Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 апреля 2024 г. N 21-4/540
Во исполнение п. 3 р. II Протокола совещания по федеральному инциденту N 38 "Запись на прием к врачу" под председательством Министра здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко от 15.01.2024 направляю Методические рекомендации по организации информирования населения по вопросам записи на прием к врачам узкой специализации. Методические рекомендации разработаны совместно с главными внештатными специалистами Минздрава России.
Обращаю внимание, что в целях повышения эффективности информационно-разъяснительной работы необходимо задействовать максимальное количество каналов коммуникаций для всех групп целевых аудиторий.
Необходимо организовать регулярную публикацию информационных сообщений в социальных сетях и СМИ, направленных на разъяснение алгоритма записи пациентов к врачам узкой специализации, а также организовать информирование посетителей в медицинских организациях.
Прошу доложить о ходе исполнения протокольного поручения в рамках федерального инцидента N 38 в срок до 03.05.2024, далее – ежемесячно.
Помощник Министра |
А.В. Кузнецов |
Методические рекомендации по информационной работе по теме:
"ЗАПИСЬ К ВРАЧАМ УЗКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ"
1. Общие рекомендации для проведения информационной кампании
Ниже приведены ключевые тезисы, направленные на популяризацию и эффективное продвижение информации о записи к узким специалистам, а также каналы продвижения и примеры целевых аудиторий для использования в работе. Тезисы можно группировать в зависимости от того, какой целевой аудитории адресовано ваше информационное сообщение и какой используется канал коммуникации.
С целью эффективного информационного продвижения алгоритма записи на прием к врачам узкой специализации необходимо задействовать максимальное количество каналов коммуникаций для всех групп целевых аудиторий. Ключевое сообщение необходимо адаптировать для той целевой аудитории, которой оно адресовано (сообщение о записи к врачу, адресованное родителям, будет отличаться от сообщения, адресованного пожилым людям).
Важно также, чтобы у информационных публикаций (в СМИ и социальных сетях) была выраженная и очевидная регулярность (например, ежедневно или еженедельно)
2. Тезисы о записи к врачам узкой специализации
Почему запись к врачам узкой специализации организована через участкового терапевта:
первичный осмотр проводит терапевт – врач с наибольшим врачебным кругозором;
для установления диагноза и выбора дальнейшей тактики лечения узкому специалисту необходимо иметь результаты дополнительных обследований, направление на которые также может выписать терапевт;
один и тот же симптом может быть при разных заболеваниях, например, кашель может быть при ОРВИ или при болезнях ЖКТ – терапевт разберется и направит к нужному специалисту на прием;
получение направления от участкового терапевта позволяет избегать самолечения и самостоятельной постановки диагноза, зачастую ошибочного;
за счет сокращения числа необоснованных консультаций у врача узкой специализации увеличивается время для работы с теми пациентами, которым действительно нужна его помощь;
пациентам, стоящим на динамическом наблюдении, доступна самостоятельная запись к профильному специалисту и сохраняется в полном объеме.
Как можно записаться к участковому терапевту:
Запись через Единый портал государственных услуг;
Региональный портал государственных медицинских услуг;
Колл-центр медицинских учреждений региона.
В регистратуре, в том числе электронной, в медицинском учреждении;
Что позволяет сделать Единый портал государственных услуг:
Записаться на прием к врачу в поликлинику;
Записаться для прохождения диспансеризации или профосмотра;
Перенести или отменить запись к врачу;
Ознакомиться со своими медицинскими документами;
Узнать номер электронного полиса ОМС
Просматривать направления и планировать время посещения врача;
Записаться на прием по направлению;
И т.д.
3. Целевые аудитории
Информационное сообщение необходимо адаптировать с учетом целевой аудитории, которой оно адресовано, и использовать набор тезисов, который будет актуален выбранной целевой аудитории.
Информационное сообщение, адресованное этой целевой аудитории может содержать один тезис или несколько тезисов.
Примеры целевых аудиторий, которым адресовано сообщение:
Родители детей до 18 лет;
Люди трудоспособного возраста;
Пожилые люди;
Беременные женщины;
Пациенты, получившие направление на госпитализацию/медицинскую реабилитацию или электронный рецепт;
Ветераны СВО;
Родители детей-инвалидов;
Взрослые люди с инвалидностью;
Трудоспособные граждане, которые давно не проходили диспансеризацию.
4. Каналы и форматы коммуникации
С целью эффективного продвижения и популяризации записи на прием к врачу необходимо задействовать максимальное количество каналов коммуникаций и форматов.
Каналы коммуникации |
Форматы коммуникации |
Официальный сайт министерства здравоохранения субъекта, официальные сайты медицинских организаций, региональный портал государственных услуг |
Новости, лендинг, разъясняющие форматы (как записаться, какие документы нужны, какие сервисы доступны). |
Баннер на главных страницах сайтов с призывом записи к участковому врачу для дальнейшей точной постановки диагноза. Любые разъясняющие форматы. |
|
Госпаблики, социальные сети |
Карточки, видео, инфографики, экспертные комментарии, почему запись к врачам узкой специальности можно попасть только через терапевта. Любые разъясняющие форматы. Комментарии пациентов. |
Медицинские организации (поликлиники, стационары) |
Видео-ролики, плакаты, стенды с информацией о том, как попасть к врачу узкой специальности. Любые разъясняющие форматы |
СМИ (печатные, ТВ и радио) |
Новости, статьи, экспертные комментарии, разъяснения, сюжеты, социальная реклама. Интеграция темы записи к врачу в экспертные комментарии о профилактике, медицинской реабилитации, диспансеризации. Любые разъясняющие форматы. Комментарии пациентов, записавшихся к узкому специалисту через терапевта. |