С 1 апреля 2015 года вступил в силу Приказ Минздрава России от 03.02.2015 № 36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» тем самым отменив Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденный Приказом Минздрава России от 03.12.2012 № 1006н.
Новый порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения (также, как и старый Порядок) регулирует вопросы, связанные с проведением в медицинских организациях диспансеризации следующих групп взрослого населения (в возрасте от 18 лет и старше): работающие граждане; неработающие граждане; обучающиеся в образовательных организациях по очной форме. И не применяется в случаях, когда законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения диспансеризации отдельных категорий граждан.
Новый порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения достаточно сильно изменился по сравнению со старым порядком. Основными изменениями стали:
- Категории лиц, подлежащих ежегодной диспансеризации пополнились такой категорией как бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин;
- Введен новый пункт, который устанавливает основные задачи фельдшера фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта при проведении диспансеризации;
- Изменены и расширены основные задачи врача-терапевта, в частности добавлена обязанность по разъяснению гражданину с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания (состояния) или его осложнения, а также лицам, совместно с ним проживающим, правил действий при их развитии, включая своевременный вызов бригады скорой медицинской помощи;
- Изменены манипуляции, проводимые на 1 этапе диспансеризации: расширен список исследований УЗИ; исключена консультация (прием) врача-невролога; определение уровня простатспецифического антигена в крови перенесено из 1 этапа во 2 этап диспансеризации; для ряда исследований установлены предельные минимальный и максимальный возраст;
- Изменены манипуляции, проводимые на 2 этапе диспансеризации: к методам исследования добавлена спирометрия для граждан с подозрением на хроническое бронхо-легочное заболевание по результатам анкетирования, курящих и по направлению врача-терапевта; введен осмотр (консультацию) врачом-оториноларингологом; для ряда исследований установлен предельный возраст; для ряда консультаций врачей-специалистов и исследований расширен перечень показаний, в том числе и возрастных;
- Упростилась процедура оформления результатов проведенных исследований и осмотров;
- Изменены группы состояния здоровья, а именно группа III стала подразделяться на две подгруппы: IIIа (граждане, имеющие хронические неинфекционные заболевания) и IIIб (граждане, не имеющие хронические неинфекционные заболевания);
- Кардинально изменились критерии эффективности диспансеризации.
Более подробно с изменениями, произошедшими в порядке проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, Вы можете ознакомиться в сравнительной аналитической таблице ниже.
Старый приказ Минздрава от 03.12.2012 № 1006н (действовал с 06.05.2013 по 31.03.2015) | Новый приказ Минздрава от 03.02.2015 № 36ан (вступил в силу с 01.04.2015) | Комментарии ФМП |
---|---|---|
Категории лиц, подлежащих ежегодной диспансеризации | ||
Пункт 5 Порядка:
|
Пункт 4 Порядка:
|
Норма о лицах, подлежащих ежегодной диспансеризации расширена и пополнилась дополнительной категорией. |
Исследования, имеющие медицинские противопоказания к ежегодному проведению при диспансеризации определенных категорий лиц | ||
Пункт 5 Порядка:
Диспансеризация инвалидов Великой Отечественной войны, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), проводится в объеме, соответствующем объему диспансеризации, предусмотренному приложением № 1 к настоящему Порядку для граждан ближайшей возрастной категории. |
Пункт 5 Порядка:
Диспансеризация граждан, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 4 настоящего Порядка (см. выше – прим. от ФМП), проводится в объеме, соответствующем объему диспансеризации, предусмотренному приложением № 1 к настоящему Порядку для граждан ближайшей возрастной категории, за исключением исследований, имеющих медицинские противопоказания к ежегодному проведению<1>.
-------------------------------- <1>Флюорография легких и маммография проводятся 1 раз в 2 года, мазок (соскоб) с поверхности шейки матки (наружного маточного зева) и цервикального канала на цитологическое исследование проводится 1 раз в 3 года. |
Несмотря на то, что диспансеризация определенных категорий лиц проводится ежегодно, новым приказом от 03.02.2015 № 36ан, в отличии от старого приказа, установлено, что флюорография легких, маммография и мазок (соскоб) с поверхности шейки матки (наружного маточного зева) и цервикального канала на цитологическое исследование имеют медицинские противопоказания к ежегодному проведению; установлена периодичность проведения данных видов исследований. |
Основные задачи фельдшера фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта при проведении диспансеризации | ||
Приказом не были предусмотрены задачи для фельдшера фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) при проведении диспансеризации. |
Пункт 10 Порядка:
|
Новым приказом от 03.02.2015 № 36ан введен совершенно новый пункт, устанавливающий основные задачи фельдшера фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) при проведении диспансеризации. |
Основные задачи врача-терапевта при проведении диспансеризации | ||
Пункт 10 Порядка:
|
Пункт 11 Порядка:
|
Основные задачи врача-терапевта расширены такими задачами как:
Краткое профилактическое консультирование стало включать в себя рекомендации по здоровому питанию, по уровню физической активности, отказу от курения табака и пагубного потребления алкоголя. |
Основные задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики медицинской организации | ||
Пункт 11 Порядка:
|
Пункт 12 Порядка:
|
Новым приказом установлено, что учет граждан, прошедших каждый этап диспансеризации должен включать в себя заполнение карты учета диспансеризации и отчета о проведении диспансеризации.
При этом заполнение паспортной части и других разделов паспорта здоровья с 1 апреля 2015 года не входит в основные задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики медицинской организации. Связано это с тем, что с 20 апреля паспорт здоровья не применяется. |
Первый этап диспансеризации | ||
Пункт 12.1 Порядка:
|
Пункт 13.1 Порядка:
|
Некоторые манипуляции на 1 этапе диспансеризации с 1 апреля 2015 года изменены. В частности, для ряда исследований установлены предельные минимальный и максимальный возраст расширен; расширен список исследований УЗИ; исключена консультация (прием) врача-невролога; определение уровня простатспецифического антигена в крови перенесено из 1 этапа во 2 этап диспансеризации и пр.
Установлено, что краткое профилактическое консультирование врача-терапевта на 1 этапе диспансеризации должно включать в себя рекомендации по здоровому питанию, уровню физической активности, отказу от курения табака и пагубного потребления алкоголя. Также врач-терапевт должен определить медицинские показания для обследований и консультаций в рамках второго этапа диспансеризации. |
Второй этап диспансеризации | ||
Пункт 12.2 Порядка:
|
Пункт 13.2 Порядка:
|
С 1 апреля 2015 года:
|
Результат осмотров | ||
Пункт 15 Порядка:
Результаты осмотров врачами и исследований, проведенных во время диспансеризации, вносятся в маршрутную карту, которая подшивается в учетную форму № 025/у-04 «Медицинская карта амбулаторного больного».
Результаты иных исследований и осмотров, не включенных в маршрутную карту, вносятся в медицинскую карту амбулаторного больного с пометкой «Диспансеризация».
Пункт 16 Порядка:
На основе сведений о прохождении гражданином диспансеризации медицинским работником отделения (кабинета) медицинской профилактики заполняется «Карта учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)».
Информация о проведении диспансеризации и ее результаты вносятся врачом-терапевтом в паспорт здоровья, который выдается гражданину. |
Пункт 16 Порядка:
На основе сведений о прохождении гражданином диспансеризации медицинским работником отделения (кабинета) медицинской профилактики, а также фельдшером фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта по результатам исследований, проведенных в рамках диспансеризации в данном фельдшерском здравпункте или фельдшерско-акушерском пункте, заполняется карта учета диспансеризации, которая подшивается в медицинскую карту амбулаторного больного.
Результаты иных исследований и осмотров, не включенных в карту учета диспансеризации, вносятся в медицинскую карту амбулаторного больного с пометкой «Диспансеризация». |
Новым приказом 03.02.2015 № 36ан уменьшено количество медицинской документации, заполняемой по результатам осмотров.
С 1 апреля 2015 года Информация о проведении диспансеризации и ее результаты не вносятся врачом-терапевтом в паспорт здоровья, который выдавался гражданину. А форма документации № 025/у-ПЗ «Паспорт здоровья» не применяется с 20 апреля 2015 года. |
Критерии определения группы состояния здоровья | ||
Пункт 17 Порядка:
I группа состояния здоровья - граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, отсутствуют факторы риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем суммарном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).
Таким гражданам проводится краткое профилактическое консультирование, коррекция факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний врачом-терапевтом, медицинским работником отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья.
II группа состояния здоровья - граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, имеются факторы риска развития таких заболеваний при высоком или очень высоком суммарном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).
Таким гражданам проводится коррекция факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья, при наличии медицинских показаний врачом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для медицинского применения в целях фармакологической коррекции указанных факторов риска. Эти граждане подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики.
III группа состояния здоровья - граждане, имеющие заболевания (состояния), требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний (состояний), нуждающиеся в дополнительном обследовании<1>.
--------------------------------
<1>По результатам дополнительного обследования группа состояния здоровья гражданина может быть изменена. -------------------------------- Такие граждане подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий. Гражданам, имеющим факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, проводится их коррекция в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья. |
Пункт 17 Порядка:
I группа состояния здоровья - граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, отсутствуют факторы риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем абсолютном суммарном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний). Таким гражданам в рамках диспансеризации проводится краткое профилактическое консультирование;
II группа состояния здоровья - граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, но имеются факторы риска развития таких заболеваний при высоком или очень высоком абсолютном суммарном сердечно-сосудистом риске, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).
Таким гражданам в рамках диспансеризации проводится коррекция факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний (углубленное индивидуальное профилактическое консультирование и (или) групповое профилактическое консультирование) в отделении (кабинете) медицинской профилактики, центре здоровья, фельдшерском здравпункте или фельдшерско-акушерском пункте, при наличии медицинских показаний врачом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для медицинского применения в целях фармакологической коррекции указанных факторов риска. Эти граждане подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики, а также фельдшером фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта;
IIIа группа состояния здоровья - граждане, имеющие хронические неинфекционные заболевания, требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний (состояний), нуждающиеся в дополнительном обследовании<1>;
--------------------------------
<1>По результатам дополнительного обследования группа состояния здоровья гражданина может быть изменена. При наличии у пациента и хронических неинфекционных заболеваний, и других заболеваний (состояний), требующих диспансерного наблюдения, его включают в IIIа группу состояния здоровья. -------------------------------- IIIб группа состояния здоровья - граждане, не имеющие хронические неинфекционные заболевания, но требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по поводу иных заболеваний, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний, нуждающиеся в дополнительном обследовании.
Граждане с IIIа и IIIб группами состояния здоровья подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий. Гражданам с IIIа группой состояния здоровья, имеющим факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, и гражданам с IIIб группой состояния здоровья, имеющим высокий и очень высокий суммарный (абсолютный или относительный) сердечно-сосудистый риск, проводится коррекция имеющихся факторов риска (углубленное индивидуальное профилактическое консультирование и (или) групповое профилактическое консультирование) в рамках диспансеризации в отделении (кабинете) медицинской профилактики, центре здоровья, фельдшерском здравпункте или фельдшерско-акушерском пункте. |
С 1 апреля 2015 года для граждан, относящихся к I группе здоровья в рамках диспансеризации будут проводить только краткое профилактическое консультирование (без коррекции факторов риска).
Для граждан II группы здоровья уточнено, что коррекция факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний подразумевает под собой углубленное индивидуальное профилактическое консультирование и (или) групповое профилактическое консультирование.
III группа здоровья разделена на подгруппы IIIа и IIIб. |
Критерии эффективности диспансеризации | ||
Пункт 18 Порядка:
|
Пункт 18 Порядка:
|
Критерии эффективности диспансеризации с 1 апреля 2015 года претерпели большие изменения. Теперь к ним относят охват индивидуальным углубленным профилактическим консультированием и групповым профилактическим консультированием (школа пациента) граждан с II и IIIа группами состояния здоровья, а также граждан с IIIб группой состояния здоровья. |
Завершение этапов диспансеризации | ||
Пункт 20 Порядка:
Первый этап диспансеризации считается законченным в случае выполнения не менее 85% от объема обследования, установленного для данного возраста и пола гражданина (с учетом осмотров врачами-специалистами и исследований, выполненных ранее вне рамок диспансеризации (в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу проведения диспансеризации), и отказов гражданина от прохождения отдельных осмотров и исследований).
Второй этап диспансеризации считается законченным в случае выполнения осмотров врачами-специалистами, исследований и иных медицинских мероприятий, указанных в пункте 12.2 настоящего Порядка, необходимость проведения которых определена по результатам первого этапа диспансеризации. |
Пункт 20 Порядка:
Первый этап диспансеризации считается завершенным и подлежит оплате в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказание гражданам медицинской помощи (далее - территориальная программа) в случае выполнения не менее 85% от объема диспансеризации, установленного для данного возраста и пола гражданина, при этом обязательным является проведение анкетирования и приема (осмотра) врача-терапевта.
В случае если число осмотров, исследований и иных медицинских мероприятий, выполненных ранее и учитываемых при диспансеризации в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка, превышает 15% от объема диспансеризации, установленного для соответствующего возраста и пола гражданина, а общий объем выполненных в рамках диспансеризации и учтенных в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка осмотров, исследований и иных медицинских мероприятий составляет 85% и более от объема диспансеризации, первый этап диспансеризации отражается в отчете о проведении диспансеризации как завершенный случай, при этом оплате подлежат только выполненные осмотры (исследования, мероприятия) в соответствии со способами оплаты медицинской помощи, установленными территориальной программой.
В случае выполнения в рамках первого этапа диспансеризации менее 85% от объема диспансеризации, установленного для данного возраста и пола гражданина, но при этом выполненные осмотры, исследования и иные медицинские мероприятия составляют 85% и более от объема обследования, установленного для профилактического медицинского осмотра, такие случаи учитываются как проведенный гражданину профилактический медицинский осмотр.
Второй этап диспансеризации считается законченным в случае выполнения осмотров, исследований и иных медицинских мероприятий, указанных в пункте 13.2 настоящего Порядка, необходимость проведения которых определена по результатам первого и второго этапов диспансеризации. |
С 1 апреля 2015 года введено указание на то, что в случае выполнения объема диспансеризации первый этап диспансеризации считается не только завершенным, но и подлежит оплате в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказание гражданам медицинской помощи.
Также, в отличии от старого приказа от 03.12.2012 № 1006н установлены критерии завершения первого этапа диспансеризации в случае выполнения медицинских мероприятий более 85% от объема диспансеризации и в случае выполнения в рамках первого этапа диспансеризации менее 85% от объема диспансеризации. |
Важно отметить, что с 20 апреля 2015 года в силу вступил Приказ Минздрава России от 06.03.2015 № 87н «Об унифицированной форме медицинской документации и форме статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров, порядках по их заполнению». Приказ Минздрава России от 18.06.2013 № 382н «О формах медицинской документации и статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров» признан утратившим силу с 20 апреля 2015 года.
Приказ Минздрава России от 06.03.2015 № 87н утвердил новые формы документов:
- форму № 131/у «Карта учета диспансеризации (профилактического медицинского осмотра)» - вместо ранее действовавшей учетной формы № 131/у «Карта учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)»;
- форму статистической отчетности № 131 «Сведения о диспансеризации определенных групп взрослого населения» - вместо ранее действовавшей отчетной формы № 131/о «Сведения о диспансеризации определенных групп взрослого населения».
Ранее действовавшие учетные формы документов № 131/у-МК «Маршрутная карта диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)» и № 025/у-ПЗ «Паспорт здоровья» не подлежат применению с 20 апреля 2015 года.
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения