logo
 
logo
15 марта 2017

Надзор за обращением прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ

logo
Автор:
  • 6999
  • 0

Основным законом, регулирующим надзор за обращением прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ является Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Закон о наркотических средствах и психотропных веществах). Под прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) понимаются вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 (далее - Перечень), в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

Надзор за обращением прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ

Правовые основы

  • КоАП РФ (ст. 6.16, 6.16.1);
  • УК РФ (ст. 228.2, 228.3, 228.4, 229.1, 231);
  • Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Постановление Правительства РФ от 08.10.2012 № 1020 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, для целей статей 228.3, 228.4 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 640 «Об утверждении Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»;
  • Постановление Правительства РФ от 09.06.2010 № 419 «О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом»;
  • Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 892 «Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»;
  • Приказ Минздрава РФ от 28.03.2003 № 127 «Об утверждении Инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным»;
  • иные нормативно-правовые акты.

Перечень прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ

Перечень прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее – прекурсоры или прекурсоры НС и ПВ), подлежащих контролю в Российской Федерации в зависимости от применяемых государством мер контроля внесены в следующие списки:

Перечень прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ
  • список прекурсоров НС и ПВ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, за исключением некоторых случаев (научные цели, оперативно-розыскная деятельность, пр.) (далее - Список I).
  • список прекурсоров НС и ПВ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список IV), включающий:
    • таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля (далее - Таблица I);
    • таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля (далее - Таблица II);
    • таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (далее - Таблица III).

Медицинские организации при оказании пациентам медицинских услуг зачастую используют в своей деятельности медицинские изделия или лекарственные препараты, содержащие в своем составе прекурсоры Списка IV Перечня, оборот которых в Российской Федерации ограничен. Статус прекурсоров, подлежащих государственному контролю, такие изделия приобретают только в том случае, если в их состав входят любые растворы, смеси и сплавы перечисленных в Таблицах веществ и если их концентрация превышает установленную в Таблице норму, включая соли таких веществ, если их существование возможно.

По отношению к прекурсорам таблицы I Списка IV государство устанавливает самые жесткие меры контроля, к прекурсорам таблицы III – самые мягкие. Данные требования представлены в схематичной таблице ниже Особенности оборота прекурсоров Списка I не представлены в настоящей статье, так как оборот прекуроров данного списка запрещён в РФ и не используется в медицинской и (или) фармацевтической деятельности.

Контроль за оборотом прекурсоров, внесенных в Список IV

В ст. 30 Закона о НС и ПВ установлены общие положения о контроле за оборотом прекурсоров, внесенных в Список IV.

Ниже в таблице представлены меры контроля к оборотам прекурсоров НС и ПВ, внесенных в Список IV (нажмите на картинку, чтобы открыть таблицу в формате pdf).

Таблица «Меры контроля к оборотам прекурсоров НС и ПВ, внесенных в Список IV»

Препарат, содержащий несколько прекурсоров, внесенных в таблицы списка IV контролируется как содержащийся в нем прекурсор, предусмотренный таблицей списка IV настоящего перечня, имеющей наименьший порядковый номер.

Смеси, содержащие несколько перечисленных в таблице III списка IV веществ, подлежат контролю, если их суммарная концентрация равна или превышает концентрацию, установленную для одного из веществ, величина которой в таблице имеет наибольшее значение.

Концентрация веществ, указанных в списке IV настоящего перечня, определяется исходя из массовой доли вещества в составе смеси (раствора).

Примеры прекурсоров

Самыми распространенными прекурсорами НС и ПВ, входящими в состав медицинских изделий и (или) лекарственных препаратов, являются следующие:

Наименование прекурсора Концентрация Таблица Списка
Псевдоэфедрин
Фенилпропаноламин (норэфедрин)
Эрогметрин (эргоновин)
Эрготамин
Эфедрин
10 процентов или более Таблица I Списка IV
Метилакрилат 15 процентов или более Таблица II Списка IV
Метилметакрилат 15 процентов или более Таблица III Списка IV
Ацетон 60 процентов или более Таблица III Списка IV
Перманганат калия 45 процентов или более Таблица III Списка IV

Согласно разъяснениям, приведенным в Информационном письме Департамента здравоохранения города Москвы от 18.09.2012 № 40/271 растворы метилакрилата и метилметакрилата в концентрации более 15 %, входящие в состав базисных пластмасс, других стоматологических акриловых и полимерных композиций, в виде компонентов, расфасованных в отдельные флаконы, являются прекурсорами, внесенными в таблицу II списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

К сожалению, на сегодняшний день ни одним нормативным правовым актом не утвержден Список (перечень) медицинских изделий, содержащих прекурсоры НС и ПВ. Единственным источником информации может служить инструкция по применению изделия, в которой должен быть указан состав. Однако, весьма часто состав медицинского изделия не отражен в инструкции по его применению и только путем направления официального запроса производителю (дистрибьютору) изделия можно получить необходимую информацию.

Особенности уничтожения прекурсоров

Действующим законодательством установлены особенный порядок производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров НС и ПВ, внесенных в таблицы I и II списка IV перечня НС, ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 № 640.

Особенности уничтожения прекурсоров

Прекурсоры с истекшим сроком годности, а также подвергшиеся химическому или физическому воздействию, следствием которого стала их непригодность, исключающая возможность восстановления или переработки, подлежат изъятию из обращения и последующему уничтожению в полном объеме. Решение о необходимости уничтожения прекурсоров принимается руководителем медицинской (фармацевтической) организацией. В решении об уничтожении прекурсоров указываются их наименование и вес, а также причины уничтожения.

Уничтожение прекурсоров проводится в присутствии комиссии по уничтожению прекурсоров, создаваемой медицинской (фармацевтической) организацией. В состав такой комиссии включаются (по согласованию) представители территориальных органов внутренних дел.

При уничтожении прекурсоров комиссией по уничтожению прекурсоров составляется акт, который подписывается членами комиссии и скрепляется печатью (количество экземпляров акта определяется исходя из числа сторон, принимающих участие в уничтожении прекурсоров).

В акте указываются:

  • дата и место уничтожения прекурсоров;
  • место работы, должности, фамилии, имена, отчества лиц, принимавших участие в уничтожении прекурсоров;
  • сведения о наименовании и количестве уничтожаемых прекурсоров, а также о таре или об упаковке, в которой они хранились;
  • основание для уничтожения прекурсоров;
  • способ уничтожения прекурсоров.

Лицензирование деятельности, связанной с обращением прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ

Действующее законодательство предусматривает лицензирование деятельности, связанной с оборотом не всех прекурсоров, а только внесенных в Список I и таблицу I списка IV перечня НС, ПВ и их прекурсоров.

Лицензирование деятельности, связанной с обращением прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ

Порядок лицензирования деятельности по обороту прекурсоров, осуществляемой медицинскими и фармацевтическими организациями регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений».

Лицензирующие органы

  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения - в части осуществления:
    • деятельности по обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список I перечня;
    • деятельности по обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицу I списка IV перечня.
Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Лицензионные проверки

Лицензионные проверки
При проведении лицензионных проверок подлежит применению Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ). Основания проведения лицензионных проверок, правила, периодичность и сроки их проведения подробно отражены в статье «Лицензионный контроль».

Перечень грубых нарушений лицензионных требований при обороте прекурсоров Списка I и таблицы I списка IV перечня

В п.5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» (далее – Постановление Правительства № 1085) перечислены лицензионные требования к лицензиату, нарушение которых может быть грубым и негрубым. В соответствии с п. 6 Постановления Правительства № 1085 под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных «а» - «р», «т» - «у», «х» и «ц» п. 5 данного Положения, повлекшее за собой следующие последствия (ч. 11 ст. 19 Закона № 99-ФЗ):

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

К грубым нарушениям оборота прекурсоров наркотических и психотропных веществ, в частности относятся:

  • Не соблюдение лицензиатом, осуществляющим деятельность по обороту прекурсоров НС и ПВ, внесенных в список I и таблицу I списка IV перечня, требований ст. 37 Закона о НС и ПВ и порядка представления отчетов о деятельности, связанной с их оборотом, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 419;
  • Не соблюдение лицензиатом, осуществляющим деятельность по обороту прекурсоров НС и ПВ, внесенных в список I и таблицу I списка IV перечня, требований ст. 39 Закона о НС и ПВ и порядка ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с их оборотом, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 419;
  • Не соблюдение лицензиатом, осуществляющим деятельность по обороту прекурсоров НС и ПВ, внесенных в таблицу I списка IV перечня, порядка производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров НС и ПВ, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. 640;
  • Иные грубые нарушения.

Проведение проверок органами внутренних дел

В настоящее время контроль в целях предупреждения, выявления и пресечения преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляют с 5 апреля 2016 года органы внутренних дел (ранее подобным полномочием обладала Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков). При проведении проверок деятельность органов внутренних дел регулируется Законом о наркотических средствах и психотропных веществах и Законом № 294-ФЗ. Однако, Закон № 294-ФЗ не подлежит применению, если проведение проверки должностными лицами органов внутренних дел связано с оперативно-розыскной деятельностью (пп.2 п.3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ).

Ответственность медицинских (фармацевтических) организаций за нарушение обращения прекурсоров наркотических и психотропных веществ

Нарушение обращения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ может повлечь наступление административной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Административная ответственность

Ст. КоАП РФ Наименование административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ Вид административного наказания, установленный КоАП РФ
ст. 6.16 КоАП РФ ч.1. Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения НС, ПВ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня НС, ПС и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, прекурсоров НС или ПВ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих НС или ПВ либо их прекурсоры, и их частей, содержащих НС или ПВ либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде. Влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 до 400 000 рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой.
ч.2. Те же действия, совершенные в отношении прекурсоров НС или ПВ, включенных в таблицу II списка IV Перечня НС, ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ. Влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 200 000 рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.
ч.3. Те же действия, совершенные в отношении прекурсоров НС или ПВ, включенных в таблицу III списка IV Перечня НС, ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ. Влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.
6.16.1 КоАП РФ ч.1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров НС, ПВ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка, сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры НС, ПВ, либо их частей, содержащих прекурсоры НС или ПВ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Влекут наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток.
ч.2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства. Влекут наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до 15 суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Примечания:
  1. Лицо, совершившее данное административное правонарушение, добровольно сдавшее приобретенные прекурсоры НС или ПВ, растения, содержащие прекурсоры НС или ПВ, либо их части, содержащие прекурсоры НС или ПВ, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение. Не может признаваться добровольной сдачей прекурсоров НС, ПВ, растений, содержащих прекурсоры НС или ПВ, либо их частей, содержащих прекурсоры НС или ПВ, их изъятие после возбуждения дела об административном правонарушении.
  2. Действие данной статьи распространяется на оборот прекурсоров, включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня НС или ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утверждаемого Правительством РФ.

Уголовная ответственность

Действующее законодательство устанавливает также уголовную ответственность за нарушение оборота прекурсоров наркотических и психотропных веществ:

Ст. УК РФ Наименование уголовного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена УК РФ Вид уголовного наказания, установленный УК РФ
ст. 228.3 УК РФ ч.1. Незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение или перевозка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, в крупном размере. Наказываются штрафом в размере от 200 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 9 месяцев, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 1 года.
ч.2. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере. Наказываются штрафом в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 9 месяцев до 1 года, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
ст. 228.4 УК РФ ч.1. Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, в крупном размере. Наказываются ограничением свободы на срок до 4 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере от 200 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 9 месяцев либо без такового.
ч.2. Те же деяния, совершенные:
  • группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • лицом с использованием своего служебного положения;
  • в особо крупном размере.
Наказываются лишением свободы на срок от 4 до 8 лет со штрафом в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 9 месяцев до 1 года либо без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.
Примечание: Действие данной статьи распространяется на оборот прекурсоров, включенных в список I и таблицу I списка IV.

Крупный и особо крупный размеры, утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2012 № 1020 и Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 № 934.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
7063
0
Проверки органами надзора
Страховой надзор
4894
0
Комментарии