vk target
 
logo
23 мая 2022

Работник не соответствует новому профстандарту: что делать?

logo
Автор:
  • 1304
  • 0
Профстандарты Квалификация Аттестация Обязанности работодателя Права медицинских работников
Работник не соответствует новому профстандарту: что делать?

Медорганизации-работодатели обязаны следить за соответствием медработников профессиональным стандартам, которые активно внедряются в последние годы. При введении очередного из них и клиники, и медработники сталкиваются с рядом вопросов. Распространяются ли новые требования на уже работающих сотрудников? Как следует поступить с теми, чья квалификация на момент заключения трудового договора отвечала требованиям профстандарта, но больше им не соответствует? Может ли такой медработник продолжать заниматься профессиональной деятельностью? Факультет Медицинского Права исследовал эту тему и предлагает свои выводы.

В последние годы активно ведется работа по внедрению профессиональных стандартов с квалификационными требованиями в отношении медицинских работников.

Применение профессиональных стандартов для работодателей-медорганизаций обязательно. В связи с этим, при введении очередного профстандарта, медицинская организация может столкнуться с рядом проблем.

В частности, неясно как именно следует поступить с работником, квалификация которого на момент заключения трудового договора соответствовала требованиям законодательства, однако не соответствует новому профстандарту. Неясно и то, вправе ли такой работник продолжать осуществлять соответствующую медицинскую деятельность.

С 1 марта 2022 года в связи с вступлением в силу профстандарта «Врач-онколог» (приказ Минтруда от 02.06.2021 №360н) данные вопросы стали актуальны и для онкоклиник. Напомним, что профстандарт установил требование к опыту работы по другой специальности в стационаре не менее 5 лет. Это требование предъявляется к стационарным химиотерапевтам и врачам-хирургам.

Ранее Фонд «Вместе против рака» опубликовал ответ Минздрава России на вопрос, относится ли требование к опыту работы только к врачам, которые стали онкологами после профессиональной переподготовки (т.е. к тем, кто не проходил интернатуру/ординатуру по онкологии), или же и к тем, кто обучался в интернатуре/ординатуре по профилю онкологии.

Из ответа ведомства следовало, что пятилетний стаж требуется только для специалистов, прошедших профпереподготовку.

Напомним, что, по мнению Фонда, ответ Минздрава противоречит профстандарту «Врач-онколог», из которого очевидно, что требование к опыту работы распространяется на все, как это называет Минздрав, «образовательные траектории в рамках трудовых функций В и С».

Однако, даже если ориентироваться на позицию Минздрава и исходить из того, что опыт работы необходим только после профпереподготовки, неясно, распространятся ли данное требование профстандарта на прошедших профпереподготовку врачей, которые были допущены к работе в стационаре до 1 марта 2022 года.

Увольнять или не увольнять. That is the question

Увольнять (но это не точно)

Сложившаяся правоприменительная практика свидетельствует о том, что новые лицензионные требования, а также требования новых порядков оказания медпомощи обязательны для медицинских организаций с момента вступления в силу (если в таких документах прямо не установлено иное).

Полагаем, надзорные органы также могут считать, что требования профстандартов, по аналогии с указанными требованиями, обязательны с момента вступления их в силу – в том числе и для работников, принятых на работу до введения профстандарта (если, конечно, в нем не указано обратное).

Отметим, что существуют профстандарты, в которых предусмотрены оговорки, позволяющие лицам, получившим определенное образование до введения профстандарта, продолжать трудовую деятельность, несмотря на несоответствие новым требованиям.

Например, согласно профстандарту «Врач-пластический хирург» (приказ Минтруда России от 31.07.2020 № 482н), для осуществления медицинской деятельности по данной специальности требуется окончание ординатуры по пластической хирургии. При этом в документе сделала оговорка о том, что врачи, которые не имеют подготовки в ординатуре по «пластической хирургии», однако прошли профпереподготовку по такой специальности до 01.04.2016, вправе работать в качестве врачей-пластических хирургов.

Итак, требования вступившего в силу профстандарта распространяются на всех медицинских работников, в том числе на тех, которые были допущены к работе до его принятия.

Из указанного следует, что врачи-онкологи, получившие эту специальность через профпереподготовки, более не смогут работать, если не имеют требуемого профстандартом стажа по другой врачебной специальности.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации является одним из оснований для расторжения трудового договора. При этом несоответствие или недостаточная квалификация работника должна подтверждаться результатами аттестации (основанием для увольнения будет заключение о профессиональном несоответствии работника занимаемой должности).

Речь идет о внутренней аттестации персонала, проводимой непосредственно работодателем. В отсутствие четкого утвержденного на государственном уровне порядка проведения аттестации, она организуется и проводится в соответствии с локальным нормативным актом медорганизации.

Соответственно, работодатель может уволить работника, не соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым профстандартом, на основании указанной нормы ТК РФ. Однако важно учитывать, что увольнение допускается только в том случае, если работника невозможно перевести (с его согласия) на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять.

Не увольнять (но это тоже не точно)

В то же время, на наш взгляд, существуют весомые правовые доводы в пользу того, что медицинские работники, имеющие соответствующий сертификат специалиста/свидетельство об аккредитации и заключившие с медорганизацией трудовой договор до вступления в силу профтандарта с новыми требованиями, вправе продолжать работать, несмотря на несоответствие новым требованиям.

Главный довод: в соответствии со ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права (а профстандарт относится к таковым), не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Кроме того, а названной статье ТК РФ уточнено, что действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Если же отношения возникли до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, то указанный этот закон или акт применяется только к возникшим после введения его в действие правам и обязанностям.

Множество примеров из судебной практики свидетельствуют о том, что нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не имеют обратной силы, например: Апелляционное определение Московского городского суда от 18.03.2021 по делу № 33-10749/2021; Решение Колпинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13.12.2019 № 2-6168/2019 по делу № 2-6168/2019; Решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 30.01.2020 № 2-1396/2019 по делу № 2-1396/2019 и пр.)

Таким образом, работодатель обязан учитывать требования нового профстандарта только в отношении будущих работников, трудовые договоры с которыми будут заключены после его вступления в силу.

Позиция, что медработники, не отвечающие квалификационным требованиям новых профстандартов, но соответствовавшие квалификационным требованиям, действовавшим на момент допуска к профессиональной деятельности, вправе продолжать работать, косвенно подтверждается разъяснениями правоприменительных органов и судебными решениями.

В частности, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что цель введения профессиональных стандартов, как и их предназначение в механизме правового регулирования, не предполагают увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности. Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно приниматься с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе аттестации, дающей оценку способности работника выполнять порученную ему работу (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2018 № 41-П).

В этом же документе Конституционный Суд ссылался на позицию Минтруда, который также полагает, что вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников (Письмо Минтруда России от 22.04.2016 № 14-3/В-381). По мнению ведомства, поддержанному Конституционным Судом, при применении квалификационных справочников и профстандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие возложенные на них должностные обязанности качественно и в полном объеме, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Идентичные положения содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н (далее – ЕКС). Так, в ЕКС предусмотрена возможность назначать на соответствующие должности лиц, не имеющих установленных квалификационными требованиями дополнительного профессионального образования или стажа работы, но при этом обладающих достаточным практическим опытом и выполняющих возложенные на них должностные обязанности качественно и в полном объеме. Назначать таких лиц можно в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии медорганизации. Однако в таком случае ЕКС требует, чтобы работодатель принял меры по их дальнейшей профессиональной подготовке.

В отличие от ЕКС, профстандарты не предусматривают подобного послабления. Но на наш взгляд, наличие такой нормы в ЕКС свидетельствует о воле законодателя в исключительных случаях предоставлять компетентным специалистам возможность работать по выбранной специальности, несмотря на то, что они не отвечают квалификационным требованиям. Полагаем, что таким исключительным случаем по аналогии может считаться и ситуация, при которой врач де-факто качественно оказывает медпомощь по специальности, по которой имеет сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации, а де-юре перестал соответствовать квалификационным требованиям, поскольку они введены профстандартом после его допуска к меддеятельности. Соответственно, можно предположить, что медицинская организация вправе не только не прекращать уже заключенные трудовые договоры с такими специалистами, но и принимать их на работу вопреки требованиям профстандарта. Однако, по нашему мнению, прием на работу в подобных обстоятельствах будет законным только в случае, если работодатель примет меры по дальнейшей профессиональной подготовке этих медработников (обеспечит получение необходимого образования или опыта работы).

Кроме того, отметим, что особый подход законодателя к опытным специалистам следует из правил получения такими специалистами дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).

Так, действующими Порядком и сроками совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утв. приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н, для медицинских работников, имеющих непрерывный стаж работы от 5 лет, но не соответствующих необходимым квалификационным требованиям и характеристикам, предусмотрена возможность пройти ДПО в виде повышения квалификации (если стаж 10 и более лет) или профессиональной переподготовки (при стаже от 5 до 10 лет), а также определена продолжительность обучения.

Регулятором подготовлен проект новых порядка и сроков прохождения медицинскими и фармацевтическими работниками дополнительного профессионального обучения. В документе говорится, что работники, не соответствующие квалификационным требованиям, но имеющие непрерывный практический стаж по специальности, вправе проходить ДПО. Однако в проекте исчезла норма о продолжительности таких программ обучения.

Аналогичная позиция отражена и в «Рекомендациях по применению профессиональных стандартов в организации», утв. ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда», а также в судебной практике: например, в Решении Советского районного суда г. Воронежа Воронежской области от 12.04.2017 № 12-121/2017 по делу № 12-121/2017.

Кроме того, вывод о том, что на основании ст. 12 ТК РФ новые квалификационные требования не распространяются на медработников, допущенных к медицинской деятельности ранее на основании действовавших на момент допуска норм, подтверждается Письмом Минздрава России от 06.09.2016 № 16-5/10/2-5597. В нем говорится, что сертификаты специалистов таких медработников сохраняют юридическую силу и действуют до истечения указанного в них срока – соответственно, их обладатели вправе продолжать работать.

Заключение

Таким образом, на наш взгляд, существуют весомые правовые доводы в пользу того, что медицинские работники, квалификация которых на момент заключения трудового договора соответствовала требованиям законодательства, однако не соответствует новому профстандарту, вправе продолжать осуществлять медицинскую деятельность.

Однако нельзя полностью исключить риски юридической ответственности для решивших продолжить работу сотрудников и поддержавших их в этом медицинских организаций, поскольку надзорные органы могут посчитать это незаконным.

Для получения разъяснений по рассмотренным выше вопросам Фонд «Вместе против рака» направил соответствующие запросы в Минтруд России и Минздрав России (ответы, в случае их получения, будут опубликованы на сайте Фонда).

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Есть вопросы? Задайте их юристу!
Задать вопрос