vk target
 
logo
15 марта 2017

Лицензирование деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ

logo
Автор:
  • 13782
  • 0
Лицензионные проверки Правила обращения НС и ПВ Лицензия на оборот НС и ПВ

Лицензирование деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществВ соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ (далее — НС и ПВ) и их прекурсоров, культивированием наркосодержащих растений.

Порядок лицензирования деятельности по обороту НС, ПВ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, осуществляемой медицинскими (фармацевтическими) организациями, в том числе индивидуальными предпринимателями, регламентируется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства от 22.12.2011 № 1085.

В рамках настоящей статьи рассматривается порядок получения лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Порядок получения лицензии на оборот прекурсоров не рассматривается.

Перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в РФ

Перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в РФВ соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон о НС и ПВ) установлены следующие списки НС, ПВ и их прекурсоров, включенные в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 (далее — Перечень):

  1. список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен (далее — Список I), за исключением случаев, предусмотренных п. 1, 5 ст. 14 Закона НС и ПВ;
  2. список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен (далее — Список II);
  3. список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (далее — Список III);
  4. список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее — Список IV), включающий:
    — таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля (далее — Таблица I);
    — таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля (далее — Таблица II);
    — таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (далее — Таблица III).

Лицензирование деятельности, связанной с обращением наркотических средств и психотропных веществ

Лицензированию подлежит деятельность по обороту НС, ПВ и их прекурсоров, внесенных в Списки I — III и таблицу I списка IV Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681.

Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по обороту НС, ПВ и их прекурсоров

Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по обороту НС, ПВ и их прекурсоровДеятельность по обороту НС, ПВ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений включает следующие работы и услуги в соответствии с приложением к Постановлению Правительства РФ № 1085:

  1. Хранение наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;
  2. Перевозка наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;
  3. Приобретение наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;
  4. Использование наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня в медицинских целях;
  5. Отпуск (за исключением отпуска физическим лицам) НС и ПВ, внесенных в список II Перечня;
  6. Хранение психотропных веществ (ПВ), внесенных в список III Перечня;
  7. Перевозка н психотропных веществ (ПВ), внесенных в список III Перечня;
  8. Приобретение психотропных веществ (ПВ), внесенных в список III Перечня;
  9. Использование психотропных веществ (ПВ), внесенных в список III Перечня в медицинских целях;
  10. Отпуск (за исключением отпуска физическим лицам) НС и ПВ, внесенных в список III Перечня.
  11. Иные виды деятельности, в соответствии с приложением к Постановлению.

В 2014 году Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» был дополнен определением «отпуска НС и ПВ» — действия по передаче наркотических средств, психотропных веществ юридическим лицом в пределах своей организационной структуры, а также физическим лицам для использования в медицинских целях.

Лицензирующие органы

  1. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения — в части осуществления:
    — деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки I — III перечня, осуществляемой:
    • — организациями оптовой торговли лекарственными средствами;
      — аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;
    — деятельности по обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список I перечня;
    — деятельности по обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицу I Списка IV перечня;
    — деятельности по культивированию наркосодержащих растений;
  2. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — в части осуществления деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки I — III перечня (за исключением деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ в части, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения). В Москве, например, таким органом исполнительной власти является Департамент здравоохранения г. Москвы, в Московской области — Министерство здравоохранения МО.

Лицензионные требования к соискателю лицензии

Лицензионные требования к соискателю лицензииЛицензионные требования представляют собой совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства РФ и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

В п. 2 Постановления правительства РФ № 1085, установлены следующие требования к соискателю лицензии на осуществление деятельности по обороту НС, ПВ и их прекурсоров:

  1. Наличие принадлежащих соискателю на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям:
    — помещений и оборудования, необходимых для осуществления деятельности по обороту НС, ПВ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (с 18 августа 2015 года — за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктов местностях, в которых отсутствуют аптечные организации (далее — медицинские организации и обособленные подразделения медицинских организаций);
    — земельных участков, необходимых для культивирования наркосодержащих растений;
  2. с 18 августа 2015 года — наличие у медицинской организации лицензии на осуществление медицинской деятельности в случае, если соискателем лицензии является медицинская организация);
  3. соблюдение порядка допуска лиц к работе с НС и ПВ, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров НС и ПВ, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 892;
  4. соблюдение соискателем лицензии, имеющим намерение осуществлять деятельность по обороту НС и ПВ, внесенных в Списки I — III перечня, прекурсоров, внесенных в Список I перечня, культивированию наркосодержащих растений, ст. 5 и 10 Закона о НС и ПВ;
  5. соблюдение соискателем лицензии, имеющим намерение осуществлять деятельность по обороту прекурсоров НС и ПВ, внесенных в таблицу I списка IV перечня, п. 5 — 7 и 11 ст. 30 Закона о НС и ПВ;
  6. наличие в штате соискателя лицензии, имеющего намерение осуществлять деятельность по обороту НС и ПВ, внесенных в Списки I — III перечня, и прекурсоров, внесенных в Список I перечня, работников, имеющих среднее профессиональное, высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование и (или) специальную подготовку в сфере оборота НС, ПВ и их прекурсоров, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ.

Наличие помещений и оборудования, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления деятельности по обороту НС и ПВ

Наличие помещений и оборудования, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления деятельности по обороту НС и ПВДействующее законодательство устанавливает требования к помещениям, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом НС, ПВ и внесенных в Список I прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений.

МВД после проведения необходимой проверки выдает медицинским (фармацевтическим) организациям заключения на соответствие объектов и помещений установленным требованиям для осуществления деятельности связанной с оборотом НС и ПВ.

Внимание! До июля 2016 года выдача заключения на соответствие объектов и помещений установленным требованиям для осуществления деятельности связанной с оборотом НС и ПВ входила в компетенцию ФСКН. В связи с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» ФСКН была упразднена, а функции и полномочия упраздняемой ФСКН перешли МВД.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» установлены требования к техническому укреплению помещения хранения НС и ПВ. Более подробно порядок выдачи данных заключений рассмотрен в статье «Заключение ФСКН на помещение для хранения наркотических средств и психотропных веществ». Медицинские (фармацевтические) организации также обязаны соблюдать правила учета и хранения НС и ПВ.

NB! Ранее рубежи защиты охранной сигнализации были четко определены Правилами хранения НС и ПВ (Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1148). Теперь же (с 18 августа 2015 года) это устанавливается актом обследования (актом, который содержит сведения о категории объекта, его оснащении инженерно-техническими средствами охраны с учетом требований, установленных Приказом МВД России № 855, ФСН № 370 от 11.09.2012). Акт обследования утверждается руководителями объекта и охранной организации.

Соблюдение порядка допуска лиц к работе с НС и ПВ, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров НС и ПВ

Соблюдение порядка допуска лиц к работе с НС и ПВ, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров НС и ПВМВД выдает медицинским (фармацевтическим) организациям заключения для допуска лиц к работе с НС и ПВ, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров НС и ПВ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 № 892. Для этого медицинские (фармацевтические) организации подают в МВД соответствующее заявление и анкеты на работников, а также иные необходимые документы. Подробная информация о порядке получения заключения МВД на допуск работников изложена в статье «Заключение от МВД на допуск сотрудников к работе с наркотических средств и психотропных веществ».

Лица, не допускаемые к работе с НС и ПВ

Лица, не допускаемые к работе с НС и ПВДействующее законодательство устанавливает перечень лиц, которые не могут быть допущены к работе с НВ и ПС, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров. К таким лицам относятся лица, не достигшие 18-летнего возраста, и лица, в отношении которых отсутствуют нижеследующие справки и заключения:

  1. Справки об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к НС, ПВ, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом. Справки выдаются только государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения;
  2. Заключения МВД об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к НС, ПВ, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом НС, ПВ и их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами РФ.

Соблюдение соискателем лицензии установленной государством монополии на некоторые виды работ (услуг)

Соблюдение соискателем лицензии установленной государством монополии на некоторые виды работ (услуг)Другим лицензионным требованием является соблюдение соискателем лицензии, имеющим намерение осуществлять деятельность по обороту НС и ПВ, внесенных в Списки I — III перечня, прекурсоров, внесенных в Список I перечня, культивированию наркосодержащих растений, ст. ст. 5 и 10 Закона о НС и ПВ.

В ст. 5 Закона о НС и ПВ установлены следующие виды работ и услуг, которые находятся под государственной монополией:

  1. уничтожение НС и ПВ, внесенных в списки I и II, прекурсоров, внесенных в Список I, а также конфискованных или изъятых из незаконного оборота психотропных веществ, внесенных в Список III;
    Для справки: 30.12.2012. была отменена государственная монополия на уничтожение психотропных веществ списка III.
  2. переработка НС, ПВ и внесенных в Список I прекурсоров (за исключением осуществляемой юридическими лицами независимо от их форм собственности переработки психотропных веществ, внесенных в Список III, в целях получения на их основе веществ, не являющихся психотропными веществами);
  3. ввоз (вывоз) НС и ПВ, внесенных в списки I и II (за исключением вывоза наркотических средств и психотропных веществ, осуществляемого при гуманитарной помощи);
  4. иные виды деятельности в соответствии со ст. 5 Закона о НС и ПВ.

Виды деятельности указанные в п.2-4 осуществляются только государственными унитарными предприятиями в порядке, установленном Законом о НС и ПВ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Требования к условиям осуществления деятельности, связанной с оборотом прекурсоров НС и ПВ, установленные в ст. 10 Закона о НС и ПВ, не касаются медицинских (фармацевтических) организаций и в данной статье не рассматриваются.

Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Наличие в штате соискателя лицензии работников, имеющих образование в сфере оборота НС, ПВ и их прекурсоров

Наличие в штате соискателя лицензии работников, имеющих образование в сфере оборота НС, ПВ и их прекурсоровВ штате медицинской (фармацевтической) организации обязательно должны быть медицинские работники, имеющие образование в сфере оборота НС и ПВ, которые непосредственно будут участвовать в оказании медицинской помощи с использованием НС и ПВ. Данные работники должны:

  1. иметь высшее и (или) среднее медицинское образование;
  2. занимать соответствующие должности (обычно это: врач-анестезиолог-реаниматолог, медицинская сестра-анестезист, старшая медсестра, главная медсестра, пр.);
  3. соответствовать квалификационным требованиям и квалификационным характеристикам, установленных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» и Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»;
  4. иметь профессиональную подготовку при работе с наркотическими средствами и психотропными веществами (дополнительное профессиональное образование). Необходимо отметить, что данная подготовка обязательна для руководящих должностей (главный врач, заведующий отделением, главная (старшая) медсестра, пр), для остальных медработников является лишь желательной. Такая специальная подготовка выражается в прохождении специального краткосрочного курса 72 часа в рамках дополнительного профессионального образования — «Организация деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», который называют «72 часа по наркотикам».
О подаче документов на получение лицензии на оборот НС и ПВ читайте в статье «Подача документов на получение лицензии на оборот НС и ПВ и решение лицензирующего органа»
Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
4 990 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
9 990 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
1 990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Есть вопросы? Задайте их юристу!
Задать вопрос