Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
25 августа 2020

Минздрав регламентировал работу оптометристов и кабинетов коррекции зрения

16128

Минздрав регламентировал работу оптометристов и кабинетов коррекции зрения

В 2019 году Всемирная организация здравоохранения опубликовала первый Всемирный доклад о проблемах зрения, в котором были представлены «не радующие глаз» сведения – во всем мире насчитывается не менее 2,2 миллиарда случаев нарушения зрения или слепоты, причем более 1 миллиарда из них являются следствием отсутствия профилактики или лечения. Старение населения, изменение образа жизни и ограниченный доступ к офтальмологической помощи, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода, являются одними из основных факторов роста числа людей с нарушениями зрения.

В российском здравоохранении ситуация по заболеваемости органов зрения подтверждает мировую динамику. Так, согласно данным Федеральной службы государственной статистики в 2018 году количество зарегистрированных заболеваний глаза и его придаточного аппарата превысило 15 миллионов случаев, из которых 4,6 млн. установлены впервые.

Кабинеты простой и сложной коррекции зрения

В целях своевременного выявления пациентов, нуждающихся в сложной и специальной коррекции зрения, а также последующего их лечения, Минздрав России приказом от 09.06.2020 № 558н определил новые виды структурных подразделений медицинских организаций, работающих по профилю «офтальмология»:

  • кабинет простой коррекции зрения (кабинет оптометрии)

    для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи взрослому населению при рефракционных нарушениях и зрительной дезадаптации (оптометрических нарушениях), включающей подбор очковой коррекции зрения;

  • кабинет сложной и специальной коррекции зрения

    для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты, включающей консультативно-диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия пациентам, нуждающимся в коррекции зрения.

Приказ вносит изменения в существующий Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты, утверждённый приказом Минздрава РФ от 12.11.2012 № 902н (далее – Порядок № 902н). Порядок дополняется правилами организации деятельности таких кабинетов, рекомендуемыми штатными нормативами и стандартами их оснащения (приложения № 19 – 24). Изменения вступают в силу с 01.01.2021 г.

Кабинет оптометрии

Кабинет простой коррекции зрения (кабинет оптометрии) создается для приема пациентов с нарушениями зрения и оказывает следующие услуги:

  • прием граждан по вопросам оптической коррекции зрения;
  • оптическая коррекции зрения и назначение корригирующих сферических и сфероцилиндрических очков;
  • подбор контактных линз серийного производства по назначению врача-офтальмолога или средств для коррекции слабовидения;
  • выявление пациентов, нуждающихся в сложной, специальной, контактной коррекции зрения, и направление их в кабинет сложной и специальной коррекции зрения;
  • выявление пациентов с признаками заболеваний глаза, его придаточного аппарата и орбиты, а также направление их в офтальмологический кабинет.

Работу в кабинете может осуществлять «медицинский оптик-оптометрист», специалист должен иметь среднее профессиональное образование по специальности «Медицинская оптика» (приказ Минздрава России от 10.02.2016 № 83н).

Рекомендуемые штатные нормативы – 1 должность на 20 тыс. человек прикрепленного населения (штатные нормативы не распространяются на частные медицинские организации).

Также в настоящее время на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минтрудом России опубликован проект профессионального стандарта «Специалист в области медицинской оптики и оптометрии», в отношении проекта проводятся общественные обсуждения и независимая антикоррупционная экспертиза.

Следует отметить, что законодателем фактически впервые определена роль «оптика-оптометриста» при оказании медицинской помощи по профилю «офтальмология». Действующий порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза ранее хоть и предусматривал возможность оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи специалистами со средним медицинским образованием, но не содержал конкретных функций таких специалистов.

Кабинет сложной и специальной коррекции зрения

Кабинет сложной и специальной коррекции зрения создается для приема пациентов с нарушениями зрения и оказывает следующие услуги:

  • прием пациентов с нарушениями зрения;
  • назначение сферических, сфероцилиндрических, призматических, сферопризматических и других сложных очков;
  • назначения контактных линз серийного производства;
  • назначения призм Френеля и иных средств коррекции зрения;
  • выявление признаков заболеваний глаза, его придаточного аппарата и орбиты, а также направление пациентов с такими заболеваниями в офтальмологический кабинет;
  • направление пациентов в организации, изготавливающие и реализующие средства коррекции зрения;
  • оформление рецептов на медицинские изделия для осуществления коррекции зрения;
  • оказание консультативной и лечебной помощи пациентам с функциональными нарушениями зрения, в том числе пациентам, не удовлетворенным очковой коррекцией;
  • выявление среди пациентов лиц, нуждающихся в контактной коррекции зрения линзами индивидуального изготовления.

Работу в кабинете осуществляют «врач-офтальмолог» (1 штатная единица) и «медицинский оптик-оптометрист» (0,5 штатной единицы).

Работающий в должности «врача-офтальмолога» специалист должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» по специальности «офтальмология» (приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н). Профессиональный стандарт по указанной должности утвержден приказом Минтруда России от 05.06.2017 № 470н (квалификационные требования к медицинскому оптику-оптометристу указаны в предыдущем разделе настоящей статьи).

Рекомендуемые штатные нормативы кабинета не предусматривают соотношения количества должностей к количеству прикрепленного населения. Видимо решение о штатной численности в государственных медицинских организациях будет зависеть от фактической потребности населения в соответствующей медицинской помощи и возможности организации таких кабинетов (штатные нормативы не распространяются на частные медицинские организации).

Требования к медицинскому оборудованию

Указанным ранее приказом Минздрава России от 09.06.2020 № 558н также утверждены стандарты оснащения таких кабинетов медицинскими изделиями. Напоминаем, что наличие принадлежащих медицинской организации медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения соответствующих услуг, является лицензионным требованием (п. 4 и 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291).

Кабинет оптометрии должен располагать следующим оборудованием:

  • набор пробных линз с пробными оправами и принадлежностями;
  • автоматический проектор знаков с принадлежностями;
  • электронная таблица для проверки остроты зрения (вблизи)*;
  • автоматический рефрактометр;
  • зеркальный офтальмоскоп*;
  • диоптриметр;
  • щелевая лампа стационарная с принадлежностями;
  • электрический офтальмоскоп;
  • призменный компенсатор (призма Френеля);
  • прибор для измерения офтальмотонуса (тонометр офтальмологической).

Стандарт оснащения кабинета сложной и специальной коррекции зрения предусматривает наличие следующего оборудования:

  • набор пробных линз с пробными оправами и принадлежностями;
  • автоматический проектор знаков с принадлежностями;
  • набор пробных контактных линз;
  • электронная таблица для исследования остроты зрения (вблизи)*;
  • автоматический кераторефрактометр;
  • щелевая лампа стационарная с принадлежностями;
  • электрический офтальмоскоп;
  • офтальмоскоп зеркальный*;
  • диоптриметр;
  • призменный компенсатор;
  • кератотопограф*;
  • прибор для измерения офтальмотонуса.

Введенные стандарты оснащения предусматривают идентификацию медицинских изделий по коду вида номенклатурной классификации, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 № 4н. Применение указанной классификации также является нововведением по отношению к действующему Порядку № 902н. В настоящее время какие-либо разъяснения относительно применения данной классификации при соблюдении медицинскими организациями лицензионных требований отсутствуют.

*Согласно данным электронного сервиса Росздравнадзора «Государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий» по коду вида медицинских изделий: 118390 «Таблица для проверки остроты зрения электронная» зарегистрировано 4 мед. изделия, все из них производятся за рубежом. По коду 335610 «Офтальмоскоп ручной зеркальный» – 2 изделия (Россия и Беларусь). По коду 150660 «Кератотопограф» – 2 изделия (Япония и Германия). В связи с чем возникает вопрос о фактической возможности приобретения и оснащения кабинетов медицинских организаций таким оборудованием (данные из реестра приведены по состоянию на 20.08.2020 г.).

Безусловно существуют и иные зарегистрированные медицинские изделия идентичного назначения, которые не были зарегистрированы по соответствующим кодам, что было возможно в рамках предыдущих правил регистрации. Будет ли лицензирующий орган оценивать используемые клиникой медицинские изделия по данному параметру, пока сказать сложно, но не исключено, что в скором времени использование медизделий строго по указанной в порядке кодировке, войдет в число лицензионных требований.

telegram kormed
Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.