Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти

Этапы регистрации медицинских изделий в рамках ЕАЭС

Регистрация медицинских изделий (далее – медизделия, МИ) в рамках ЕАЭС – это процедура, проходящая свои этапы, подробно описанные и регламентированные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 № 46 «О Правилах регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий» (далее – Правила). Общие положения о регистрации доступно изложены в материале «Правила регистрации медицинских изделий по законодательству ЕАЭС».

Этапы регистрации МИ по правилам ЕАЭС

1 ЭТАП Подготовка перечня документов, необходимых для регистрации медицинских изделий
2 ЭТАП Проведение регистрации и экспертизы медицинского изделия

1 этап: подготовка документов для регистрации

Для того, чтобы пройти первый этап регистрации медицинского изделия по правилам ЕАЭС нужно сделать 5 шагов.

  • Определить класс риска применения и номенклатурного видаМедицинские изделия в зависимости от степени потенциального риска применения подразделяются на 4 класса в соответствии с Правилами классификации медицинских изделий в зависимости от потенциального риска применения. Ожидается, что на Портале общих информационных ресурсов и открытых данных ЕАЭС будет представлен специальный сервис по определению класса потенциального риска применения МИ. Это существенно упростит «первый шаг» заявителя, который пока что приходится делать в «ручном режиме».

    Полезно помнить, что в некоторых случаях в одно регистрационное удостоверение можно включить несколько модификаций МИ, относящихся к одному виду. Критерии по включению в одно регистрационное удостоверение нескольких модификаций медизделия, относящихся к одному виду в соответствии с применяемой в ЕАЭС номенклатурой медицинских изделий, определены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.07.2018 № 123. Номенклатура доступа по ссылке.

  • Определить перечень документовПеречень документов регистрационного досье при регистрации и экспертизе медизделия зависит от класса потенциального риска применения медицинского изделия. Именно поэтому первый шаг – определение класса риска применения МИ, а второй – определение перечня необходимых документов. Подробнее о перечне документов читайте в статье «Документы, необходимые для регистрации медицинских изделий».
  • Собрать доказательства безопасности и эффективностиДля подготовки документов регистрационного досье и для подтверждения соответствия общим требованиям безопасности и эффективности медицинских изделий, требованиям к их маркировке и эксплуатационной документации на них заявитель проводит испытания своего медицинского изделия. Вид испытаний зависит от вида медицинского изделия. По законодательству ЕАЭС проводятся следующие испытания:

    Подробная информация об испытаниях представлена в статье «Испытания медицинских изделий при подготовке регистрационного досье».

  • Выбрать референтное государство и государства признанияРеферентное государство – это государство, через уполномоченный орган которого регистрируется медицинское изделие. Государства признания – это государства, которые согласуют экспертные заключения референтного государства. Выбор и первого, и вторых принадлежит заявителю. Помочь с выбором может официальная страница в Интернете, которая выглядит так:

    Выбор референтного государства и государства признания

  • Оплатить пошлинуПосле подготовки регистрационного досье заявитель должен оплатить пошлину за экспертизу и регистрацию медицинского изделия в референтном государстве. Пошлины за экспертизу и регистрацию МИ в государствах признания оплачиваются после принятия положительного решения о регистрации МИ референтным государством. Подробнее о пошлинах читайте в статье «Государственная пошлина при регистрации медицинских изделий».

2 этап: регистрация и экспертиза

Регистрация и экспертиза медицинского изделия на 2 этапе осуществляются в 4 шага:

  • Представление документов в уполномоченный орган референтного государства
  • Проведение экспертизы медицинского изделия
  • Согласование экспертного заключения государствами признания
  • Регистрация медицинского изделия

Расскажем подробнее о каждом из них.

Представление документов на регистрацию медицинского изделия

В уполномоченный орган референтного государства заявитель предоставляет:

Уполномоченный орган референтного государства проверяет полноту и достоверность представленных заявителем сведений, принимает решение о начале процедуры регистрации и экспертизы МИ и размещает заявление и регистрационное досье в своей информационной системе. Данные действия должны быть совершены в срок не более 5 рабочих дней.

При наличии замечаний заявителю предоставляется возможность их устранить. Срок «на все про все» – 30 рабочих дней. Далее в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления и регистрационного досье, полностью соответствующего требованиям Правил, уполномоченный орган принимает решение о начале процедуры экспертизы и регистрации МИ.

Проведение экспертизы медицинского изделия

В соответствии с п. 7 Правил в целях регистрации медицинского изделия проводится экспертиза медицинского изделия экспертной организацией, определенной уполномоченным органом государства-члена (далее – экспертная организация). Эта экспертная организация оформляет экспертное заключение, которое по существу является ключевым документом регистрационного досье. Максимальный срок проведения экспертизы – 60 рабочих дней со дня принятия решения о начале процедуры экспертизы и регистрации МИ.

До подготовки экспертного заключения проводится инспекция производства медицинских изделий. Максимальный срок инспекции – 90 рабочих дней. При необходимости заявителю предоставляются не более 60 рабочих дней для устранения выявленных замечаний. Отметим, что время проведения инспекции производства медицинских изделий не включается в срок экспертизы. Дополнительные нюансы в статье «Система менеджмента качества медицинских изделий».

После оформления экспертного заключения уполномоченный орган уведомляет заявителя о необходимости представить копии документов об оплате экспертизы и регистрации в государствах признания. Заявитель должен представить указанные документы в течение 10 рабочих дней.

Согласование экспертного заключения государствами признания

Уполномоченные органы (экспертные организации) государств признания направляют в уполномоченный орган (экспертную организацию) референтного государства подтверждение согласования (несогласования) экспертного заключения, размещенного в информационной системе уполномоченного органа (экспертной организации) референтного государства в течение 30 рабочих дней.

Регистрация медицинского изделия

Регистрация медицинского изделия осуществляется референтным государством на основании результатов экспертизы медицинского изделия и согласования экспертного заключения государствами признания (п. 10 Правил).

В случае принятия решения о регистрации медицинского изделия уполномоченный орган референтного государства в течение не более 10 рабочих дней размещает в едином реестре медицинских изделий, зарегистрированных в рамках ЕАЭС, сведения о медицинском изделии, руководство пользователя (инструкцию по медицинскому применению) и изображение утвержденной маркировки медицинского изделия.

Далее в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации МИ уполномоченный орган референтного государства оформляет регистрационное удостоверение и приложение к нему.

Уполномоченный орган референтного государства уведомляет заявителя об отказе в регистрации медизделия лично под расписку, направляет уведомление по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо передает его в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью также в течение 10 рабочих дней со дня принятия отказного решения.

Информация о ходе рассмотрения документов, референтным государством для которых выбрана Россия, размещается здесь и доступна для открытия при указании номера входящего номера заявления.

Основания для отказа в регистрации медицинского изделия

Основаниями для вынесения уполномоченным органом (экспертной организацией) заключения об отказе в регистрации медицинского изделия являются 3 обстоятельства:

  1. неподтверждение соответствующими материалами и сведениями, содержащимися в регистрационном досье, качества, и (или) эффективности, и (или) безопасности медиизделия;
  2. превышение риска причинения вреда здоровью граждан и медработников вследствие применения МИ над эффективностью его применения;
  3. неустранение выявленных нарушений и (или) непредставление документов по запросу.

Схематично процесс регистрации медицинских изделий по правилам ЕАЭС представлен здесь, описание процесса – здесь.

Помощь Факультета медицинского права

Факультет медицинского права оказывает следующий спектр услуг по сопровождению процесса регистрации медицинских изделий по законодательству ЕАЭС в Росздравнадзоре, если референтным государством для регистрации медицинского изделия выбрана Российская Федерация (как в комплексе, так и выборочно):

  • Развернутые консультации, четкие инструкции при подготовке документов
  • Подготовка документов регистрационного досье
  • Организация проведения испытаний медицинского изделия на территории РФ, включая технические испытания, испытания (исследования) с целью оценки биологического действия медицинского изделия, испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также клинические испытания
  • Сопровождение на всех этапах регистрации в Росздравнадзоре, включая стадию экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия.

Подробнее о сопровождении процедуры регистрации медицинских изделий в рамках ЕАЭС.

Сложность в выборе услуги? Обратитесь к консультанту
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.