Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 4 декабря 2023 г. N 03-07-07/116594
Вопрос: На основании пп. 2 п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) просим дать разъяснения о порядке применения производственной организацией освобождения от налога на добавленную стоимость (далее – НДС) реализации сторонней организации медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медосмотрам. Медосмотры производятся в рамках уставной деятельности на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности:
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ медицинские услуги, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, оказываемые медицинскими организациями, освобождены от налогообложения НДС. При этом в целях применения НДС к медицинским услугам относятся в том числе услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Данный Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2001 N 132.
В указанном Перечне поименованы услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы (п. 1 Перечня).
В соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ операции, перечисленные в данной статье, освобождаются от налогообложения НДС при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой на основании законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 2 гл. 1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Закон N 323-ФЗ), медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, положения Закона N 323-ФЗ, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности (п. 11 ч. 1 ст. 2 гл. 1 Закона N 323-ФЗ).
Исходя из вышеизложенного и с учетом позиции ФНС России, согласованной с Минфином России (письмо от 26.05.2017 N СД-4-3/9948@), правильно ли мы понимаем, что платные медицинские услуги по предрейсовым и послерейсовым медосмотрам, оказываемые производственной организацией в рамках уставной деятельности, освобождаются от налогообложения НДС при наличии лицензии, выданной в установленном порядке?
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение о применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам, оказываемых производственной организацией, имеющей лицензию на оказание соответствующих услуг, но не являющейся медицинской организацией, и сообщает следующее.
На основании абзаца третьего подпункта 2 пункта 2 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются оказываемые населению медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 г. N 132 (далее – Перечень).
Перечнем предусмотрены медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, стационарной медицинской помощи, в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы, услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях, услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.
Пунктом 6 статьи 149 Кодекса установлено, что перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 46 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что медицинская деятельность (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного цента "Сколково") включена в перечень лицензируемых видов деятельности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Пунктом 46 части 1 статьи 12"
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852 (далее – Положение), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Требования к организации и выполнению медицинских работ (услуг) в целях лицензирования установлены приказом Минздрава России от 19 августа 2021 г. N 866н (далее – Требования).
Таким образом, на основании вышеуказанного абзаца третьего подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются поименованные в Перечне медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, оказываемые населению медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, при наличии соответствующей лицензии. При этом следует отметить, что конкретные виды услуг, относящиеся к услугам по диагностике, профилактике и лечению, предусмотрены Положением и Требованиями.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/02-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |