logo
logo
25 сентября 2015

Критерии оценки качества медпомощи

logo

Критерии оценки качества медицинской помощиКаждый пациент имеет право на получение качественной медицинской помощи. Данное право вытекает из целого ряда нормативных правовых актов, регулирующих предоставление медицинскими организациями медицинских услуг. Прежде всего, это Гражданский кодекс Российской Федерации. Кроме того, данное право пациента вытекает из положений Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» (далее – ФЗ № 323) и Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей». Однако, на практике ответить на вопрос: «Хорошо меня полечили или плохо?» довольно сложно. К примеру, вставили в зуб пломбу, а она через неделю выпала. Можно ли считать, что качество медицинской помощи в таком случае оказалось ненадлежащим? К сожалению, в нашей стране данное понятие всегда трактовалось по-разному. Например, для клиник преимущественное значение имеет отсутствие осложнений в процессе лечения и его своевременное завершение - выписка пациента «с улучшением» или «с выздоровлением». Росздравнадзор, органы лицензирования и страховые медицинские организации признают качественной медицинскую помощь, соответствующую порядкам и стандартам медицинский помощи. Страховые медицинские организации преследуют свои экономические интересы, допуская возможность применения штрафных санкций даже в случаях, когда достигается благополучный результат лечения, однако при этом оказанная помощь не в полной мере соответствует требованиям порядков и стандартов медицинской помощи.

Напомним, что в нашей стране действует «Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152. Согласно данному постановлению, при проведении проверок соблюдения порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и прав граждан в сфере охраны здоровья, в том числе права на качественную медицинскую помощь, одним из мероприятий является экспертиза качества медицинской помощи.

Такая экспертиза проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации и степени достижения запланированного результата.

Обратим Ваше внимание, что на сегодняшний день экспертиза качества медицинской помощи существует только как один из видов контроля качества медицинской помощи в рамках оказания медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования. Напомним, что контроль качества медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230. Правила проведения экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС, должны быть определены соответствующим положением Минздрава России, которое на данный момент не принято (п. 4 ст. 64 ФЗ № 323).

Новый приказ Минздрава РФ № 422ан

Сама же проблема неоднозначной трактовки понятия «качественная медицинская помощь» как раз и связана прежде всего с тем, что до недавнего времени в Российской Федерации не было принято нормативного документа, который бы устанавливал единые требования к качеству медицинской помощи при проведении такой экспертизы. Однако, 25 августа этого года начал действовать Приказ Минздрава РФ от 7 июля 2015 года № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (далее – Приказ № 422ан).

Первое на что хотели бы обратить внимание - это то, что в приказе приведен определенный перечень заболеваний и состояний, при которых применяются критерии (в том числе новообразования, болезни эндокринной системы, нервной системы, крови, кроветворных органов, органов дыхания, беременность, роды, послеродовой период и др.).

Кроме того, согласно приказу критерии делятся на применяемые при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях и применяемые при оказании медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Критерии качества медицинской помощи в амбулаторных условиях

Так, например, критериями, применяемыми при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, являются:

  • ведение медицинской документации;
  • первичный осмотр пациента и сроки оказания медицинской помощи;
  • установление предварительного диагноза лечащим врачом в ходе первичного приема пациента;
  • формирование плана обследования пациента при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза;
  • формирование плана лечения при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза, клинических проявлений заболевания, тяжести заболевания или состояния пациента;
  • включение в план обследования и план лечения перечня лекарственных препаратов для медицинского применения с учетом лекарственных препаратов, включенных в стандарты медицинской помощи, имеющих частоту применения 1,0, и клинические рекомендации (протоколы лечения);
  • назначение лекарственных препаратов для медицинского применения с учетом инструкций по применению лекарственных препаратов, возраста пациента, пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний;
  • установление клинического диагноза на основании данных анамнеза, осмотра, данных лабораторных, инструментальных и иных методов исследования, результатов консультаций врачей-специалистов, предусмотренных стандартами медицинской помощи, а также клинических рекомендаций (протоколов лечения);
  • внесение соответствующей записи в амбулаторную карту при наличии заболевания (состояния), требующего оказания медицинской помощи в стационарных условиях, с указанием перечня рекомендуемых лабораторных и инструментальных методов исследований, а также оформление направления с указанием клинического диагноза при необходимости оказания медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме;
  • проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения на основе стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения);
  • назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с установленным порядком;
  • проведение экспертизы временной нетрудоспособности в установленном порядке;
  • лечение (результаты):
  • осуществление диспансерного наблюдения в установленном порядке с соблюдением периодичности осмотров и длительности диспансерного наблюдения;
  • проведение диспансеризации в установленном порядке, назначение по результатам диспансеризации, в случае необходимости, дополнительных медицинских мероприятий, в том числе установление диспансерного наблюдения.

Однако заметим, что после своего опубликования приказ, вызвал неоднозначную реакцию у медицинского сообщества, породив массу споров на тему того, что нормативно-правовой акт устанавливает критерии не столько к своевременности, правильности медицинской помощи и степени достижения запланированного результата, сколько к правильности заполнения медицинской документации и быстроты осмотра пациентов.

В заключение отметим, что оказание пациенту некачественной медицинской помощи может выступать как один из критериев недостатков оказанных медицинских услуг, как критерий противоправности действий со стороны медицинской организации, повлекших причинение вреда здоровью пациента, которое подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Будьте в курсе всех новостей.
Подписывайтесь на новости.
Комментарии 0
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1650 статей.
Комментарии