовности» (в части, касающейся медицинского персонала, см. п.п. 1.2, 2);
  • Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 15.04.2020 № 404 «О дополнительных мерах материального стимулирования работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию» (действовал в период с 15.04.2020 по 08.05.2020) (далее - Приказ ДЗМ № 404);
  • Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 08.05.2020 № 508 «О дополнительных мерах материального стимулирования работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию» (действует с 08.05.2020 по настоящее время) (далее - Приказ ДЗМ № 508).

Так как федеральные выплаты мы уже рассмотрели, остановимся подробнее на московских выплатах, предусмотренных ПП Москвы № 343.

(!) Выплаты медработникам на основании Постановления Правительства Москвы от 21.05.2020 № 622-ПП и Постановления Правительства Москвы от 22.05.2020 № 623-ПП далее не рассматриваются.

ФИНАНСИРОВАНИЕ: выплата осуществляются за счет средств бюджета города Москвы, предоставленных организациям в форме субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания.

КОМУ ПОЛОЖЕНА ВЫПЛАТА И РАЗМЕР: Согласно ПП Москвы № 343 (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства г. Москвы от 07.05.2020 № 517-ПП), выплата стимулирующего характера полагается следующим работникам:

  1. Работникам медицинских организаций, непосредственно оказывающим медицинскую помощь в стационарных условиях пациентам с подтвержденным диагнозом COVID-19 или подозрением на COVID-19, и работникам лабораторий медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, проводящим исследования биологических материалов этой категории пациентов, работникам патологоанатомических отделений медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы:
    • Врачам – 70 000 руб. в месяц.
    • Среднему медицинскому персоналу – 50 000 руб. в месяц.
    • Младшему медицинскому персоналу (прочему персоналу) – 30 000 руб. в месяц.
  2. Работникам ГБУ г. Москвы «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова» и ГБУЗ г. Москвы «Научно-практический центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения г. Москвы», оказывающим скорую, в том числе специализированную медицинскую помощь, и неотложную медицинскую помощь пациентам с подозрением на COVID-19 и осуществляющим их медицинскую эвакуацию:
    • Врачам – 50 000 руб. в месяц.
    • Среднему медицинскому персоналу – 30 000 руб. в месяц.
  3. Работникам амбулаторных КТ-центров медицинских организаций государственной системы здравоохранения г. Москвы, организованных на основании решений ДЗМ, а также работникам медицинских организаций государственной системы здравоохранения г. Москвы, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях пациентам с подтвержденным диагнозом COVID-19 или подозрением на COVID-19, осуществляющим выявление заболевших и медицинское наблюдение на дому (по месту пребывания) за состоянием здоровья таких пациентов:
    • Врачам – 70 000 рублей в месяц.
    • Среднему медицинскому персоналу – 50 000 рублей в месяц.

Установленное материальное поощрение выплачивается работникам исходя из фактически отработанного времени в месяц по занимаемой должности и не более чем за одну занимаемую должность.

Примечание: Действие указанного постановления в части установления материального поощрения в форме выплат стимулирующего характера персоналу медицинских организаций распространяется на правоотношения, возникшие со дня начала оказания медицинской организацией медпомощи пациентам с подтвержденным диагнозом COVID-19, подозрением на COVID-19 или со дня предоставления соответствующих услуг в учреждениях здравоохранения. Это означает, что стимулирующие выплаты рассчитываются с даты начала оказания мед. организацией соответствующей помощи (оказания соответствующих услуг), но никак не ранее этой даты.

В части оказания медпомощи необходимо учитывать, что Приказом Минздрава России от 06.04.2020 № 288 утверждены Правила оценки готовности медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, их структурных подразделений и частных медицинских организаций, к оказанию медпомощи пациентам с подтвержденным диагнозом COVID-19 или с подозрением на COVID-19 в стационарных условиях». Оценка осуществляется Межведомственной комиссией, сформированной в соответствии с приказом Минздрава России от 6 апреля 2020г. № 286. Результат проведения оценки оформляется в виде акта оценки готовности. Только после получения акта, подтверждающего полную готовность медицинской организации к оказанию помощи больным COVID-19, и после поступления на лечение первого больного, персонал получает право на стимулирующие выплаты. Это важно учитывать при определении даты, необходимой для исчисления выплаты.

ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ: В период с 15 апреля по 8 мая 2020 порядок выплаты материального поощрения достаточно подробно был регламентирован Приказом ДЗМ № 404. Данный Приказ конкретизировал положения ПП Москвы № 343; устанавливал общий порядок осуществления выплат; определял перечень медицинских организаций, работникам которых положены выплаты (приложение № 2 к приказу – 39 медицинских организаций), а также устанавливал перечень должностей, работа в которых давала право на стимулирующую выплату.

Важно! В перечень должностей (приложение № 3 к Приказу ДЗМ № 404) включены не только непосредственно медицинские работники, но и иные работники, обеспечивающие условия для предоставления медицинских услуг (помощник по уходу за больными, буфетчик, уборщик, дезинфектор и другие). Стимулирующая выплата устанавливается работникам списочного состава, в том числе оформленным на неполное рабочее время, внешним и внутренним совместителям на основании приказа руководителя медицинской организации. Выплаты должны быть оформлены локальным нормативным правовым актом медицинской организации.

С 8 мая 2020 и по настоящее время порядок выплат регламентирован Приказом ДЗМ № 508. Данный Приказ утверждает:

  • Методические рекомендации по установлению выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, непосредственно оказывающим медицинскую помощь (обеспечивающим условия для оказания медицинской помощи) пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию (приложение 1 к Приказу).
  • Перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, работникам которых устанавливаются выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку (приложение 2 к Приказу).
  • Перечень должностей работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих медицинскую помощь (обеспечивающих условия для оказания медицинской помощи) пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию, по которым устанавливаются выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку (приложение 3 к Приказу).

В отличие от Приказа № 404 Приказ № 508 более подробный. Методические рекомендации, за несколькими исключениями, примерно схожи, а вот перечень медицинских организаций, работники которых получают стимулирующие выплаты, значительно расширен. Так, согласно Приложению № 2 к Приказу ДЗР № 508 выделены 4 списка медицинских учреждений:

  1. Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях (46 учреждений)
  2. Амбулаторно-поликлинические учреждения, оказывающие первичную медицинскую помощь (87 учреждений)
  3. Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях, в составе которых имеются поликлинические отделения, обслуживающие территориальное население (20 учреждений)
  4. Медицинские организации, оказывающие скорую, в том числе скорую специализированную медицинскую помощь, и неотложную медицинскую помощь (2 учреждения)

Таким образом, в Москве медицинским и иным работникам, участвующим или обеспечивающим условия для оказания помощи больным COVID-19 и с подозрением на него, полагаются стимулирующие выплаты 2 «уровней»: федеральные и региональные («московские»).

Дополнительная информация о грантах медицинским организациям, привлеченным к оказанию медпомощи пациентам с COVID-19 или подозрением на него:

В связи с тем, что к оказанию медпомощи в стационарных условиях пациентам с COVID-19 или подозрением на него привлекаются не только государственные бюджетные учреждения города Москвы, но и частные, и федеральные МО, расположенные в Москве, ПП Москвы № 343 утвержден Порядок предоставления грантов медицинским организациям, привлеченным для оказания на территории города Москвы медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с COVID-19 или подозрением на него.

Данный Порядок распространяется на медицинские организации, которые включены в утвержденные распоряжением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 844-р перечни, и в которых соответственно оказывается медицинская помощь в стационарных условиях пациентам с COVID-19 или подозрением на него.

Примечание: Напомним, что распоряжением Правительства РФ от 02.04.2020 № 844-р утверждены перечни медицинских организаций, которые перепрофилируются для оказания медпомощи пациентам с COVID-19 или подозрением на него в стационарных условиях.

Гранты согласно ПП Москвы № 343 перечисляются ДЗМ медицинской организации на основании соглашения о предоставлении гранта, предусматривающего в том числе положение об обязательной проверке соблюдения целей предоставления гранта. Ежемесячный размер гранта определяется на основании установленных размеров выплат стимулирующего характера с учетом фактически отработанного каждым работником времени в месяц по одной занимаемой должности и определенного расчетного количества персонала для оказания медицинской помощи в стационарных условиях пациентам.

Примечание: Помимо указанных выше грантов в Москве предусмотрены также гранты для отдельных организаций, участвующих в борьбе с пандемией. Например:

  • Постановление Правительства Москвы от 06.04.2020 № 340-ПП «О грантах медицинским организациям в связи с перепрофилированием коечного фонда для оказания на территории города Москвы медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию»;
  • Постановление Правительства Москвы от 03.04.2020 № 337-ПП «О грантах организациям, обеспечивающим организацию питания работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию»;
  • Постановление Правительства Москвы от 27.03.2020 № 268-ПП «О грантах медицинским организациям частной системы здравоохранения, привлеченным к проведению лабораторно-диагностических исследований на новую коронавирусную инфекцию».

Страховые выплаты медицинским работникам, пострадавшим от covid-19

Помимо стимулирующих выплат медицинским и иным работникам в период COVID-19, были также установлены дополнительные страховые выплаты, о которых и расскажем далее.

Начнем с того, что трудовым законодательством предусмотрены гарантии и компенсации работникам при профессиональном заболевании. Основные из них предусмотрены в статье 184 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ).

При повреждении здоровья вследствие профессионального заболевания работнику возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанном случае определяются законами о социальном страховании:

  • Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – ФЗ № 125);
  • Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

ФЗ № 125 установлено, что работнику при утрате профессиональной трудоспособности или лицам, имеющим право на их получение (в случае смерти работника) назначаются страховые выплаты. Предусмотрено два вида страховых выплат – ежемесячные и единовременные.

Законом установлено, что ежемесячные выплаты осуществляются в течение всего периода стойкой утраты профессиональной трудоспособности. Размер таких выплат определяется исходя из среднемесячного заработка (статья 12 ФЗ № 125).

Размер единовременной выплаты определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности, исходя из максимальной суммы, равной 94 018,0 рубля. В случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты составляет 1 миллион рублей. Указанные суммы прямо предусмотрены в статье 11 ФЗ № 125.

Отметим, что ранее имелись правовые основания для сомнений в получении медицинскими работниками, заболевшими COVID-19 на рабочем месте, указанных выплат в качестве страхового возмещения, т.к. действующие нормы не позволяли однозначно отнести заражение COVID-19 к профессиональному заболеванию. Подробнее об этом можно узнать из статьи Факультета Медицинского Права «Является ли коронавирус профессиональным заболеванием».

Однако Президентом РФ был подписан указ от 06.05.2020 № 313 (далее – Указ № 313), согласно которому медицинским работникам установлены дополнительные страховые гарантии в виде единовременной страховой выплаты при наступлении страхового случая. Данный указ расставил все по своим местам, т.к. напрямую отнес заражение медицинских работников новой коронавирусной инфекцией при исполнении трудовых обязанностей к страховым случаям (подробности ниже). Указ вступил в силу с 6 мая 2020 года.

Дополнительные страховые выплаты предусмотрены для следующих категорий работников:

  • Врачи, средний и младший медицинский персонал;
  • Водителям автомобилей СМП.

Данные категории работников должны непосредственно работать с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции, и пациентами с подозрением на эту инфекцию.

Указом № 313 определены следующие виды страховых случаев и размеры выплат:

Страховой случай Размер страховой выплаты
смерть медицинского работника в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении им трудовых обязанностей 2 752 452 руб. (выгодоприобретелям* в равных долях)
причинение вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ, и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности 68 811 руб.
установленная в соответствии с законодательством РФ стойкая утрата медицинским работником трудоспособности в результате развития осложнений после перенесенного заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования, если заболевание возникло при исполнении им трудовых обязанностей
инвалиду I группы - 2 064 339 руб.;
инвалиду II группы - 1 376 226 руб.;
инвалиду III группы - 688 113 руб.
Примечание: Согласно Указу № 313 выгодоприобретателями признаются:
  • супруг (супруга), состоявший (состоявшая) на день смерти медицинского работника в зарегистрированном браке с ним;
  • родители (усыновители) медицинского работника;
  • дедушка и (или) бабушка медицинского работника при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей;
  • отчим и (или) мачеха медицинского работника при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет;
  • несовершеннолетние дети медицинского работника, его дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
  • подопечные медицинского работника.

Отметим, что согласно части 2 статьи 7 ФЗ № 125 правом получения единовременной страховой выплаты в случае смерти застрахованного обладают немного иные категории лиц, а именно:

  • дети умершего, не достигшие возраста 18 лет, а также его дети, обучающиеся по очной форме обучения, - до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;
  • родители, супруг (супруга) умершего;
  • нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
  • другой член семьи умершего независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими указанного возраста, но по заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы (далее - учреждение медико-социальной экспертизы) или медицинской организации признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе.

Обращаем внимание, что исходя из пп. 1 и 5 Указа № 313, названные страховые выплаты являются дополнительными и осуществляются сверх выплат, предусмотренных ФЗ № 125.

В Указе № 313 отмечается, что данные выплаты осуществляются Фондом социального страхования за счет федерального бюджета (осуществляются межбюджетные трансферты). Выплаты производятся по результатам расследования страхового случая.

Осложнения от COVID-19, не приведшие к инвалидности

Как определено в пп. «б» пункта 2 Указа № 313 и указано выше в таблице, одним из видов страхового случая является причинение вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ, и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности.

18 мая 2020 года было официально опубликовано Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2020 № 1272-р, содержащее вышеназванный перечень. В него вошли 16 заболеваний (синдромов) или осложнений с указанием кодировки по МКБ10, а именно:

  • Острые респираторные инфекции верхних дыхательных путей (без развития пневмонии, потребовавшие назначения врачом этиотропной терапии);
  • Вирусная пневмония, не классифицированная в других рубриках (любой стадии);
  • Инфекционный миокардит;
  • Эмболия и тромбоз артерий;
  • Токсическое поражение печени;
  • Сепсис;
  • Диссеминированное внутрисосудистое свертывание [синдром дефибринации];
  • Синдром респираторного расстройства [дистресса] у взрослого;
  • Легочный отек;
  • Другие интерстициальные легочные болезни;
  • Респираторные нарушения после медицинских процедур, не классифицированные в других рубриках;
  • Легочная эмболия;
  • Печеночная недостаточность, не классифицированная в других рубриках;
  • Почечная недостаточность;
  • Кардиореспираторная недостаточность;
  • Синдром системного воспалительного ответа.
Примечание: Минтруд России в письме от 25.05.2020 № 13-4/10/В-3944 уточнил, что вышеуказанный перечень заболеваний не может быть использован при установлении инвалидности.

Расследование страховых случаев

Расследование страховых случаев, перечисленных в Указе № 313, осуществляется с некоторыми особенностями.

Расследование страховых случаев при развитии осложнений от COVID-19

18 мая 2020 года было опубликовано Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 695, утвердившее Временное положение о расследовании страхового случая, обозначенного в пп. «б» п. 2 Указа № 313 (развитие осложнений от COVID-19, не приведших к инвалидности).

Исходя из Временного положения, можно выделить четыре этапа расследования.

Первый этап. При установлении работнику диагноза заболевания, включенного в вышеупомянутый перечень Правительства РФ, медицинская организация, установившая случай заболевания, обязана незамедлительно уведомить о заболевании работника Фонд социального страхования РФ и руководителя организации (руководителя структурного подразделения организации), в которой трудится работник (то есть работодателя).

Второй этап. Работодатель в день получения уведомления обязан создать врачебную комиссию по расследованию страхового случая в составе не менее 3 человек, включающую:

  • представителя работодателя (председатель врачебной комиссии),
  • представителя медицинской организации, установившей диагноз заболевания,
  • представителя ФСС РФ.

Расследование страхового случая проводится врачебной комиссией в течение суток со дня создания врачебной комиссии.

Третий этап. По результатам расследования врачебной комиссией в ФСС РФ направляется справка, подтверждающая факт осуществления работы работником. Форма справки в настоящий момент не утверждена. Однако Временное положение указывает на то, какая информация должна быть в такой справке (например, наименование работодателя; должность работника; период работы работника в указанной должности; перенесенное заболевание; предпочтительный способ получения работником выплаты).

Четвертый этап. ФСС РФ в день получения упомянутой справки подготавливает документы для осуществления выплаты работнику, установленной Указом № 313, и осуществляет ее не позднее следующего дня со дня получения справки.

Несмотря на то, что Временное положение отличается краткостью, имеются опасения, что возникнет ряд вопросов, связанных с его практическим применением. Возможно, будут дополнительные разъяснения, в частности от ФСС РФ.

Временное положение вступило в силу 18 мая 2020 года и будет действовать до 31 декабря 2020 года.

Расследование страховых случаев при получении инвалидности медицинским работником или его смерти

В отношении расследования страховых случаев, поименованных в пп. «а» и «в» п. 2 Указа № 313 (смерть медицинского работника, получение инвалидности медицинским работником) особенности расследования определены только лишь совместным письмом Минтруда России № 15-3/10/П-4559, Минздрава России № 28-0/И/2-6772 от 19.05.2020 (далее - Письмо).

Суть названного Письма говорит о необходимости обеспечения расследования страховых случаев в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» с некоторыми особенностями (далее – Положение № 967), к которым Минтруд России и Минздрав России отнесли применение укороченных сроков расследования.

Так, на проведение каждого из этапов порядка установления наличия профессионального заболевания, которые установлены Положением № 967, предлагается отвести не более суток.

Отметим, что по отношению к некоторым этапам, сроки существенно сокращены. Например, согласно пункту 13 Положения 967, направление больного на амбулаторное или стационарное обследование в центр профессиональной патологии, клинику или отдел профессиональных заболеваний медицинских научных организаций клинического профиля должно осуществляться в течение месяца медицинской организацией, установившей предварительный диагноз - хроническое профессиональное заболевание.

Сокращенные сроки необходимо применять и в отношении иных стадий расследования.

Как указано в Письме, работодатель в течение 1 суток с даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания обязан образовать комиссию по расследованию случая профессионального заболевания и расследовать его в срок не более 3 дней. Отметим, что по общим правилам работодателю отводится 10 суток на образование комиссии (пункт 19 Положения № 967), а столь короткий срок расследования определен для несчастных случаев, в результате которых пострадавшие получили легкий вред здоровью (ст. 229.1 ТК РФ).

Акт о случае профессионального заболевания по форме, утвержденной Положением № 967, в течение 24 часов после завершения расследования в 5 экземплярах (для работника, работодателя, центра госсанэпиднадзора, центра профессиональной патологии и ФСС), подписывается членами комиссии и утверждается главным врачом центра госсанэпиднадзора и заверяется печатью центра (при ее наличии). Исходя из п. 31 Положения № 967, указанный срок укорочен в три раза, по сравнению с расследованием страховых случаев, не связанных с заражением COVID-19.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
8931
0
Комментарии