vk target
 
logo
29 июня 2022

Защита прав потребителей: новые правила, новая жизнь

logo
Автор:
  • 996
  • 0
Правила оказания медицинских услуг права пациентов
Защита прав потребителей: новые правила, новая жизнь

1 сентября 2022 года вступят в силу изменения, которые совсем не облегчат жизнь медицинских организаций, а скорее ее осложнят. С указанной даты исполнителям будет запрещено включать в договоры об оказании услуг ряд условий (недопустимые условия). Более того, требование о недопустимых условиях будут распространяться и на те договоры, которые были заключены с потребителями ранее, до 1 сентября 2022 года. В случае нарушения запрета организации должны будут возмещать потребителям убытки. Обо всем подробнее далее.

Отметим, что поправки были внесены в Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП) еще 1 мая 2022 года и затронут медицинские организации.

Мы ранее писали, что человек, которому оказывается медицинская помощь или который обратился за оказанием медицинской помощи, в том числе по программам обязательного и добровольного страхования, приобретает не только статус пациента, но и потребителя в рамках ЗоЗПП (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

Новое – это хорошо забытое старое

Установление норм о недопустимых условиях договора не является новостью. В настоящее время ст. 16 ЗоЗПП содержит правило, согласно которому условия договора, ущемляющие права потребителя, признаются недействительными. И если в результате исполнения договора с такими положениями у потребителя возникли убытки, последние подлежат возмещению. В новом акте данное правило конкретизировано, более ясно определены запреты и обязанности исполнителя, установлен перечень недопустимых условий договора.

Существует практика привлечения клиник к административной ответственности за нарушение указанного положения.

Решение Свердловского областного суда от 02.02.2016 №72-90/2016:
Договор об оказании платных медицинских услуг содержал условия, ущемляющие права потребителя, в том числе в части одностороннего отказа от исполнения условий договора. Клиника была привлечена к административной ответственности по ст. 14.8 ч. 2 КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих права потребителя).

Допустимо не допустимо

Регулятор определил перечень недопустимых условий договора. Всего их 16. Список открытый, в него входят и иные условия, нарушающие правила в области защиты прав потребителей.

Недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами РФ, ЗоЗПП, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителя (далее – недопустимые условия).

Перейдем непосредственно к условиям.

Отказываешься от договора – плати штраф

В договор нельзя включать условия, запрещающие потребителю отказываться от договора в одностороннем порядке. Если законом предусмотрены исключения, данное правило не действует. Также запрет относится и к условиям, которые ограничивает право потребителя на досрочное расторжение договора. Опять же, если нет каких-либо исключений со стороны закона.

В каких случаях возможен отказ от договора или его досрочное расторжение, читайте в нашей статье: «Как отказать пациенту, или Об отказе в заключении договора и о его расторжении».

Кроме того, недопустимы положения о штрафных санкциях и иных обязанностях потребителя при отказе от договора. Напомним, что в отличие от клиники пациент не ограничен в своем праве в любое время отказаться от получения медицинских услуг и от договора в целом. При этом при определенных обстоятельствах пациент обязан компенсировать клинике фактически понесенные затраты.

Я решил – и точка

Установлен запрет на положения, позволяющие исполнителю менять условия договора в одностороннем порядке. Это касается предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий. Данное правило не действует, если имеются установленные исключения. Отметим, что информация, которая должна содержаться в договоре об оказании платных медицинских услуг, отражена в Правилах ПМУ (постановление Правительства РФ от 04.10.2012 №1006). Поэтому согласованная стоимость медицинских услуг не подлежит изменению клиникой в одностороннем порядке.

Если с планом лечения, который согласован с пациентом, все более-менее понятно, стоимость в нем зафиксирована и клиника уже не вправе ее менять. То вопрос с разовыми услугами остался открытым (когда пациент приходит в клинику ситуативно, так скажем, от случая к случаю). Некоторые подумают, что возможным выходом из ситуации может быть включение в договор условия об оплате ситуативных (разовых) услуг по действующему прейскуранту исполнителя на момент оказания услуги. Однако, по нашему мнению, риски останутся.

Выходом из ситуации могут быть следующие варианты:

Вариант 1. Договор на оказание медуслуг заключать на короткий срок (например, на 1 день).

Вариант 2. Заключение рамочного договора (договора с открытыми условиями). Конкретный перечень услуг, их стоимость и сроки оказания услуг будут согласовываться отдельным дополнительным соглашением при разовом обращении пациента.

Рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора.

Идите-ка в наш суд

К недопустимым условиям отнесены условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности. Клиники нередко стараются привязать пациента к суду по месту нахождения ответчика, что недопустимо, так как потребитель по закону имеет альтернативную подсудность.

ЗоЗПП предоставляет потребителю право выбрать, в какой суд подать исковое заявление: по месту нахождения клиники, в том числе ИП, либо по месту своего места жительства или пребывания, либо по месту заключения или исполнения договора. Кроме того, если иск к организации вытекает из деятельности филиала (представительства), он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Вначале претензия, потом суд

В договор нельзя вносить условия, обязывающие потребителя подать претензию перед обращением в суд. Отметим, что в ЗоЗПП нет положений, обязывающих потребителя (пациента) направлять претензию в клинику до подачи иска в суд.

Докажи, и мы заплатим

В договор нельзя включать условия, обязывающие потребителя доказывать обстоятельства, бремя доказывания которых на него не возложено.

Приведем пример. Обязанность доказывать правильность установленного диагноза, проведенного обследования и лечебного процесса (качество медицинской помощи) возложена на медицинскую организацию, и ее нельзя перекладывать на пациента.

Вопрос о возложении бремени доказывания только на исполнителя (медицинскую организацию) является спорным, однако судебная практика за последние годы складывается таким образом, что это бремя полностью несет клиника. Одну из таких судебных историй мы описали в заметке «Бремя доказывания и оплаты экспертизы в судебном споре с пациентом».

Откажешься от «моралки» – вернем деньги

Закон запретил ограничивать потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав. Например, нельзя запретить потребителю обращаться в суд либо исключать право на компенсацию морального вреда.

Утром – чек, вечером – деньги

К недопустимым условиям отнесли положения, ставящие удовлетворение требований потребителей в отношении услуг с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками услуг.

Например, если клиника готова возместить убытки пациенту в связи с недостатками, но только в том случае, если пациент предоставит все кассовые чеки.

Неустойка нипочем

Нельзя уменьшать размер законной неустойки. Так, например, нельзя снижать размер неустойки, установленный ЗоЗПП при нарушении сроков оказания услуг или обнаружения недостатков (3% цены оказания услуг) (ст. 29 ЗоЗПП).

Хочешь пряник – купи булку

Как и прежде, нельзя обуславливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг. Положение дополнили оговоркой, согласно которой нельзя предусматривать и обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом.

Приведем примеры.

НЕЛЬЗЯ:
Если клиника оказывает услуги по лечению ногтевых пластин только при условии, если пациент приобретет кремы и мази для ног, имеющие косметический эффект.

МОЖНО:
Если клиника проводит эзофагогастродуоденоскопию только при получении услуги – консультации врача-специалиста, который выдает направление на данное эндоскопическое вмешательство. В данном случае наличие направления является требованием Правил проведения эндоскопических исследований (приказ Минздрава от 06.12.2017 №974н), действия клиники являются законными.

Более того, выдвигая подобное условие, клиника не вправе отказать в заключении, исполнении договора, направленного на приобретение одних услуг по причине отказа потребителя в приобретении иных услуг. Если нарушаешь право потребителя на свободный выбор услуг, последний вправе рассчитывать на убытки в полном объеме.

Ну и про остальных

Кроме названных условий, в список запрещенки вошли следующие:

  • Условия, которые исключают или ограничивают ответственность клиники за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом.
  • Условия, которые предусматривают выполнение дополнительных услуг за плату без получения согласия потребителя. Данный запрет действует и в настоящее время. Согласие оформляется в письменной форме, если иное не предусмотрено законом. Клинике, которая оказала дополнительные услуги, придется доказывать либо наличие согласия потребителя, либо обстоятельства, в силу которых такое согласие не требуется.
  • Условия, которые ограничивают право потребителя на выбор способа и формы оплаты услуг. Указанные способы и формы оплаты установлены ст. 16.1 ЗоЗПП. Как известно, потребитель может производить оплату как наличными, так и различными формами безналичного расчета.
  • Условия, которые ограничивают право выбора вида требований при оказании услуг ненадлежащего качества. Указанное условие касается требований, установленных п. 1 ст. 18 (в отношении товаров), и п. 1 ст. 29 ЗоЗПП (в отношении услуг).

Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;
  • полного возмещения убытков и отказаться от исполнения договора (если в установленный срок недостатки не устранены, если убытки вызваны недостатками оказанной услуги.

А еще нельзя

Регулятор не просто утвердил перечень недопустимых условий. Он запретил отказывать в заключении договора, если потребитель обратился к нему с просьбой исключить недопустимые условия из договора. Требование об исключении условий рассматривается в течение 10 дней. Потребителю доводится извещение о результатах его рассмотрения и мотивированное решение клиники.

И снова убытки

Если недопустимые условия повлекут убытки для потребителя, клинике придется их возмещать.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
997
0
Правила оказания медицинских услуг
Защита прав потребителей: новые правила, новая жизнь
35095
1
Правила оказания медицинских услуг
Право пациента на получение медицинской документации
6716
0
Правила оказания медицинских услуг
Законные интересы пациента
Комментарии
Задать вопрос