
Указом президента РФ от 21.09.2022 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее – Указ о мобилизации) в стране объявлена частичная мобилизация граждан, пребывающих в запасе. Мобилизация – явление для России новое, ввиду этого многие моменты попросту не урегулированы нормативно и не имеют примеров в правоприменительной практике. Часть вопросов разъяснена представителями различных государственных органов и учреждений, однако подобные разъяснения не имеют юридической силы и зачастую не находят отображения в законах*. Кроме того, некоторые положения о мобилизации засекречены, находясь под грифом «для служебного пользования», в связи с этим можно лишь предполагать механизмы реализации данных мероприятий.
* Разъяснения представителей различных органов и учреждений, не зафиксированные в нормативных актах, в тексте помечаются символом «*».
Кто подлежит мобилизации
Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.02.1997 №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – федеральный закон №31-ФЗ) призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе и не имеющие права на отсрочку.
Исходя из положений ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – федеральный закон №53-ФЗ), в запасе пребывают следующие категории граждан:
- Прошедшие военную службу или альтернативную гражданскую службу (далее – АГС).
- Не прошедшие военную службу по призыву и зачисленные в запас решением призывной комиссии по достижении 27 лет.
- Успешно завершившие обучение на военной кафедре (по программам военной подготовки офицеров / сержантов / старшин / солдат / матросов запаса).
- Освобожденные от призыва на военную службу по состоянию здоровья с присвоением категории годности «В» (ограниченно годен к военной службе).
- Женского пола, имеющие военно-учетную специальность (в частности, врачи).
Данным категориям граждан вручается военный билет с соответствующими сведениями об их отношении к военной службе (категория годности, военно-учетная специальность, категория запаса, звание и т. д.).
Следовательно, по общей норме, если гражданин не прошел военную службу по призыву (или АГС) или не освобожден от нее по состоянию здоровья, не имеет военного билета и не достиг возраста 27 лет, то мобилизации он не подлежит, так как не пребывает в запасе.
Однако на практике случается, что гражданин уже был зачислен в запас (например, решением призывной комиссии по состоянию здоровья или по достижении возраста 27 лет), однако военный билет по тем или иным причинам не получал на руки или к настоящему моменту потерял – основанием для освобождения от мобилизации это не будет, поскольку важно не само наличие военного билета, а факт зачисления в запас.
Бывают и ситуации, когда решение о зачислении в запас принимается без ведома и личного присутствия гражданина (в основном при достижении непризывного возраста, т. е. в 27 лет) – в таких реалиях отсутствие военного билета также не является показательным, поскольку юридически гражданин уже пребывает в запасе.
Если гражданин не прошел военную службу без законных на то оснований, то он может быть зачислен в запас с выдачей справки взамен военного билета, которая также не препятствует его мобилизации.
Аналогичным образом мобилизация не коснется граждан женского пола, не обладающих соответствующей военно-учетной специальностью (далее – ВУС).
Представителями Минобороны неоднократно отмечалось, что в рамках частичной мобилизации на военную службу будет призвано 300 тыс. «запасников» из числа проходивших военную службу. В приоритете имеющие боевой опыт и необходимую ВУС*.
Однако в Указе о мобилизации подобных уточнений не содержится, а один из его пунктов (п. 7) и вовсе засекречен, установлен «для служебного пользования», что формально позволяет военкоматам призывать граждан в большем количестве и по иным критериям, если это не противоречит засекреченному пункту указа.
Как происходит вызов в военный комиссариат
Исходя из ч. 1 ст. 21 федерального закона №31-ФЗ при объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов.
Согласно ч. 2 ст. 31 федерального закона №53-ФЗ единственный надлежащий способ вручения повестки (и, соответственно, мобилизационного предписания) – лично гражданину под расписку (под личную подпись). По такой повестке гражданин обязан явиться в военкомат, аналогичные положения касаются и мобилизационных предписаний.
Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций, а также сотрудниками полиции в случае объявления гражданина в розыск военкоматом.
«Розыск» от военкомата не имеет ничего общего с розыском в рамках уголовного дела. Его цель – установить местонахождение гражданина и вручить ему повестку, иных полномочий у сотрудников полиции нет.
Соответственно, за вручением повестки не последует задержание, допрос, привлечение к ответственности и пр., сотрудники полиции даже не вправе доставить такого гражданина в отделение полиции или осуществить привод в военкомат (приказ Минобороны РФ, МВД РФ и Федеральной миграционной службы РФ от 10.09.2007 №366/789/197).
Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются (ч. 2 ст. 7 федерального закона №53-ФЗ):
- заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
- препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
- иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.
За неявку по подписанным гражданином повесткам и мобилизационным предписаниям без уважительной причины предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 21.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде предупреждения или административного штрафа от 500 до 3 тыс. рублей.
Уголовной ответственности за неявку по повесткам или мобилизационным предписаниям в рамках призыва по мобилизации законодательно не предусмотрено.
Близкая по содержанию норма ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) (уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы) затрагивает лишь граждан, уклоняющихся от призыва на срочную военную службу (т. е. граждан мужского пола, не пребывающих в запасе, в возрасте от 18 до 27 лет, подлежащих призыву на срочную военную службу), что подтверждается разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 №3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы»).
Видится, что при должном рвении и желании военкомата и следственных органов гражданин, неоднократно не являющийся по повесткам в рамках мобилизации, может быть привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 328 УК РФ даже вопреки разъяснениям высшей судебной инстанции.
Во исполнение изложенного «пророчества» в Пензе в начале октября было возбуждено первое уголовное дело об уклонении от призыва на военную службу по мобилизации за неявку по повестке в военкомат.
Тем не менее, прокуратура сработала оперативно и 7 октября 2022 г. постановление о возбуждении уголовного дела было отменено как незаконное.
Недавние поправки в УК РФ направлены на усиление ответственности военнослужащих за совершение преступлений, предусмотренных гл. 33 УК РФ, в период мобилизации. Следовательно, гражданин, пребывающий в запасе, но еще не призванный на военную службу по мобилизации в установленном порядке, под внесенные в УК РФ изменения не подпадает.
Если же гражданин был мобилизован и получил статус военнослужащего, но после этого не является к месту службы (в воинскую часть) либо самовольно покидает его по прибытии, то он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 337 УК РФ.
Тем не менее остается открытым вопрос получения мобилизованным гражданином статуса военнослужащего – согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
В настоящее время нормативно момент начала военной службы для мобилизованного гражданина не определен, что не позволяет точно говорить о присвоении ему статуса военнослужащего и рисках привлечения к уголовной ответственности.
Процедура мобилизации
Для проведения мобилизации создаются призывные комиссии по мобилизации как на уровне субъекта РФ (региона), так и на уровне муниципальных образований (районов/городов).
После явки гражданина в военкомат по повестке или мобилизационному предписанию в отношении него проводится медицинский осмотр для определения категории годности к военной службе. Если жалоб на состояние здоровья и подтверждающих их медицинских документов гражданин не представил, то за ним сохраняется категория годности, установленная ранее при зачислении в запас и указанная в военном билете.
На основании установленной категории годности, а также документов и сведений, предоставленных гражданином, призывная комиссия по мобилизации муниципального уровня принимает решение о призыве для прохождения военной службы, о предоставлении отсрочки или об освобождении от призыва по мобилизации.
Однако в настоящий момент такие призывные комиссии толком не сформированы (их состав должен утверждаться решением главы субъекта РФ для региональной комиссий и решением главы местной администрации для комиссии муниципального уровня), в военкоматах мобилизуют граждан наобум, без проведения медицинских комиссий. Наше мнение о том, кто в данном случае понесёт ответственность за ухудшение состояния здоровья призывника в период прохождения военной службы читайте в материале.
Решение о призыве на военную службу по мобилизации, которое гражданин считает незаконным и (или) необоснованным, можно обжаловать как в вышестоящую призывную комиссию по мобилизации субъекта РФ, так и в судебном порядке по правилам гл. 22 Кодекса административного судопроизводства (КАС РФ).
Сложность обжалования решения о призыве на военную службу по мобилизации состоит в том, что исполнение данного решения автоматически не приостанавливается. Ввиду этого гражданину, не согласному с решением, вместе с административным иском в суд нужно подать заявление о применении мер предварительной защиты (ст. 86 КАС РФ), попросив суд приостановить действие оспариваемого решения и запретить осуществлять дальнейшие действия по призыву в рамках мобилизации.
- до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца;
- защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
Тем не менее рассмотрение заявления возможно лишь после принятия судьей административного иска к производству, что на практике может растянуться на несколько недель.
После принятия решения о призыве на военную службу по мобилизации гражданин в установленные военкоматом сроки убывает для прохождения подготовительных военных сборов или к месту прохождения военной службы.
Кто освобождается от мобилизации
Прежде всего снова резюмируем, что призыв на военную службу по мобилизации не затрагивает граждан, которые не пребывают в запасе.
Из числа граждан, пребывающих в запасе, не подлежат мобилизации:
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления (ч. 4 ст. 17 федерального закона №31-ФЗ);
Данное положение на практике трактуют расширительно, включая и совершение особо тяжкого преступления как еще более опасного и строже наказуемого деяния.
- признанные не годными к военной службе с присвоением категории годности «Д» (ч. 4 ст. 23, ч. 3 ст. 53 федерального закона №53-ФЗ, пп. «б» п. 5 Указа о мобилизации);
Если категория «Д» была присвоена до начала мобилизации, то гражданин не подлежит призыву априори, так как он освобожден от исполнения воинской обязанности вообще – на воинском учете не состоит, в запасе не пребывает.
В случае установления данной категории годности впервые по итогам медицинского освидетельствования в военкомате в рамках мобилизации, гражданин снимается с воинского учета и исключается из запаса (следовательно, не призывается).
- приговоренные к лишению свободы приговором суда, вступившим в законную силу (пп. «в» п. 5 Указа о мобилизации);
В Указе о мобилизации данное основание указывается только для «увольнения с военной службы», однако логично, что призывать таких граждан абсурдно, поскольку тогда они будут уволены сразу после получения статуса военнослужащего.
- достигшие предельного возраста пребывания в запасе (ч. 3 ст. 53 федерального закона №53-ФЗ, пп. «б» п. 5 Указа о мобилизации).
Дело в том, что снятие с воинского учета ввиду достижения установленного возраста не всегда происходит «автоматически», в связи с чем даже «возрастных» граждан могут вызывать в военкомат для призыва по мобилизации, где придется доказывать неправомерность таких действий.
Для общего понимания последнего основания рассмотрим вопрос о разрядах запаса.
Разряды (категории) запаса
Все пребывающие в запасе граждане разделены на три разряда (категории) на основании воинского звания, возраста и пола, а также состояния здоровья. Данные категории определяют очередность призыва граждан на военную службу по мобилизации.
В каждом разряде запаса гражданин пребывает до определенного возраста, по достижении которого либо переходит в следующий разряд (второй/третий), либо снимается с воинского учета и исключается из запаса.
Соотношение воинского звания и возраста применительно к категории запаса:

Таким образом, граждане – солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы пребывают в запасе до 50 лет, младшие офицеры – до 60 лет, майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга – до 65 лет, полковники, капитаны 1 ранга – до 65 лет и высшие офицеры (генералы, адмиралы, маршалы) – до 70 лет.
Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду: имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а остальные – до достижения ими возраста 45 лет.
Для большей наглядности конкретный возраст и год, когда гражданин должен исключаться из запаса, приведен в таблице ниже.

В свою очередь граждане с категорией годности «В» (ограниченно годен), зачисляются сразу во 2-й разряд запаса как не имеющие военной подготовки.
Закон и Указ о мобилизации не препятствуют призыву ограниченно годных граждан, поскольку они пребывают в запасе наряду с остальными военнообязанными.
Следовательно, ограниченно годных граждан тоже могут призвать, исходя из их «очередности» по категории запаса. Однако вновь напомним, что ни Указом о мобилизации, ни федеральным законом №31-ФЗ эта очередность не установлена.
Проверить свою категорию запаса и ВУС можно на 11-й странице военного билета.
Отсрочка от мобилизации
В свою очередь отсрочка от мобилизации предоставляется гражданам (ст. 18 федерального закона №31-ФЗ):
- забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
- признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья – на срок до 6 месяцев;
Гражданин может быть признан временно не годным к военной службе с присвоением категории годности «Г» на срок до 6 месяцев при наличии временных функциональных расстройств здоровья после острого заболевания, обострения хронического заболевания, травмы или лечения.
По окончании отсрочки такой гражданин подлежит повторному медицинскому освидетельствованию для определения окончательной категории годности.
- занятым постоянным уходом за близкими родственниками, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
К числу таких лиц относятся: отец, мать, жена, муж, родной брат, родная сестра, дедушка, бабушка, усыновитель.
- являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
- имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель);
- имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет;
- матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывают их без мужа;
- членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы;
- иным гражданам, которым право на отсрочку дано указом Президента.
Подробнее остановимся на самых проблемных основаниях из перечисленных.
Бронирование сотрудников на период мобилизации
Согласно ч. 1 ст. 23 федерального закона №31-ФЗ бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
По данному основанию для отсрочки сейчас возникает больше всего вопросов в применении на практике, поскольку организация и порядок бронирования регулируются постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 №156 под грифом «для служебного пользования», т. е. открытого доступа к его содержанию не предусмотрено.
Непосредственная организация работы по бронированию осуществляется комиссиями по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе.
Данные комиссии создаются в каждом районе или городе, и именно они могут предоставить организациям информацию о том, включены ли они в перечень компаний (по отраслям деятельности), осуществляющих бронирование, а также списки должностей и профессий, по которым бронируются сотрудники.
Следовательно, для уточнения всех необходимых сведений по вопросам бронирования сотрудников организациям необходимо обратиться в городскую или районную администрацию, если контактные данные соответствующей комиссии отсутствуют в открытом доступе, либо связаться с названным органом напрямую.
Отсрочки, предусмотренные указами Президента
Некоторым категориям граждан отсрочки предоставляются на основании указов Президента. К таковым относятся:
- работники организаций оборонно-промышленного комплекса (п. 9 Указа о мобилизации);
Конкретные категории граждан из числа работников данной отрасли будут определяться Правительством РФ.
- студенты, обучающиеся по очной и очно-заочной формам обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в государственных образовательных организациях, в научных организациях и получающим образование соответствующего уровня впервые (указ Президента РФ от 24.09.2022 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации»).
Также представителями Минцифры было заявлено*, что право на отсрочку могут получить имеющие соответствующее высшее образование и работающие полный рабочий день сотрудники:
- аккредитованных ИТ-компаний, задействованные в разработке, развитии, внедрении, сопровождении и эксплуатации ИТ-решений (программного обеспечения, программно-аппаратных комплексов) или задействованные в обеспечении функционирования информационной инфраструктуры;
- операторы связи, задействованные в обеспечении устойчивости, безопасности и целостности функционирования отдельных сооружений связи, средств связи и линий связи сети связи общего пользования, а также центров обработки данных;
- зарегистрированных СМИ, радиовещателей, телевещателей, включенных в перечень системообразующих, задействованные в производстве и распространении информационной продукции.
Для реализации данного предложения Минцифры разработало перечень из 195 специальностей и направлений подготовки высшего образования, обладатели которых, работающие в отрасли IT или связи, могут претендовать на отсрочку.
Однако в настоящий момент отдельного указа Президента, позволяющего перечисляемым категориям граждан получить отсрочку, еще не принято.
Проблемы отсрочки для студентов
Основные сложности применения указа о предоставлении отсрочки студентам заключаются в следующем.
Во-первых, из-под действия данного указа выведены студенты частных образовательных организаций, даже при наличии у соответствующей образовательной программы государственной аккредитации. Следовательно, отсрочку смогут получить лишь студенты государственных вузов и колледжей.
Во-вторых, толкование понятия «уровень образования» на практике и в законе весьма неоднозначно.
Так, согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматриваются следующие уровни профессионального образования:
- среднее профессиональное образование (далее – СПО);
- высшее образование – бакалавриат;
- высшее образование – специалитет, магистратура;
- высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Формально с позиции данной статьи высшее образование подразделяется на три различных уровня, однако при этом законодатель первично использует одну и ту же категорию «высшее образование».
В свою очередь в пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12 упомянутого федерального закона в качестве образовательных программ высшего образования предусматриваются:
- программы бакалавриата;
- программы специалитета;
- программы магистратуры;
- программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
- программы ординатуры;
- программы ассистентуры-стажировки.
В связи с этим возникает вопрос: можно ли считать, например, впервые получающим высшее образование студента магистратуры или специалитета, ранее окончившего бакалавриат? В нормативных актах по вопросам мобилизации ответ отсутствует.
В-третьих, в соответствии с ч. 1 ст. 33 федерального закона «Об образовании в РФ» понятие «студенты» применимо только к осваивающим программы СПО, бакалавриата, специалитета и магистратуры. Однако высшее образование, как было установлено, включает в себя и программы аспирантуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки, обучающиеся по которым в категорию «студенты» по закону не попадают.
Актуальным остается и понимание того, что считать «получением соответствующего уровня образования впервые» – подпадает ли под данную категорию врач-ординатор, имеющий за плечами специалитет? А что насчет аспиранта, ранее закончившего магистратуру? Нормативные документы вновь не дают ответа на поставленные вопросы, в связи с чем военкоматы на практике могут пытаться мобилизовать таких граждан.
Соответственно, буквальное толкование указа и отсутствие правовой определенности в формулировках на практике могут ограничить ряд категорий граждан в возможности получения отсрочки.
5 октября 2022 г. в ранее упомянутый Указ Президента об отсрочках для студентов были внесены изменения, уточняющие, что на данную отсрочку всё-таки имеют право ординаторы, ассистенты-стажёры и аспиранты.
Также в новой редакции Указа отсрочка от призыва по мобилизации распространяется на обучающихся не только государственных, но и частных колледжей и вузов при условии наличия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе.
Обязанности организаций в рамках мобилизации
В соответствии с Положением о воинском учете (утверждено постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 №719) и Методическими рекомендациями Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 11.07.2017 основной задачей организаций в рамках мобилизации является оповещение работников о вызовах (повестках) в военкомат и обеспечение их своевременной явки в назначенные места.
На практике это происходит следующим образом: военкоматы на основании списков военнообязанных и попадающих под мобилизацию граждан присылают в организацию именные повестки, которые руководитель или ответственный за военно-учетную работу сотрудник должны вручить указанным в повестках работникам под личную подпись.
Неоповещение работника о вызове в военкомат (т. е. невручение ему повестки по вине самих ответственных лиц) или необеспечение возможности своевременно явиться в военкомат (что называется, «не отпустили с работы») влечет для руководителя или ответственного за воинский учет сотрудника лишь административный штраф в размере от одной до 3 тыс. рублей (ст. 21.2 КоАП РФ).
В настоящий момент Правительство России запретило увольнять работников, призванных на военную службу по мобилизации, на основании п. 1 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации. Трудовые договоры с такими работниками, которых затронула мобилизация начиная с 21 сентября 2022 года включительно, подлежат приостановлению с сохранением за ними рабочего места.
Как разъяснил Минтруд России, мобилизованному сотруднику нужно предоставить работодателю копию повестки о призыве на военную службу, на основании этого приказом руководителя будет приостановлен трудовой договор, а затем бухгалтерией произведены все предусмотренные законом выплаты.
Зеркальные данным разъяснениям поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации были приняты Государственной Думой Российской Федерации в третьем чтении 27 сентября 2022 года.
7 октября 2022 г. данные поправки были подписаны Президентом РФ и в этот же день вступили в силу.
Выезд за пределы места жительства и за границу
Согласно ч. 2 ст. 21 федерального закона №31-ФЗ гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов.
В свою очередь исходя из п. 52 Положения о воинском учете в период мобилизации выезд граждан, состоящих на воинском учете, с места жительства или пребывания производится с разрешения военного комиссара по письменным заявлениям с указанием причины убытия и нового места жительства или места пребывания.
Данные положения позволяют прийти к выводу, что разрешение военкомата на выезд необходимо лишь в случае, если гражданин меняет место жительства или пребывания. Следовательно, если речь идет, например, о рабочей поездке, не связанной с переменой места проживания, то гражданин ограничен в свободе передвижения быть не может.
Похожая ситуация с выездом за границу – согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин ограничивается в праве на выезд из РФ в случае, если он призван на военную службу.
Соответственно, речь идет о ситуации, когда в отношении гражданина уже принято решение призывной комиссии по мобилизации о призыве его на военную службу.
Сам факт объявления мобилизации с изданием соответствующего указа Президента по закону не означает, что граждане, в том числе подлежащие мобилизации, не могут покинуть территорию РФ.
Даже если у гражданина на руках имеется мобилизационное предписание или повестка в военкомат, он не считается по смыслу закона призванным на военную службу, если в отношении него еще не принято соответствующее решение призывной комиссией по мобилизации.
Альтернативная гражданская служба
Если убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит несение военной службы, он в соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Конституцией не ограничивается право на прохождение АГС и в период мобилизации, что подтверждают положения ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».
Однако согласно положениям названной статьи вопросы прохождения АГС в период мобилизации должны определяться иными нормативными актами, которые на данный момент не приняты, что создает явный правовой пробел.
Тем не менее Конституционный Суд в определении от 22.05.1996 №63-О указал, что право граждан заменить военную службу на АГС является непосредственно действующим, ввиду чего не может быть ограничено из-за отсутствия специального федерального закона.
Таким образом, если убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит несение военной службы в рамках мобилизации, он может подать соответствующее заявление на прохождение АГС в военкомат.
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения