В жизни некоторых людей судебно-психиатрическая экспертиза, представляющая собой вид судебной экспертизы, проводимой с использованием специальных знаний в области психиатрии (https://ru.wikipedia.org), играет немаловажную роль. Так, например, на ее основе возможно признать гражданина недееспособным, или же наоборот, восстановить его в дееспособности. В уголовном же праве на основании судебно-психиатрической экспертизы лицо, совершившее преступление, может быть признано невменяемым, что в свою очередь исключит применение уголовного наказания по отношению к такому лицу (но не исключит принудительных мер медицинского характера, например, лечения в психиатрическом стационаре).
В настоящей статье мы не будем заострять внимание на особенностях гражданского или уголовного процесса, а остановимся именно на порядке проведения судебно-психиатрической экспертизы.
Нормативная основа
На основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» судебно-психиатрическая экспертиза является одним из видов экспертиз, предусмотренных в России, и проводится в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами.
Судебно-психиатрическая экспертиза проводится в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 73) и в порядке, предусмотренном Приказом Минздрава России от 12.01.2017 № 3н (далее – Порядок № 3н). Данный порядок действует совсем недолго, а точнее он вступил в силу с 14 марта 2017 года. Ранее судебно-психиатрическая экспертиза (далее – СПЭ) проводилась на основании Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 30.05.2005 № 370 (далее – Инструкция).
Государственная и негосударственная экспертиза
Интересно отметить, что в настоящее время законодательство не ограничивает проведение СПЭ только в государственных медицинских учреждениях. Это, в частности, подтверждается письмом Минздрава России от 24.09.2015 № 14-1/2069751 «О проведении судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз на территории Российской Федерации», в котором сообщается, что проведение судебно-психиатрических экспертиз на территории Российской Федерации возможно юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии.
Одновременно с этим не существует и нормативной базы для проведения СПЭ в негосударственных медорганизациях, т.к. все нормативное регулирование сводится к проведению СПЭ именно в государственном учреждении, в частности речь идет о ФЗ № 73 (хотя статья 41 данного Закона частично распространяет действие ФЗ № 73 на СПЭ вне государственных учреждений) и о Порядке № 3н.
Стоит отметить, что как правило, в негосударственное экспертное учреждение обращаются в случаях, если:
- судебные экспертизы этих родов (видов) не выполняются в государственных судебно-экспертных учреждениях России или региона;
- судебные экспертизы этих родов (видов) в государственных судебно-экспертных учреждениях выполняются, но эксперты очень сильно загружены другими экспертизами или отсутствуют в данный момент, а дело не терпит отлагательства;
- стороны, суд, следователь хотят назначить производство судебной экспертизы в негосударственном судебно-экспертном учреждении, где работает известный специалист в данной области знания;
- у подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и других участников процесса есть сомнения в беспристрастности и объективности сотрудников данного государственного судебно-экспертного учреждения или даже государственных судебных экспертов вообще1.
Однако, существует Проект Федерального закона № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», согласно которому с 2018 года работа негосударственных независимых судебно-экспертных организаций все-таки попадет под полноценное нормативное регулирование. При этом, данный законопроект не распространяется на проведение СПЭ.
Важно то, что одновременно с этим законопроектом в ряд других нормативных актов предлагается внести изменения, которые по сути установят, что производство СПЭ (к слову сказать, и производство судебно-медицинской экспертизы тоже) возможно именно в государственных учреждениях. Так, например, предлагается изменить сущность статьи 41 ФЗ № 73, которая на сегодняшний день предусматривает возможность проведения СПЭ вне государственных судебно-экспертных учреждений (https://goo.gl/Z9UhI5). Нам представляется, что введение государственной монополии на данные виды экспертизы не совсем обоснованно, а точнее, совсем необоснованно и нецелесообразно, однако данный вопрос решать не нам.
Но пока данные документы находятся на стадии проектов, нам остается опираться на действующее законодательство.
Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы
Как уже отмечалось выше, Порядок № 3н регулирует проведение СПЭ. При этом указанный Порядок № 3н регулирует производство экспертизы только в государственных судебно-психиатрических экспертных учреждениях либо специализированных судебно-психиатрических экспертных подразделениях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам). Заметим, что по смыслу Порядка № 3н, он не распространяется на негосударственные медицинские организации, имеющие лицензии на проведение СПЭ.
Производство СПЭ поручается конкретному эксперту или комиссии экспертов, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы.
Виды судебно-психиатрической экспертизы
Порядок № 3н определяет следующие виды СПЭ:
- однородная амбулаторной;
- комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы (живых лиц и заочной, в том числе посмертной, по медицинским документам и иным материалам), включая психолого-психиатрическую и сексолого-психиатрическую;
- однородной стационарной судебно-психиатрической экспертизы;
- комплексной стационарной судебно-психиатрической экспертизы, в том числе психолого-психиатрической, сексолого-психиатрической.
Ранее действующая Инструкция, а также ФЗ № 73, также выделяли виды СПЭ, однако, градация СПЭ, установленная Порядком № 3н является более четкой.
О квалификации медицинских работников, осуществляющих СПЭ
Анализ Порядка № 3н показал, что штат медицинской организации, проводящей СПЭ, должен быть укомплектован специалистами следующих должностей:
- Врач-судебно-психиатрический эксперт;
- Медицинский психолог;
- Медицинская сестра;
- Санитар.
Согласно Приказу Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее – Приказ № 707н) на должность врача-судебно-психиатрического эксперта может быть назначен специалист, имеющий высшее образование - специалитет по специальности «Лечебное дело» (или «Педиатрия») и прошедший подготовку в ординатуре по специальности «Судебно-психиатрическая экспертиза». А при наличии подготовки в ординатуре/интернатуре по специальности «Психиатрия» необходимо пройти профессиональную переподготовку по специальности «Судебно-психиатрическая экспертиза».
Обращаем внимание на то, что более полная компетенция врача – судебно – психиатрического эксперта раскрыта в Приказе Минздрава СССР от 21.07.1988 № 579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей – специалистов» (далее – Приказ № 579), а также в статье 16 ФЗ № 73.
Согласно Приказу № 579 врач-судебно-психиатрический эксперт должен уметь
- дать заключение на подозреваемого, подсудимого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости;
- дать заключение о необходимости применения предусмотренных законом принудительных мер медицинского характера;
- определить и дать заключение о психическом состоянии свидетеля или потерпевшего;
- определить и дать заключение о психическом состоянии истцов, ответчиков;
- проводить заочные и посмертные экспертизы;
- проводить СПЭ в медицинских учреждениях, следственных изоляторах, в суде, в кабинете следователя;
- консультировать работников судебных и следственных органов по вопросам судебной психиатрии;
- уметь составлять отчеты по судебной психиатрии.
В свою очередь, статья 16 ФЗ № 73 отчасти повторяет указанные положения, а также дополняет в части обязанности эксперта провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, не разглашать сведения, которые стали известны при проведении экспертизы, и др.
В отношении медицинского психолога стоит отметить, что такая должность в соответствии с Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» относится к должностям специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием. При этом, согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее – Приказ № 541н) медицинский психолог, в частности:
- проводит психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств;
- совместно с лечащим врачом разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных.
Медицинский психолог должен иметь высшее профессиональное (психологическое) образование и пройти профессиональную переподготовку по специальности «Клиническая психология».
Отметим, что для медицинских сестер и санитаров, работающих в медицинской организации, проводящей СПЭ, законодательно не установлено каких-либо особых требований, поэтому в данной статье квалификационные требования к ним не рассматриваются.
Этапы судебно-психиатрической экспертизы и виды исследований
Производство СПЭ включает три этапа
- Первый этап - установление диагноза психического расстройства и его нозологической принадлежности;
- Второй этап - судебно-психиатрическая оценка выявленного психического расстройства с целью решения экспертных вопросов;
- Третий этап - подготовка заключения экспертов.
Первый и второй этапы производства судебно-психиатрической экспертизы включают:
- психиатрическое исследование;
- патопсихологическое (экспериментально-психологическое) исследование;
- сексологическое исследование (при производстве комплексной судебно-психиатрической экспертизы).
Обращаем внимание, что Порядок № 3н достаточно четко определяет объемы и содержание психиатрического, патопсихологического исследований, соматического и неврологического обследований, чего не наблюдалось в ранее действовавшей Инструкции.
Третий этап производства судебно-психиатрической экспертизы включает подготовку заключения, содержащего ответы на вопросы, поставленные судом, судьей, лицом, производящим дознание, следователем.
О сроках проведения судебно-психиатрической экспертизы
Порядком № 3н регламентированы сроки проведения каждого этапа экспертизы в зависимости от вида СПЭ, которые отражены в следующей таблице.
Виды СПЭ | |||||
---|---|---|---|---|---|
Амбулаторная | Стационарная | ||||
Однородная | Комплексная | Однородная | Комплексная | ||
СПЭ начинается… | с момента изучения экспертами или комиссией экспертов предоставленных им объектов исследования и материалов дела | с момента помещения лица, в отношении которого производится данная экспертиза, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях | |||
Первый и второй этапы СПЭ |
Завершаются не позднее 20 дней со дня начала СПЭ.
В указанный срок не входит:
|
Завершаются не позднее 30 дней со дня начала СПЭ.
В случае необходимости по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов срок пребывания лица, в отношении которого производится стационарная СПЭ, может быть продлен судом (по месту нахождения медицинской организации, в которой находится лицо) еще на 30 дней.
В исключительных случаях в том же порядке возможно повторное продление срока пребывания лица, в отношении которого производится стационарная СПЭ. При этом общий срок пребывания лица в медицинской организации при производстве одной СПЭ не может превышать 90 дней. |
|||
Третий этап СПЭ (составление заключения экспертов) | Не позднее 10 рабочих дней после окончания первого и второго этапа производства СПЭ. |
Стоит отметить, что до принятия Порядка № 3н подобных сроков производства СПЭ определено не было. Действовавшая ранее Инструкция определяла только общий срок пребывания лица, направленного на экспертизу, в стационаре – 90 дней и ссылалась на статью 30 ФЗ № 73, которая также определяла сроки пребывания лица в медицинской организации, оказывающей помощь в стационарных условиях.
Заключение экспертов
Порядком 3н также установлены требования к заключению экспертов.
Установлено, что заключение подписывается экспертом или комиссией экспертов и удостоверяется печатью учреждения, проводившего СПЭ.
Если по одним вопросам эксперт или комиссия экспертов могут дать ответы, а по другим имеются основания для сообщения о невозможности дать заключение, то составляется заключение, в котором наряду с экспертными ответами на вопросы, поставленные судом, судьей, лицом, производящим дознание, следователем, приводятся основания, по которым невозможно дать ответ на некоторые из поставленных вопросов.
В случаях, когда эксперт или эксперты, проводившие исследования, не смогли ответить ни на один экспертный вопрос, наряду с констатацией факта невозможности ответить на все экспертные вопросы, эксперт или комиссия экспертов обязаны также указывать, могут ли эти вопросы быть решены в иных условиях.
Заключение составляется в 3 экземплярах, первый из которых направляется органу (лицу), назначившему судебно-психиатрическую экспертизу. Второй экземпляр хранится в медицинской документации пациента, в отношении которого проводилась СПЭ. Третий экземпляр экспертного заключения хранится в архиве госучреждения, в котором была организована СПЭ.
Обращаем внимание на то, что иные требования к заключению СПЭ, установлены ФЗ № 73. Кроме того, некоторые положения данного федерального закона дублируются в Порядке № 3н. К таковым относится положение о том, что при производстве комплексной СПЭ в заключении указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел (пункт 17 Порядка 3н) и иные.
Права и обязанности экспертов в рамках проведения судебно-психиатрической экспертизы
Порядком № 3н не определены права и обязанности экспертов, проводящих СПЭ. Однако, это вовсе не означает, что данный вопрос не урегулирован на законодательном уровне. Так, статья 16 ФЗ № 73 определяет обязанности эксперта, а статья 17 – его прав. Например, к правам эксперта отнесены:
- ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;
- делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;
- обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.
Помимо этого, в ряде иных нормативных правовых актов, таких, как Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, установлены права, обязанности и ограничения для экспертов.
Отметим, что ранее действовавшая Инструкция содержала целый раздел о правах и обязанностях эксперта.
- 1Россинская Е., Галяшина Е., Статья «Негосударственные экспертные учреждения, их правовой статус и организационные формы», "Законность", 2009, № 2.
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения