logo
 
logo
16 августа 2018

Вся правда об антитеррористической защищенности медицинских организаций

logo
Автор:
  • 5035
  • 0
Об антитеррористической защищенности медицинских организаций

Терроризм – явление известное и представляет собой не только опасность политическую, но и общественную.

Возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации имеет определенные исторические предпосылки и связаны как с внутренними экономическими, политическими, социальными, межнациональными, конфессиональными противоречиями, так и с внешними, в том числе общими для всего мирового сообщества, террористическими угрозами. Именно так говорится о терроризме в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом России 05.10.2009.

Согласно названной Концепции, профилактика терроризма - одно из направлений противодействия терроризму. При этом, предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям:

  • создание системы противодействия идеологии терроризма;
  • осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;
  • усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов.

Именно об обеспечении антитеррористической защищенности пойдет речь в настоящей статье, естественно, в контексте ее обеспечения в медицинских организациях.

Антитеррористическая защищенность

В 2006 году в России был принят Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – ФЗ № 35). Непосредственно в указанном законе дано определение антитеррористической защищенности объекта (территории), а именно – это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Согласно ФЗ № 35 юридические лица должны обеспечивать выполнение требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

При этом, статьей 5 ФЗ № 35 к полномочиям Правительства РФ отнесено, в частности, установление:

  • обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
  • категории объектов (территорий);
  • порядка разработки указанных требований и контроля за их выполнением;
  • порядка разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Требования к антитеррористической защищенности медицинских организаций установлены Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 (далее – Требования, ПП РФ № 8 соответственно). Формы паспорта безопасности для медицинских организаций также установлена ПП РФ № 8.

На кого распространяются требования ПП РФ № 8

Согласно пункту 2 ПП РФ № 8 для целей рассматриваемых требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), правообладателями которых являются Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальные органы, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации организации, подведомственные Федеральному медико-биологическому агентству организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, и иные организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)).

!!! Таким образом можно говорить о том, что все медицинские организации, вне зависимости от формы собственности должны соответствовать требованиям, установленным в ПП РФ № 8. Однако, законодатель упустил один нюанс, а именно тот факт, что некоторые медицинские организации располагаются не в отдельных зданиях, а в помещениях многоквартирных домов на первых этажах. Подробнее об этом в разделе ниже.

Важно! Согласно подпункту «в» пункта 3 Требований, Требования не распространяются на объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации. Отметим, что еще одним вариантом размещения медицинской организации, может быть торговый или бизнес-центр. Требования к таким объектам (в том числе, к зданиям) утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273 и Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 соответственно.

Справка: в контексте настоящей статьи часто упоминаются такие термины, как «правообладатель объекта (территории)» и «должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории)». Для лучшего понимания Требований, установленных ПП РФ № 8, разъясним, что:

  • правообладателями являются юридические лица, например, Минздрав России, Департамент здравоохранения Москвы, Росздравнадзор, ООО «Ромашка»;
  • под должностными лицами, осуществляющими непосредственное руководство деятельностью работников, понимается руководитель медицинской организации, например, главный врач, генеральный директор, директор.

Почему некоторые медицинские организации не попадают под действие ПП РФ № 8

На основании определения «объекта», данного в п. 2 ПП РФ № 8, можно сделать вывод о том, что Требования, установленные ПП РФ № 8, распространяются на медицинские организации (то есть на юридических лиц), являющиеся правообладателями комплексов технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений).

Одновременно с этим, Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» дает в статье 2 определения следующим понятиям:

  • здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
  • помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями;
  • сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

А строение определяется, как отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения (Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации»).

Однако, в ПП РФ № 8 в понятие объекта, к которым применяются требования к антитеррористической защищенности, не включены помещения, а только здания (строения, сооружения). При этом о «помещении» речь идет только, как о составной части объекта, а не как о самостоятельном объекте.

Таким образом, Факультетом Медицинского Права сделан вывод о том, что медицинские организации, расположенные в помещениях многоквартирных домов, не попадают под действие ПП РФ № 8.

Справка: Конечно же мы обратились за соответствующими разъяснениями и в органы, представители которых входят в состав комиссии по обследованию и категорированию объекта (о составе комиссии рассказано ниже). Официальные ответы компетентных органов были следующие.

МЧС России (Главное управление МЧС России по г. Москве) согласилось с нашими выводами и подтвердило, что правообладатели помещений в многоквартирном доме не попадают под действие ПП РФ № 8.

ФСБ России (УФСБ России по городу Москве и Московской области) согласно с доводами ФМП и признает наличие определенного пробела в законодательстве. При этом в ответе сообщается, что ведется разработка требований к антитеррористической защищенности многоквартирных домов (о них указано в конце статьи). Заметим, что до того, как разрабатываемые требования будут изданы, УФСБ России по городу Москве и Московской области рекомендует придерживаться Требований, установленных в ПП РФ № 8, объясняя это сохраняющейся угрозой совершения террористических актов в медицинских организациях. Однако, Факультет Медицинского Права подчеркивает, что ФСБ России именно рекомендует, а не обязывает соблюдать ПП РФ № 8 в медицинских организациях, расположенных в многоквартирных домах.

Представители Росгвардии с точкой зрения Факультета медицинского права не согласились, однако четко и аргументировано оспорить указанный выше вывод им также не удалось.

Мы также обратились за разъяснениями в Минздрав России, как к разработчику Требований. Ответ профильного ведомства (см. ответ по вопросу 2) подтвердил правоту наших выводов и, в частности, разъяснил, что «…под объектом строго понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, или отдельные здания, строения или сооружения…».

Не совсем понятной для нас осталась «мысль» Минздрава касательно обязанности собственника всего объекта (а не собственников отдельных частей здания) обеспечить требования антитеррористической защищённости. С одной стороны, данный посыл совершенно корреспондирует нашим желаниям, с другой стороны, п. 2 и 4 Требований содержат термин правообладатель, а не собственник объекта, что значительно меняет смысл положения. Напомним, что термин правообладатель значительно шире термина собственник, так как правообладание объектом недвижимости может быть на правах собственности, аренды, оперативного управления, безвозмездного пользования и др.

Также странным образом Минздрав России в ответе указывает и на то, что медицинские организации, занимающие часть здания и имеющие отдельный вход (выход), могут являться исключением, то есть к ним могут применяться требования ПП РФ № 8. Полагаем, что подобная странная стилистическая конструкция (медицинские организации могут являться исключением, а не медицинские организации являются исключением) была использована Минздравом не случайно, так как безусловно каких-либо обоснованных аргументов обратному у Минздрава, равно как и у нас не имеется. То есть, на сегодняшний день без внесения соответствующих поправок в ПП РФ № 8 содержащиеся в нем требования не распространяются на медицинские организации, расположенные в помещениях многоквартирных домов.

Дополнительные комментарии к ответу и разъяснениям Минздрава России смотрите в нашей новости, посвященной данному вопросу.

Для медицинских организаций, расположенных в многоквартирных домах…

Минстроем России разработан проект постановления Правительства РФ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности многоквартирных домов и формы паспорта безопасности многоквартирного дома».

Требования устанавливают обязательные для выполнения требования к обеспечению антитеррористической защищенности многоквартирных домов, в том числе расположенных в них нежилых помещений, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, разработки паспорта безопасности, а также вопросы осуществления контроля за выполнением указанных требований.

Для проведения категорирования многоквартирных домов, а также в целях организации и осуществления контроля за выполнением настоящих Требований по решению ответственного лица создается комиссия по обследованию и категорированию многоквартирных домов.

Отметим, что ответственное лицо в контексте рассматриваемого проекта постановления - должностное лицо органа местного самоуправления городского поселения, городского округа, муниципального района, ответственное за реализацию полномочий органа местного самоуправления городского поселения, городского округа, муниципального района по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма ....

Таким образом, с момента принятия и вступления в силу данного проекта Постановления Правительства, медицинские организации, расположенные в нежилых помещениях многоквартирных домов, будут обязаны соблюдать требования к антитеррористической защищенности.

Достаточно важно! Реализация мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности многоквартирного дома обеспечивается лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, а в случае если собственниками помещений в многоквартирном доме выбран и реализован непосредственный способ управления многоквартирным домом, а также в случае, если способ управления не выбран либо выбранный способ управления не реализован – ответственным лицом за счет средств собственников помещений в таком многоквартирном доме. Порядок финансирования проведения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности многоквартирного дома утверждается собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 27 проекта Требований).

Также отметим, что Требования, установленные в ПП РФ № 8 и Требования, предлагаемые в проекте постановления Правительства России, имеют некоторые существенные различия, например:

  • на категорию многоквартирного дома дополнительно влияет этажность дома и факт совершения (предотвращения совершения) террористического акта в муниципальном образовании;
  • плановые проверки могут проводится чаще, чем 1 раз в 3 года (зависит от присвоенной категории дому).

Однако более подробно судить о требованиях к антитеррористической защищенности медицинских организаций, расположенных в многоквартирных домах, имеет смысл только после вступления соответствующего нормативного акта в силу, ведь проект может претерпеть еще ни одно изменение.

Категорирование объектов

Разделом II Требований предусмотрена такая процедура, как категорирование объектов. Применяется она в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Для проведения категорирования объекта (территории) решением руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия).

В состав комиссии включаются (пункт 8 Требований):

  • представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории);
  • работники объекта (территории);
  • представители территориального органа безопасности;
  • представители территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации;
  • представители территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию).

Важно! Комиссия назначается:

  • в отношении функционирующей медицинской организации - в течение 3 месяцев со дня утверждения ПП РФ № 8 (утверждены Требования 13.01.2017);
  • при вводе в эксплуатацию новой медицинской организации - в течение 30 дней со дня окончания мероприятий по ее вводу в эксплуатацию.

N.B! Обращаем внимание медицинских организаций, работающих с наркотическими средствами и психотропными веществами (далее- - НС и ПВ) и имеющих соответствующую лицензию. Категорирование объектов в рамках ПП РФ № 8 и категорирование объектов в рамках требований законодательства о НС и ПВ являются совершенно различными понятиями и мероприятиями.

Напомним, что одним из лицензионных требований к организациям, осуществляющим оборот НС и ПВ, является соблюдение Правил хранения НС, ПВ и их прекурсоров, установленных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1148. В настоящей статье мы не будем подробно останавливаться на требованиях к хранению НС и ПВ мы, так как все детали уже отражены нами в других статьях:

При этом напомним, что Требования к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности утверждены Приказом МВД России № 855, ФСКН России № 370 от 11.09.2012 (далее – Приказ МВД № 855). Согласно пункту 4 названных Требований в целях определения категории объекта комиссией, созданной в соответствии с решением руководства объекта, проводится его обследование.

Несмотря на использование в двух нормативных правовых актах (в Приказе МВД № 855 и ПП РФ № 8) одинаковой терминологии, например, «Акт обследования», «Категорирование», указанные нормативные правовые акты регулируют совершенно различные сферы правоотношений, одна из которых направлена на решение такой общественно-политической проблемы, как терроризм, а вторая – на пресечение преступного посягательства на наркотические средства и психотропные вещества и на соблюдение лицензионных требований.

При этом, обращаем внимание, что в Приказе МВД № 855 и ПП РФ № 8 речь идет о совершенно различных объектах. Так, в первом случае – это может быть только помещение, в котором медицинская организация осуществляет хранение наркотических средств, и которое является лишь частью помещения, правообладателем которого является медицинская организация, во втором - сооружение, строение (иной объект), а также территория, правообладателями которых является медицинская организация.

Немаловажно и то обстоятельство, что применяются и различные критерии при определении категории обследуемого объекта. В то время, как критерии для определения категории помещения, предназначенного для хранения наркотических средств и психотропных веществ, вытекают из постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1148 и Приказа МВД № 855, критерии для определения категории объекта с целью обеспечения антитеррористической защищенности объектов установлены ПП РФ № 8.

Помимо этого, в связи с вступлением в силу ПП РФ № 8 в приказ МВД № 855 не было внесено изменений, указывающих на то, что акт обследования помещения, предназначенного для хранения наркотических средств и психотропных веществ, может быть использован для категорирования объектов в целях антитеррористической защищенности или иных изменений, которые давали бы основание распространять действие норм ПП РФ на правоотношения, вытекающие из Приказа МВД № 855.

О том, какие категории объектов присваиваются по окончании процедуры категорирования в рамках Требований, установленных ПП РФ № 8, рассказано ниже в настоящей статье.

Документация

Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории) (далее – Акт), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Акт составляется в 2 экземплярах и является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).

В случае возникновения в ходе составления указанного акта разногласий между членами комиссии решение принимается в форме голосования простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают Акт, при этом их особое мнение приобщается к Акту.

Далее, согласно пункту 31 Требований на каждый объект (территорию) в соответствии с Актом разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории).

Паспорт безопасности

Паспорт безопасности объекта (территории) (далее – Паспорт безопасности) разрабатывается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), согласовывается с руководителями территориального органа безопасности (ФСБ), территориального органа Росгвардии и утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченным им лицом.

Примечание: Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в течение 30 дней со дня его разработки.

Паспорт безопасности составляется в 2 экземплярах. Первый экземпляр хранится на объекте (территории), второй экземпляр направляется в орган (организацию), являющийся правообладателем объекта (территории). Копии Паспорта безопасности направляются в территориальный орган безопасности (ФСБ) и территориальный орган МВД России по месту нахождения медицинской организации.

Паспорт безопасности необходимо актуализировать не реже одного раза в 5 лет. Досрочно актуализация проводится в случаях, если произошли изменения:

  • общей площади и периметра медицинской организации (территории);
  • количества потенциально опасных и критических элементов;
  • сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности медорганизации и ее территории;
  • мер по инженерно-технической защите медицинской организации и ее территории.
Примечание: по результатам актуализации паспорта безопасности он может быть заменен. Однако утративший силу паспорт безопасности необходимо оставлять на хранение в медицинской организации 5 лет.

Категории объектов

Медицинские организации разделяются на три категории объектов (в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения). От присвоенной медицинской организации категории будет зависеть комплекс мероприятий, которые необходимо будет организовать в медорганизации для обеспечения ее антитеррористической защищенности. Итак, категории могут быть следующие:

  • объекты (территории) первой категории - объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1000 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - более 100 млн. рублей;
  • объекты (территории) второй категории - объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 500 до 1000 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - от 50 до 100 млн. рублей;
  • объекты (территории) третьей категории - объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 500 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - менее 50 млн. рублей.

Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности медицинских организаций

В зависимости от того, какая категория присвоена медицинской организации, разнится и перечень мероприятий, который должен быть осуществлен для обеспечения безопасности.

Примечание: Требованиями, утвержденными ПП РФ № 8, в разделе IV определен порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях) и реагирования на полученную информацию. В данном разделе Требований раскрыта информация:
  • о том, куда необходимо сообщать о совершенном террористическом акте или о поступившей информации об угрозе совершения такового;
  • указан перечень сведений, направляемых в соответствующие органы;
  • перечислены действия, которые необходимо совершить при наступлении опасности.

Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности

Выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) должно контролироваться руководителями органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), или уполномоченными ими лицами в виде проверок.

Плановая проверка антитеррористической защищенности объекта (территории) проводится не реже 1 раза в 3 года в соответствии с планом-графиком проверок, утверждаемым руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории).

Внеплановая проверка проводится по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), и (или) вышестоящего органа (организации) при получении информации о несоблюдении на объекте (территории) требований к антитеррористической защищенности объекта (территории), а также после актуализации паспорта безопасности объекта (территории).

Должностное лицо, руководящее деятельностью работников на объекте (территории), должно быть уведомлено о проведении плановой проверки не позднее чем за 30 дней до начала ее проведения.

Срок проведения проверки антитеррористической защищенности объекта (территории) должен составлять не более 5 рабочих дней.

Итоги проверок

По результатам плановой или внеплановой проверки антитеррористической защищенности объекта (территории) оформляется акт проверки с отражением в нем состояния антитеррористической защищенности объекта (территории) и предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Должностному лицу, руководящему деятельностью работников на объекте (территории) необходимо составить план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, копия которого направляется в орган (организацию), проводивший проверку. Закономерно, что план мероприятий составляется только лишь в случае обнаружения соответствующих недочетов.

Обращаем внимание, что действующим законодательством не предусмотрена административная ответственность за несоблюдение Требований, установленных ПП РФ № 8. Однако это не означает, что в отношении медицинской организации, кроме проверок, о которых говорилось выше, не могут быть произведены иные надзорные мероприятия.

Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Несомненно и то, что проверка соблюдения медицинской организацией требований ФЗ № 35 также входит в компетенцию прокуратуры (совокупность ст. 1 и ст. 21 Закона о прокуратуре).

Согласно статье 22 Закона о прокуратуре, прокурор полномочен вносить представления об устранении нарушений законодательства. При этом должностные лица организаций должны приступить к выполнению требований прокурора незамедлительно.

Интересно отметить, что ответственность за неисполнение требований прокурора предусмотрена статьей 17.7 КоАП РФ. Однако ст. 17.7 КоАП РФ предусматривает административное наказание за невыполнение требований прокурора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, а как мы уже указали выше, административных санкций за неисполнение Требований, установленных ПП РФ № 8 не предусмотрено. Следовательно, медорганизации и их должностные лица не могут быть привлечены к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ (за неисполнение представления прокурора в части устранения нарушений ФЗ № 35)

Однако это не означает, что у прокурора более не имеется способов воздействия на медицинскую организацию. Так, например, прокурор имеет право подать заявление в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации (ч. 2 ст. 35 Закона о прокуратуре в совокупности со ст. 45 ГПК РФ).

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии