Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
9 июля 2015

Еще раз о врачебной тайне после смерти пациента в связи с новым определением КС

25643

Еще раз о врачебной тайне после смерти пациентаСегодня мы решили вернуться к вопросу разглашения врачебной тайны после смерти пациента. Данная тема достаточно актуальна в связи с тем, что родственники умершего пациента иногда считают, что смерть наступила от неправильных действий врачей, считают, что пациента «залечили» и, для того, чтобы доказать свою правоту хотят получить на руки медицинскую документацию умершего пациента, в частности историю болезни. Но медицинские организации в выдаче медицинских документов родственникам отказывают, что конечно же приводит к недоумению последних.

Итак, еще раз разберемся в том, кто прав и как правильно поступить в такой ситуации.

В первую очередь, следует напомнить о том, что Конституция РФ, запрещая сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (статья 24 часть 1), одновременно гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41 часть 1).

Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) четко урегулировано, что сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском освидетельствовании и лечении, составляют врачебную тайну (часть 1 статьи 13 ФЗ № 323).

На основании части 2 статьи 13 ФЗ № 323 не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей. Исключением являются 10 случаев, перечисленные также в статье 13, при которых допустимо разглашение врачебной тайны пациента без его согласия. Случай, рассматриваемый нами, не входит в число возможных оснований для разглашения сведений, составляющих врачебную тайну пациента после его смерти.

Добавим, что суды в таких ситуациях подтверждают правильность действий медицинских организаций и ссылаются на указанные выше нормы законодательства.

При этом согласно пункту 5 статьи 67 ФЗ № 323 заключение о причине смерти и диагнозе заболевания выдается супругу, близкому родственнику (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушке, бабушке), а при их отсутствии иным родственникам либо законному представителю умершего, правоохранительным органам, органу, осуществляющему государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, и органу, осуществляющему контроль качества и условий предоставления медицинской помощи, по их требованию.

Как следует из смысла пункта 6 и 7 статьи 67 ФЗ № 323 заключение о результатах патолого-анатомического вскрытия также передается указанным выше лицам.

Мы уже говорили в публикации от 25 февраля 2015 года, что для доступа к медицинской документации после смерти пациента, последнему следовало предварительно, еще при жизни, оставить письменное согласие в адрес медицинской организации на передачу родственникам или членам семьи сведений, составляющих его врачебную тайну.

Но действительность такова, что как правило подобного согласия не остается. Что же делать в такой ситуации родственникам умершего? Каким образом они могут ознакомиться с медицинскими документами умершего и могут ли в принципе они это сделать?

Ответ на данный вопрос помог найти Конституционный Суд РФ в определении от 9 июня 2015 года № 1275-О/2015, который рассмотрел вопрос о возможности родственников получить сведения, содержащиеся в медицинских документах умершего (сведений, составляющих врачебную тайну) и пришел к следующему:

  1. предусмотренный законодательством об охране здоровья особый порядок предоставления сведений, содержащих врачебную тайну, исключающий возможность ее получения по требованию третьих лиц и защищающий тем самым право каждого на тайну частной жизни (статья 24, часть 1, Конституции Российской Федерации), не препятствует участникам как уголовного, так и гражданского судопроизводства в соответствии с конституционным принципом состязательности и равноправия сторон реализовать свое право на защиту всеми способами, не запрещенными законом, в том числе путем заявления ходатайств об истребовании этой информации органами дознания и следствия, прокурором или судом, а отказ в удовлетворении таких ходатайств – не препятствует участникам уголовного и гражданского судопроизводства в дальнейшем повторно заявлять их в стадии судебного разбирательства, настаивать на проверке вышестоящими судебными инстанциями законности и обоснованности решений, принятых как по этим ходатайствам, так и в целом по результатам рассмотрения дела;
  2. В случае, когда сведения о причине смерти и диагнозе заболевания пациента (заключение о причине смерти и диагнозе заболевания, выдаваемое родственникам в соответствии с частью 5 статьи 67 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ) доступны заинтересованному лицу в силу закона, сохранение в тайне от него информации о предпринятых мерах медицинского вмешательства, в частности о диагностике, лечении, назначенных медицинских препаратах, не может во всех случаях быть оправдано необходимостью защиты врачебной тайны, особенно с учетом мотивов и целей обращения за такими сведениями. В подобных сведениях суд при осуществлении подготовки гражданского дела к разбирательству, правоохранительные органы – при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, а прокурор – при проведении проверки в порядке надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина могут на основе принципов соразмерности и справедливости принять решение о необходимости ознакомить заинтересованное лицо со сведениями, относящимися к истории болезни умершего пациента, в той мере, в какой это необходимо для эффективной защиты прав заявителя и прав умершего лица.

Напомним, что пунктом 3 части 4 статьи 13 ФЗ № 323 установлено, что предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно.

Заметим, что, хотя и Конституционный суд указал на право родственников получать медицинскую документацию их умерших близких, однако, отметил, что федеральному законодателю необходимо предусмотреть конкретные правовые механизмы доступа к сведениям, составляющим врачебную тайну умершего лица. Между тем, вышеуказанное определение не содержит подобного поручения законодательному органу, как например, это было в известном Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.06.2012 № 15-П про недееспособных лиц.

Таким образом, можно сделать вывод, что воз и ныне там и пока соответствующие изменения не будут внесены на законодательном уровне все как было, так и останется, несмотря на определение Конституционного суда.

Также следует отметить и то, что если пациент оставил при жизни доверенность своим родственникам на право получения его медицинской документации, в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ (пункт 5 части 1 статьи 188) она прекращает свое действие после его смерти.

telegram kormed
Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.