1 сентября 2022 года вступят в силу изменения, которые совсем не облегчат жизнь медицинских организаций, а скорее ее осложнят. С указанной даты исполнителям будет запрещено включать в договоры об оказании услуг ряд условий (недопустимые условия). Более того, требование о недопустимых условиях будут распространяться и на те договоры, которые были заключены с потребителями ранее, до 1 сентября 2022 года. В случае нарушения запрета организации должны будут возмещать потребителям убытки. Обо всем подробнее далее.
Отметим, что поправки были внесены в Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП) еще 1 мая 2022 года и затронут медицинские организации.
Мы ранее писали, что человек, которому оказывается медицинская помощь или который обратился за оказанием медицинской помощи, в том числе по программам обязательного и добровольного страхования, приобретает не только статус пациента, но и потребителя в рамках ЗоЗПП (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
Новое – это хорошо забытое старое
Установление норм о недопустимых условиях договора не является новостью. В настоящее время ст. 16 ЗоЗПП содержит правило, согласно которому условия договора, ущемляющие права потребителя, признаются недействительными. И если в результате исполнения договора с такими положениями у потребителя возникли убытки, последние подлежат возмещению. В новом акте данное правило конкретизировано, более ясно определены запреты и обязанности исполнителя, установлен перечень недопустимых условий договора.
Существует практика привлечения клиник к административной ответственности за нарушение указанного положения.
Решение Свердловского областного суда от 02.02.2016 №72-90/2016:
Договор об оказании платных медицинских услуг содержал условия, ущемляющие права потребителя, в том числе в части одностороннего отказа от исполнения условий договора. Клиника была привлечена ...