Как известно, с 1 января 2013 года в Российской Федерации проводится обязательная диспансеризация населения. Что это такое, в отношении кого она проводится, каков порядок её проведения и какие обследования в нее входят, мы расскажем в этой статье.
Для того, чтобы определиться с понятием диспансеризации обратимся к Федеральному закону № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее ФЗ № 323), согласно которому (п. 4 ст. 46), она представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение диспансеризации является обязательным.
Порядок проведения диспансеризации и перечень включаемых в нее исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минздрав России), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Порядок проведения диспансеризации определённых групп взрослого населения
С 1 января 2018 года вступил в силу новый Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденный Приказом Минздрава России от 26.10.2017 № 869н (далее – Порядок № 869н), отменив аналогичный порядок, утвержденный Приказом Минздрава России от 03.02.2015 № 36ан.
Подробно об изменениях в новом порядке относительно старого вы можете прочитать на нашем сайте в статье: «Новый порядок диспансеризации взрослого населения с 1 января 2018 года».
Следует обратить внимание, что указанный Порядок не применяется в случаях, когда законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ установлен иной порядок проведения диспансеризации отдельных категорий граждан.
Так, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2009 г. № 984н (далее — Приказ № 984н) установлен Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими РФ и муниципальными служащими.
Обязательная диспансеризация также предусмотрена Приказом Минздрава РФ от 26 мая 2003 г. № 216 «О диспансеризации граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Приказ № 216).
Порядки проведения диспансеризации несовершеннолетних
Порядок проведения диспансеризации детского населения, как таковой в РФ не утвержден. Полагаем, что диспансеризация детей заключается в проведении периодических профилактических осмотров, активном динамическом наблюдении за выявленными больными, своевременном систематическом квалифицированном лечении и оздоровлении их. Сообщаем, что с 1 января 2018 года осмотры детей осуществляются в соответствии с Порядком проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденным Приказом Минздрава России от 10.08.2017 № 514н (далее – Приказ № 514н), который был принят взамен действовавшему ранее Порядку прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утвержденному Приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1346н.
Информацию о новом порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних Вы можете прочитать в одноименной статье ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА.
Однако, Приказом Минздрава России от 11 апреля 2013 г. № 216н (далее — Приказ № 216н) утвержден Порядок диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью (далее — дети-сироты, принятые под опеку), а Приказом Минздрава России от 15 февраля 2013 г. № 72н (далее — Приказ № 72н) — Порядок проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее — дети-сироты, находящиеся в стационарных учреждениях).
Отметим, что согласно данным Порядкам, при диспансеризации детей-сирот, принятых под опеку, и детей-сирот, находящихся в стационарных учреждениях, достигших возраста 3 лет и подлежащих диспансеризации, профилактические медицинские осмотры не проводятся.
Кроме того, отдельно Приказом Минздрава России от 10.10.2014 № 605н утвержден Порядок проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Республике Крым и г. Севастополе в 2014 году.
Периодичность прохождения диспансеризации различных категорий граждан в РФ
Согласно Порядку № 869н 1 раз в 3 года диспансеризацию проходят следующие категории граждан в возрасте от 18 лет и старше:
- работающие граждане;
- неработающие граждане;
- обучающиеся в образовательных организациях по очной форме.
А 1 раз в 2 года в рамках диспансеризации в соответствии с названным порядком подлежат проведению следующие исследования для следующих категорий граждан:
- для женщин от 51 года до 69 лет - маммография;
- для граждан в возрасте от 49 до 73 лет - исследования кала на скрытую кровь.
Ежегодной диспансеризации подлежат:
Согласно Порядку № 869н:
- инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий, а также участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданные фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
Согласно Приказу № 984н:
- лица, замещающие должности государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальные должности муниципальной службы;
Согласно Приказу 216н:
- дети-сироты, принятые под опеку;
Согласно Приказу № 72н:
- дети-сироты, находящиеся в стационарных учреждениях.
Отдельно Приложением к Приказу № 216 утверждены периодичность и объем диспансеризации граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ежегодно, один раз в два года либо один раз в три года).
Несмотря на установленный срок прохождения диспансеризации, как таковой обязанности граждан ее проходить нет. Такая обязанность является условной обязанностью граждан заботиться о своем здоровье (ст. 27 ФЗ № 323). Ответственности за не прохождение диспансеризации или не прохождение ее в срок также не предусмотрено.
Информирование граждан о необходимости пройти диспансеризацию
Для соответствующей категории граждан законодательством также определен отдельный механизм информирования о необходимости прохождения диспансеризации.
Так, согласно Приказу № 36ан активное привлечение населения к прохождению диспансеризации, информирование о ее целях и задачах, объеме проводимого обследования и графике работы подразделений медицинской организации, участвующих в проведении диспансеризации, необходимых подготовительных мероприятиях, а также повышение мотивации граждан к прохождению диспансеризации входит в задачи ответственного за прохождение диспансеризации определенных групп взрослого населения (фельдшер, фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта; врач-терапевт). Отметим, что пациентам, прибывшим на диспансеризацию, ответственным лицом также объясняется, какие исследования они должны пройти, в каких кабинетах, в какое время и с какой последовательностью.
Если в случае с определенными категориями взрослого населения информирование о необходимости пройти диспансеризацию входит в задачи ответственного за диспансеризацию лица, то в случае с детьми-сиротами, принятыми под опеку, это является обязанностью врача, ответственного за проведение диспансеризации, который не позднее чем за 5 рабочих дней до начала ее проведения обязан вручить (направить) несовершеннолетнему (его законному представителю) направление на диспансеризацию с указанием перечня осмотров врачами-специалистами и исследований, а также даты, времени и места их проведения (п. 10 Порядка, утвержденного Приказом № 216н).
В случае с детьми-сиротами, пребывающими в стационарных учреждениях, а также в случае с гражданскими служащими РФ и муниципальными служащими, четкого механизма информирования в законодательстве нет.
Однако, согласно п. 6 Порядка, утвержденного Приказом № 72н для детей-сирот, пребывающих в стационарных учреждениях, проведение диспансеризации организуют стационарные учреждения, в которых пребывают дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Вероятно, что такой процесс организации подразумевает и обязательное информирование детей-сирот, находящихся в данных стационарных учреждениях.
Для гражданских служащих РФ и муниципальных служащих и вовсе отсутствуют какие-либо отсылки к механизму информирования таких служащих о проведении диспансеризации. Однако, в судебной практике существуют случаи, когда суд обязал организовать диспансеризацию данной категории граждан представителя нанимателя (работодателя) (Апелляционные определения Верховного Суда Республики Калмыкия № 33-248/2015 и № 33-247/2015 от 14 апреля 2015 года). Такая практика дает основание полагать, что на представителе нанимателя (работодателя), также лежит и обязанность об информировании муниципальных служащих о необходимости прохождения диспансеризации.
Какие медицинские организации имеют право осуществлять диспансеризацию населения в РФ?
Диспансеризация, как взрослого населения, так и определенных категорий несовершеннолетних, осуществляется медицинскими организациями, являющимися участниками программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности по определенным видам работ (услуг). Перечень таких видов устанавливается индивидуально для каждой категории граждан соответствующим Порядком. В случае отсутствия у медицинской организации лицензии на указанные в Порядке виды работ (услуг), она заключает договор с иной медицинской организацией, имеющей лицензию на требуемые виды работ (услуг), о привлечении соответствующих медицинских работников к проведению диспансеризации.
Взрослые граждане проходят диспансеризацию в медицинской организации по месту жительства, работы, учебы или выбору гражданина, в которой они получают первичную медико-санитарную помощь (в поликлинике, в центре (отделении) общей врачебной практики (семейной медицины), во врачебной амбулатории, медсанчасти и др.).
Отдельно для детей-сирот указано, что если у медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «урологии», «детской хирургии», «эндокринологии», «психиатрии», «стоматологии общей практики» или «стоматологии», отсутствует врач-детский уролог-андролог, врач-стоматолог детский, врач-детский эндокринолог или врач-психиатр детский (врач-психиатр подростковый), то диспансеризация может быть проведена соответственно врачом-детским хирургом или врачом урологом, врачом-стоматологом, врачом-эндокринологом, врачом-психиатром, прошедшими обучение по программам дополнительного профессионального образования в части особенностей соответствующих заболеваний или патологий у детей (п. 4 Порядка, установленного Приказом № 216н, п. 5 Порядка, установленного Приказом № 72н).
Обследования, проводимые в рамках диспансеризации
Перечень обследований, проводимых в рамках диспансеризации, различается в зависимости от категории населения и возраста обследуемого. Отметим лишь то, что для категорий, предусмотренных приказами 216н и 72н, утвержден единый перечень осмотров и исследований. Для наглядности сравнительную характеристику проводимых обследований мы представили ниже в схематической таблице:
Приказ Минздрава России от 03.02.2015 № 36ан (отдельные категории взрослого населения) |
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2009 г. № 984н (гражданские и муниципальные служащие) |
Приказ Минздрава РФ от 26 мая 2003 г. № 216 (граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС) |
Приказ Минздрава России от 11 апреля 2013 г. № 216н; Приказ Минздрава России от 15 февраля 2013 г. № 72н (дети-сироты) |
---|---|---|---|
Включает в себя, как привычные для каждого ЭКГ, флюрографию, антропометрию (измерение роста стоя, массы тела, окружности талии), расчет индекса массы тела, так и исследования по определению уровня общего холестерина и глюкозы в крови, маммографию, исследование кала на скрытую кровь, определение простат-специфического антигена (ПСА) в крови, измерение внутриглазного давления и др.
Полный перечень обследований представлен в Приложении 1 к данному Приказу. |
|
|
|
Примечание! Перечень обследований, предусмотренных Приказом № 514н, в данную таблицу включен не был, так как юридически медицинские осмотры все-таки не являются диспансеризацией. Согласно ФЗ № 323, медицинские осмотры (в т.ч. профосмотры) представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. В то время как диспансеризацией является комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения. |
Согласие и отказ на проведение диспансеризации
Диспансеризация проводится при наличии информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя (в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство), данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 ФЗ № 323.
В случае с гражданами старше 18-лет, необходимо обратить внимание на то, что , т.к. такие граждане проходят диспансеризацию в медицинской организации, в которой они получают первичную медико-санитарную помощь, то информированное добровольное согласие на большинство видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации, оформляется после выбора медицинской организации и врача при первом обращении в медицинскую организацию за предоставлением первичной медико-санитарной помощи. Это означает, что в дальнейшем при обращении в медицинскую организацию для прохождения диспансеризации гражданину уже не нужно оформлять новое информированное согласие. Однако, перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 390н «Об утверждении Перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи» не содержит эзофагогастродуоденоскопии, колоноскопии и ректороманоскопии, входящих в объем 2-го этапа диспансеризации. По этой причине с лицами, которым по результатам 1-го этапа диспансеризации показано проведение данных исследований (медицинских вмешательств) необходимо отдельно оформлять добровольное информированное согласие или отказ от их проведения.
В случае с детьми-сиротами информированное добровольное согласие на диспансеризацию за несовершеннолетних в возрасте до 15 лет (больных наркоманией — до 16 лет) дают один из родителей или иной законный представитель Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право самостоятельно давать согласие на проведение диспансеризации (ч. 2 ст. 54 ФЗ № 323).
Кроме того, гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации.
Подробнее об информированных добровольных согласиях и отказах от медицинского вмешательства читайте на нашем сайте в разделе «Согласие и отказ от медицинского вмешательства».
Этапы проведения диспансеризации
Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза заболевания (состояния) на втором этапе диспансеризации.
Граждане, нуждающиеся по результатам первого этапа диспансеризации в дополнительном обследовании, индивидуальном углубленном профилактическом консультировании или групповом профилактическом консультировании (школа пациента), направляются ответственным врачом на второй этап диспансеризации.
Второй этап диспансеризации проводится с целью дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния), проведения углубленного профилактического консультирования.
Продолжительность этапов диспансеризации
Для взрослого населения:
- Не установлена.
Для гражданских служащих и муниципальных служащих:
- Проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации, утвержденным представителем нанимателя (работодателем), а в случае невозможности прохождения диспансеризации в установленные сроки по уважительным причинам сроки ее прохождения согласуются с представителем нанимателя (работодателем).
Для детей-сирот:
- Общая продолжительность I этапа диспансеризации должна составлять не более 10 рабочих дней.
- При назначении дополнительных консультаций, исследований и (или) необходимости получения информации о состоянии здоровья несовершеннолетнего из других медицинских организаций общая продолжительность диспансеризации (I и II этап) — не более 45-ти рабочих дней.
Медицинская документация
В комплект документов оформляемых на каждого гражданина прошедшего диспансеризацию входит:
- Внесение всех исследований и осмотров (консультаций) врача (фельдшера, акушерки), входящих в объем диспансеризации, в медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (учетная форма № 025/у, утвержденная приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 834н (далее — медкарта).
- Заполнение Карты учета диспансеризации (профилактического медицинского осмотра) (далее — Карта учета Д(ПО) в соответствии с Правилами ее заполнения.
- Анкета (опросник) на выявление хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития и потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, которая совместно с Картой учета Д(ПО) подшивается в Медкарту пациента.
Результаты иных исследований и осмотров, не включенных в карту учета диспансеризации, вносятся в медкарту больного с пометкой «Диспансеризация».
Важно отметить, что с 20 апреля 2015 года в силу вступил Приказ Минздрава России от 06.03.2015 № 87н «Об унифицированной форме медицинской документации и форме статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров, порядках по их заполнению». Приказ Минздрава России от 18.06.2013 № 382н «О формах медицинской документации и статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров» признан утратившим силу с 20 апреля 2015 года.
Приказ Минздрава России от 06.03.2015 № 87н утвердил новые формы документов:
- форму № 131/у «Карта учета диспансеризации (профилактического медицинского осмотра)» — вместо ранее действовавшей учетной формы № 131/у «Карта учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)»;
- форму статистической отчетности № 131 «Сведения о диспансеризации определенных групп взрослого населения» — вместо ранее действовавшей отчетной формы № 131/о «Сведения о диспансеризации определенных групп взрослого населения».
Ранее действовавшие учетные формы документов № 131/у-МК «Маршрутная карта диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)» и № 025/у-ПЗ «Паспорт здоровья» не подлежат применению с 20 апреля 2015 года.
Для гражданских служащих и муниципальных служащих помимо записей в амбулаторной карте, также обязательными являются заполнение учетной формы № 131/у-ГС «Карта учета диспансеризации государственного гражданского служащего и муниципального служащего», учетной формы № 025/у-ГС «Паспорт здоровья» (Приложение 1 и 2 к Приказу № 864н) и учетной формы № 025/у-12 «Талон амбулаторного пациента» (утвержденная Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. № 255).
При проведении диспансеризации детей-сирот на основании результатов, внесенных в медицинскую документацию несовершеннолетнего (историю развития ребенка), медицинская организация оформляет, в том числе в электронном виде, учетную форму № 030-Д/с/у-13 «Карта диспансеризации несовершеннолетнего» на каждого несовершеннолетнего, прошедшего диспансеризацию. По итогам проведения диспансеризации медицинская организация не позднее чем через 15 рабочих дней после завершения календарного года заполняет отчетную форму № 030-Д/с/о-13 «Сведения о диспансеризации несовершеннолетних» (Приложения № 2 и № 3 к Приказу № 72н).
Итоги диспансеризации
По итогам исследований и осмотров врачей — специалистов каждому пациенту определяется группа здоровья. Кроме того, в соответствии с Приказом № 216н, для детей-сирот, принятых под опеку, также определяется медицинская группа для занятий физической культурой с оформлением медицинского заключения.
Для гражданских и муниципальных служащих результатом диспансеризации является факт выдачи заключения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению.
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения