logo
 
logo
05 апреля 2020

Об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты

logo
Автор:
  • 4058
  • 0
Об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты

В период пандемии коронавируса работодатели и работники столкнулись с большой проблемой – острая нехватка средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), как-то: масок, халатов, костюмов и т.п. Приходится использовать нецелевые средства защиты (плавательные маски) или даже изготавливать их самостоятельно из подручных средств, например, ткани или марли. Времени и возможности думать о нормах и документах особо нет, но тем не менее, к нам поступило множество вопросов касательно обеспечения, а точнее необеспечения работников СИЗ и имеющихся на этот счет требований. Постараемся в виде «краткого экскурса по теме» ответить на некоторые из них.

Понятие СИЗ, требования к СИЗ

Согласно статье 221 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия СИЗ в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Также в настоящее время действует Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (TP ТС 019/2011), утв. решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878, который устанавливает на единой таможенной территории Таможенного союза единые обязательные для применения и исполнения требования к СИЗ (в частности, обязательность сертификации или декларирования соответствия).

Таким образом, СИЗ должны пройти обязательную сертификацию или декларирование соответствия. Каких-либо исключений, когда СИЗ могут использоваться без прохождения указанных процедур подтверждения соответствия, ТК РФ или иные акты не предусматривают.

Требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за СИЗ конкретизированы Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009г. № 290н (далее - Правила). Согласно п. 5 Правил предоставление работникам СИЗ осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда (СОУТ).

Напомним, что именно по результатам СОУТ условия труда относят к одному из 4 классов. При этом, вредные условия труда – это 3 класс (с 4 подклассами), а опасные условия труда – это 4 класс. В зависимости от того, какой класс (подкласс) определен по результатам СОУТ, работники имеют право на дополнительные гарантии и компенсации, в том числе на получение СИЗ.

Подробнее с темой СОУТ Вы можете ознакомиться в соответствующем разделе на нашем сайте: «Аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда».

Обязанность обеспечить работников СИЗ

Как уже было сказано выше, обязанность работодателя обеспечивать работников СИЗ закреплена в ТК РФ и конкретизирована в Правилах. Так, согласно статье 221 ТК РФ работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену. В свою очередь, пункт 4 Правил снова напоминает о том, что работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу СИЗ, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия.

Таким образом, обеспечение работников СИЗ является прямой обязанностью работодателя без исключений. Каких-либо «послаблений» по части обеспечения работников СИЗ Правила не предусматривают.

В случае необеспечения работника СИЗ в установленном порядке, он вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей, а работодатель не имеет права требовать от работника их исполнения и обязан оплатить возникший по этой причине простой. А согласно п. 26 Правил, работники вовсе не должны допускаться к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ.

Обращаем внимание, что за необеспечение работников СИЗ предусмотрена ответственность. Например, статья 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность как за необеспечение работников СИЗ 1 класса по степени риска причинения вреда (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП), так и за необеспечение работников СИЗ 2 класса по степени риска причинения (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Штрафы доходят до 150 000 рублей для юр. лиц.

Важно отметить, что в период пандемии коронавируса был принят временный Приказ Минздрава России от 19.03.2020 № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19», в котором также говорится о необходимости обеспечения медицинских организаций, медицинских и иных работников средствами индивидуальной защиты.

О «замене» СИЗ

Согласно п. 6 Правил, работодатель имеет право (при соблюдении ряда условий) устанавливать нормы, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся вредных и опасных факторов. Также работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа заменить один вид СИЗ, предусмотренных типовыми нормами, аналогичным, обеспечивающим равноценную защиту (п. 7 Правил).

Как можно заметить, предусмотрено либо улучшение, либо предоставление аналогичных СИЗ. Тут важно отметить, что типовые нормы устанавливают минимальные требования к перечню СИЗ. В связи с чем выдача работникам СИЗ, предусмотренных типовыми нормами, не в полном объеме, не допускается (Письмо Минтруда России от 30.09.2016 № 15-2/ООГ-3519).

Что касается ранее упомянутых типовых норм, то по «здравоохранению» имеется Постановление Минтруда России от 29.12.1997 № 68 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты».

Таким образом, ни ТК РФ, ни иные акты не предусматривают оснований для уменьшения или отмены требований к СИЗ. Однако статья 5 ТК РФ предусматривает, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется помимо ТК РФ Указами Президента и Постановлениями Правительства. Общеизвестно, что на днях Указом Президента были введены «нерабочие дни». Следовательно, теоретически возможно издание соответствующего указа или постановления по части иных временных требований к обеспечению работников СИЗ.

СИЗ и статус медицинского изделия

Одним из главных вопросов является статус СИЗ в качестве медицинского изделия (далее – МИ). Изначально к СИЗ не предъявляются обязательные требования об их регистрации в качестве медицинских изделий. Однако если СИЗ по своей цели (в том числе назначению и применению) подходит под описание МИ (ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ), то имеется риск квалификации СИЗ как медицинского изделия.

Напомним, что медицинские изделия применяются в медицинских целях и предназначены для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, и функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

В Рекомендациях Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.11.2018 № 25 «О Критериях отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках Евразийского экономического союза» (далее – Рекомендации) также говорится о том, что СИЗ может быть МИ. Во-первых, в данных Рекомендациях упоминается о том, что назначение изделия является одним из основных критериев отнесения продукции к медицинским изделиям. Применение МИ должно предусматривать его медицинское предназначение, которое должно быть единственным или основным.

Во-вторых, в Рекомендациях указано, что если СИЗ предназначены производителем для защиты пациентов или медицинского персонала и применяются в медицинских целях, то такие СИЗ могут относиться к медицинским изделиям. В Рекомендациях приводятся примеры, какие СИЗ могут быть МИ, а какие нет. Также в Рекомендациях уточнено, что если СИЗ предназначены производителем для применения как в бытовых целях, так и в медицинских целях, то такие СИЗ могут относиться к медицинским изделиям.

Таким образом, с одной стороны, Рекомендации не носят обязательный характер и, более того, говорят лишь о возможности отнесения СИЗ к МИ. С другой стороны, имеются достаточно четкие директивы ФЗ № 323, дающие основание относить СИЗ, используемые для защиты пациентов или медицинского персонала, к МИ.

Однако буквально недавно Постановлением Правительства от 18 марта 2020 года № 299 с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации были внесены изменения в Правила государственной регистрации медицинских изделий в части установления упрощенного порядка регистрации ряда самых востребованных МИ (см. приложение к Правилам государственной регистрации МИ).Среди них различного рода перчатки, халаты, костюмы, бахилы, маски и прочее, то есть те самые СИЗ, так остро востребованные в период пандемии коронавируса. Это дополнительно подчеркивает статус данных СИЗ как медицинских изделий, подлежащих регистрации в установленном законе порядке. Полагаем и надеемся, что за счет упрощенной регистрации недостаток таких МИ сократится в самом скором времени. Дополнительно напоминаем о недавно принятых «послаблениях» в части уголовной (ст. 238.1 УК РФ) и административной (ст. 6.33 КоАП РФ) ответственности за нарушения, касающиеся (помимо прочего) обращения незарегистрированных МИ.

Дополнение от 6 апреля 2020 года: Постановлением Правительства от 3 апреля 2020 года № 430 утверждены Особенности обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинского изделия, которые вступили в силу 6 апреля 2020 года. Данный акт применяется при обращении ряда МИ (ИВЛы, тесты на коронавирус, костюмы, халаты, перчатки, маски и т.д. по перечню), которые предназначены для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов. Одноразовые медизделия из списка были вообще освобождены от регистрации Росздравнадзором на время эпидемии в случае, если они зарегистрированы в стране-изготовителе.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии