
За последнее время нам поступает множество вопросов и комментариев по части медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. И якобы были внесены послабления на период COVID-19, причем в основном все ссылаются на Приказ Минздрава России от 19.03.2020 № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» (далее – Приказ № 198н). Давайте разбираться, что изменилось и какова может быть/должна быть телемедицина в это непростое для всех время.
Вспомним про телемедицину
Начнем с того, что возможность и особенности оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (далее – ТМТ) установлены базовым Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323). Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением ТМТ утвержден Приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н (далее – Порядок № 965н).
Ни в один из вышеназванных актов какие-либо изменения по части оказания медицинской помощи с применением ТМТ за период с ситуацией по COVID-19 не вносились. То есть непосредственно сам порядок организации и оказания медицинской помощи с применением ТМТ остался прежним, а именно:
- лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного пациенту лечения, в том числе формирование электронных рецептов на лекарственные препараты, при условии установления лечащим врачом диагноза и назначения лечения на очном приеме (п. 47-49 Порядка № 965н и ч. 3 ст. 36.2 ФЗ № 323);
- никуда не делась ЕГИСЗ - единая государственная информационная система в сфере здравоохранения, которая включает в себя различные подсистемы, посредством которых проводятся телемедицинские консультации, осуществляется дистанционный мониторинг за состоянием здоровья пациентов и так далее;
- частные медицинские организации, как и раньше, имеют возможность участвовать в телемедицинских консультациях (консилиумах врачей), а также осуществлять дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациентов посредством собственных информационных систем или иных информационных систем (п. 11 Порядка № 965н);
- участники дистанционного взаимодействия должны пройти идентификацию и аутентификацию посредством Единой системы идентификации и аутентификации (п. 6 ст. 36.2 ФЗ № 323, п. 7 Порядка № 965н);
- и так далее.
Подробнее с темой телемедицины Вы можете ознакомиться в наших статьях:
- Телемедицина: то ли мы дураки, то ли лыжи не едут
- 22 вопроса и ответа о телемедицине на «русском языке», или FAQ (почти во всех смыслах этого слова)
О федеральных и региональных дистанционных консультативных центрах
Упомянутый в самом начале Приказ № 198н никоим образом не изменил базовый порядок организации оказания медицинской помощи с применением ТМТ. Однако согласно Приказу № 198н временно созданы (до 1 января 2021 года) федеральные дистанционные консультативные центры:
- Федеральный дистанционный консультативный центр анестезиологии-реаниматологии для взрослых по вопросам диагностики и лечения COVID-19 и пневмоний (ФДРКЦ для взрослых) на базе Сеченовского Университета;
- Федеральный дистанционный консультативный центр анестезиологии-реаниматологии для детей по вопросам диагностики и лечения COVID-19 и пневмоний (ФДРКЦ для детей) на базе обособленного структурного подразделения - Российская детская клиническая больница Медицинского университета имени Н.И. Пирогова;
- Федеральный дистанционный консультативный центр анестезиологии-реаниматологии для беременных по вопросам диагностики и лечения COVID-19 и пневмоний (ФДРКЦ для беременных) на базе Исследовательского центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. ак. В.И. Кулакова;
- резервный Федеральный дистанционный консультативный центр анестезиологии-реаниматологии по вопросам диагностики и лечения COVID-19 и пневмоний на базе Национального медико-хирургического Центра имени Н.И. Пирогова.
Обозначенные ФДРКЦ работают с применением телемедицинских технологий. При этом, руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья рекомендовано создать региональные центры (ДРКЦ) для взрослых, для детей и для беременных. Таким образом, федеральные центры определены конкретно, а региональные центры создаются (если создаются, т.к. указано «рекомендовано») в субъектах по выбору местных минздравов.
Например, в Москве на основании Приказа ДЗМ от 27.03.2020 № 305 «Об организации дистанционных консультативных центров анестезиологии-реаниматологии в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы» созданы:
- ДРКЦ для взрослых на базе ГБУЗ «ГКБ № 40 ДЗМ» (территория «Коммунарка»).
- ДРКЦ для детей на базе ГБУЗ «ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ».
- ДРКЦ для беременных на базе ГБУЗ «ГКБ № 67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ».
Немного о работе временных дистанционных консультативных центров
В приложении № 1 к Приказу № 198н определен порядок взаимодействия вышеуказанных ФДРКЦ с ДРКЦ субъектов РФ (далее – Порядок). Так, Порядок устанавливает правила взаимодействия ФДРКЦ по вопросам диагностики и лечения COVID-19 и пневмоний с региональными ДРКЦ и при оказании медицинской помощи, включая проведение консультаций с применением телемедицинских технологий (далее – ТМК). Пункт 2 Порядка еще раз обращает внимание, что Порядок разработан с целью оперативного получения врачами-специалистами региональных ДРКЦ ТМК по вопросам оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 и (или) внебольничной пневмонией.
В п. 11 Порядка как раз названы основные функции ФДРКЦ, в частности, оказание ТМК в соответствии с Порядком № 965н. А в пункте 12 Порядка названы функции ДРКЦ, в том числе обеспечение проведения в круглосуточном режиме ТМК с врачами-специалистами ФДРКЦ.
При этом, ТМК проводится не в отношении любых пациентов. Так, пункты 3-5 Порядка определяют, при каких состояниях пациентов проводятся ТМК врачей региональных центров с врачами федеральных центров. А пункты 6-9 Порядка устанавливают, при каких состояниях проводятся ТМК между медицинскими организациями субъектов РФ и региональными ДРКЦ.
Дополнительно можно отметить, что пункт 10 Порядка обязывает медицинские организации субъектов РФ на каждого пациента, по которому проводится ТМК, ежедневно до 7.30 и до 19.30 по московскому времени направлять в региональные центры информацию о ежедневном динамическом наблюдении пациента.
Таким образом выходит, что Приказ № 198н говорит нам по большей мере о создании федеральных и региональных центров, порядке их взаимодействия при ТМК, а также о взаимодействии медицинских организаций с региональными центрами. При этом, Приказ № 198н не меняет и не отменяет базовый порядок оказания медицинской помощи с применением ТМТ.
Напоследок хотим отметить, что Правительству РФ планировалось «даровать» право по установлению иных особенностей и порядков оказания медицинской помощи, в том числе с применением телемедицинских технологий, в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих. Соответствующий Проект Федерального закона № 930215-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» начал рассматриваться в конце марта 2020 года, но до принятия ФЗ дело так и не дошло. Возможно, законодатель решил, что обойдется Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и уже упомянутым Приказом № 198н. Однако повторно сообщаем, что базовые требования к телемедицине так и не были изменены. Поэтому медицинские организации имеют право проводить телемедицинские консультации не иначе как с соблюдением соответствующих требований (ЕСИА, электронные цифровые подписи, запрет на постановку диагноза и назначение лечения без предварительного очного приема и т.д).
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения