logo
logo
30 марта 2020

Осуществление госзакупок в условиях пандемии коронавируса

logo
Осуществление госзакупок в условиях пандемии коронавируса

18.03.2020 ФАС России издало Письмо № ИА/21684/20 «Об условиях закупки товаров, работ у единственного поставщика в период пандемии коронавируса», согласно которому признало пандемию коронавирусной инфекции (COVID-19) обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем предписало территориальным органам ФАС России учитывать данную позицию при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок. ФАС России обратило внимание на то, что в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее - ФЗ № 44) закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие непреодолимой силы могут осуществляться у единственного поставщика. По мнению ФАС РФ заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации в соответствии с указанной нормой Закона 44-ФЗ при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки.

Аналогичный подход предложил Минфин России в Письме от 19.03.2020 № 24-06-06/21324 «Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности». Минфин РФ вслед за ФАС РФ признал распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV обстоятельством непреодолимой силы. Далее пояснил, что при введении режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг, требуемых в связи с введением режима повышенной готовности, на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44, поскольку распространение такой новой коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы. При этом условие об отсутствии закупаемых товаров, работ, услуг в перечне товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. № 1765-р, не подлежит применению.

Строго говоря, законность изложенного подхода вызывает сомнения, так как согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44 закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных ч. ч. 7 и 12 ст. 82 ФЗ № 44.

В целях устранения указанного противоречия в Государственную Думу РФ внесен законопроект № 931192-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в части урегулирования отношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCOV)». Согласно тексту проекта у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44 можно будет закупить любые товары, работы, услуги. К списку оснований для закупки у единственного поставщика планируется добавить введение режима повышенной готовности для предупреждения ЧС (п. 3. ст. 7 проекта). С полным текстом законопроекта, а также ходом его рассмотрения и принятия можно ознакомиться по ссылке.

Будьте в курсе всех новостей.
Подписывайтесь на новости.
Комментарии 0
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1650 статей.
Комментарии