Основным законом в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту является Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон об НС и ПВ).
Наркотическими средствами являются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года (ст. 1 Закона о НС и ПВ).
Психотропными веществами являются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года (ст. 1 Закона об НС и ПВ).
Правовые основы
В настоящее время обращение наркотических средств и психотропных веществ (далее — НС и ПВ) регламентируется достаточно большим объемом нормативных правовых актов, которые регулируют приобретение, перевозку, хранение, учет, отпуск, использование и уничтожение НС и ПВ, а также правила лицензирования деятельности и ответственности в данной сфере. Кроме, вышеназванных нормативно-правовых актов, необходимо назвать нижеследующие:
- Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 года;
- Конвенция о психотропных веществах 1971 года;
- КоАП РФ (ст. 8.2, 6.15);
- УК РФ (ст. 223, 228, 228.1, 228.2);
- Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон об обращении лекарственных средств);
- Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений»;
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»;
- Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 449 «О порядке перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов»;
- Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 892 «Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»;
- Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ»;
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»;
- Приказ Минздрава РФ от 28.03.2003 № 127 «Об утверждении Инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным»;
- Приказ Минздрава России от 24.07.2015 N 484н «Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения в аптечных, медицинских, научно-исследовательских, образовательных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами»;
- Приказ МВД России № 855, ФСКН России № 370 от 11.09.2012 «Об утверждении Требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности»;
- иные нормативно-правовые акты.
Перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю
В соответствии со ст. 2 Закона об НС и ПВ наркотические средства и психотропные вещества, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в различные списки перечня наркотических средств, психотропных веществ (далее — Перечень), утверждаемые Правительством Российской Федерации по представлению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Министерства внутренних дел России.
Необходимо отметить, что Перечень НС и ПВ (далее — Перечень) утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681.
В настоящее время установлены следующие списки, включенные в Перечень:
- список НС и ПВ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен (далее — Список I), за исключением случаев, предусмотренных п. 1, 5 ст. 14 Закона НС и ПВ;
- список НС и ПВ, оборот которых в Российской Федерации ограничен (далее — Список II);
- список ПВ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (далее — Список III);
- список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее — Список IV), включающий:
- таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля (далее — Таблица I);
- таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля (далее — Таблица II);
- таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (далее — Таблица III).
Примеры наркотических средств и психотропных веществ
Наименование наркотических средств | Наименование психотропных веществ | |
---|---|---|
Список I | Аллилпродин Альфамепродин Альфаметадол Альфа-метилфентанил Альфа-метилтиофентанил Альфапродин Бетамепродин Бетаметадол Бетапродин Мирофин Гашиш (анаша, смола каннабиса) Героин (диацетилморфин) Дезоморфин Диампромид Диацетилморфин (героин) Каннабис (марихуана) Маковая солома Метадон (фенадон, долофин) Петидин и иные наркотические средства |
Амфетамин и его производные, за исключением производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в перечень Меклоквалон Метаквалон 4-метиламинорекс Метилфенидат (риталин) Фенетиллин и иные психотропные вещества |
Список II | Альфентанил Бупренорфин Декстроморамид Декстропропоксифен (ибупроксирон, проксивон, спазмопроксивон) Карфентанил Кодеин Кокаин Морфин Оксикодон (текодин) Омнопон Пентазоцин Проперидин Пропирам Просидол Пиритрамид (дипидолор) Ремифентанил Сомбревин Суфентанил Тримеперидин (промедол) Тропакокаин и его производные, за искл. производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в перечень Фентанил и иные наркотические средства |
Амобарбитал (барбамил) Амфепрамон (фепранон, диэтилпропион) и его производные, за исключением производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в перечень Кетамин Модафинил [((дифенилметил) сульфинил) ацетамид] Фенметразин Фентермин Этаминал натрия (пентобарбитал) и иные психотропные вещества |
Список III | Аллобарбитал Аминептин Аминорекс Барбитал Бензфетамин Бромазепам Буторфанол Диазепам Золпидем Клоназепам Лоразепам Лорметазепам Медазепам Мидазолам Нитразепам Оксазолам Тетразепам Тианептин Фенобарбитал и иные психотропные вещества |
Контроль распространяется на препараты, содержащие НС и ПВ, независимо от их количества и наличия нейтральных компонентов (вода, крахмал, сахар, бикарбонат натрия, тальк и т.п.). В отношении комбинированных лекарственных препаратов, содержащих, кроме основного контролируемого вещества, другие фармакологически активные компоненты, контроль устанавливается в индивидуальном порядке путем включения данного комбинированного лекарственного препарата в соответствующий список настоящего перечня.
Оборот аналогов НС и ПВ в Российской Федерации запрещается. Действующим законодательством, в целях, предусмотренных Законом о НС и ПВ, разрешается переработка (для получения новых) и последующее использование НС и ПВ, внесенных в Список I и изъятых из незаконного оборота. Также допускается их использование для получения веществ, не являющихся НС и ПВ (п.5 ст. 2 Закона об НС и ПВ).
Наркотические и психотропные лекарственные средства
Особо следует выделить категорию — наркотические лекарственные средства и психотропные лекарственные средства. При обращении наркотических лекарственных средств и психотропных лекарственных средств подлежит применению Закон об обращении лекарственных средств с учетом особенностей, установленных Законом о наркотических средствах и психотропных веществах.
Меры контроля в отношении наркотических средств и психотропных веществ
Меры контроля в отношении наркотических средств и психотропных веществ устанавливаются государством более или менее строгие в зависимости от того, к какому списку Перечня относится наркотическое средство или психотропное вещество. Различие в мерах контроля представлено наглядно в схематичной таблице ниже.
Список НС и ПВ | Правила производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки НС и ПВ | Правила уничтожения НС и ПВ | Предоставление сведений о деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ | Лицензирование внешнеторговых операций с НС и ПВ | Регистрация в специальных журналах любых операций с НС и ПВ |
---|---|---|---|---|---|
Список I |
|
|
|
Ввоз (вывоз) НС и ПВ, внесенных в списки I и II, осуществляются государственными унитарными предприятиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии лицензии на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выданной Министерством промышленности и торговли РФ. | Согласно ст. 39 Закона об НС и ПВ при осуществлении деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена приказом руководителя юридического лица. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. |
Список II |
|
||||
Список III | Ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки III, осуществляется медицинскими (фармацевтическими) организациями независимо от их форм собственности в порядке, установленном Правительством РФ, при наличии лицензии на право выдаваемой Министерством промышленности и торговли РФ. |
Лицензирование деятельности, связанной с обращением наркотических средств и психотропных веществ
Одним из принципов государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ является лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров (п.2 ст. 4 Закон о НС и ПВ).
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» установлен порядок лицензирования деятельности по обороту НС, ПВ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Получаем две лицензии
Необходимо отметить, что 20 сильнодействующих лекарственных препаратов с 8 августа 2013 года стали считаться психотропными веществами списка III. В связи с чем, многие медицинские организации стали вынуждены получать вторую лицензию (лицензию на деятельность, связанную с оборотом НС и ПВ) помимо основной на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности.
Такими психотропными веществами списка III стали:
- Алпразолам,
- Барбитал натрия,
- Бромазепам,
- Бротизолам,
- Диазепам (реланиум, релиум),
- Клоназепам,
- Флуразепам,
- Хлордиазепоксид,
- иные сильнодействующие лекарственные средства, которые стали считаться психотропными веществами списка III, согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2013 № 78 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Лицензирующие органы
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения — в части осуществления:
- деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I — III перечня, осуществляемой:
- организациями оптовой торговли лекарственными средствами;
- аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;
- иными организациями и индивидуальными предпринимателями в части лицензионного контроля (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), полномочий по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий;
- деятельности по обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список I перечня;
- деятельности по обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицу I списка IV перечня;
- деятельности по культивированию наркосодержащих растений;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — в части осуществления деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I — III перечня (в части предоставления и переоформления лицензий, предоставления дубликатов лицензий и копий лицензий, осуществления лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, прекращения действия прекращения действия лицензий, формирования и ведения реестров выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий, утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждения форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация):
- организациями, за исключением организаций оптовой торговли лекарственными средствами и аптечных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
- индивидуальными предпринимателями.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения осуществляет лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с Приказом Минздрава России от 14.04.2016 № 233н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию растений».
Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по обороту НС, ПВ и их прекурсоров
Деятельность по обороту НС и ПВ в соответствии с приложением к Постановлению Правительства РФ № 1085 включает 64 вида работы/услуги. Применительно к сфере здравоохранения на примере оборота НС и ПВ списка II можно выделить следующие работы/услуги:
- Изготовление наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;
- Хранение наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;
- Перевозка наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;
- Отпуск физическим лицам наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;
- Отпуск (за исключением отпуска физическим лицам) наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;
- Отпуск (за исключением отпуска физическим лицам) НС и ПВ, внесенных в список III Перечня;
- Реализация наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;
- Приобретение наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;
- Использование наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня в медицинских целях;
- Использование наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня в ветеринарии;
- Уничтожение наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;
Аналогичный перечень работ/услуг, подлежащих лицензированию можно составить и для оборота психотропных веществ списка III.
В 2014 году Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» был дополнен определением «отпуска НС и ПВ» — действия по передаче наркотических средств, психотропных веществ юридическим лицом в пределах своей организационной структуры, а также физическим лицам для использования в медицинских целях.
Лицензионные проверки
К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ).
В отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с ч. 10 ст. 19 Закона № 99-ФЗ внеплановые выездные проверки.
Основания проведения плановой лицензионной проверки является включение лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом, а также согласованным с Генеральной прокуратурой РФ. Основания для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок изложены в Законе № 99-ФЗ. Основания проведения внеплановой лицензионной проверки также отражены в статье 19 Закона о лицензировании. Правила проведения лицензионных проверок, их сроки и периодичность, порядок оформления подробно отражены в статье «Лицензионный контроль».
Перечень грубых нарушений лицензионных требований
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» (далее — Постановление Правительства № 1085) утвержден перечень нарушений лицензионных требований, которые делятся на грубые и негрубые нарушения.
Согласно п. 6 Постановления Правительства № 1805 под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных «а» — «р», «т» — «у», «х» и «ц» п. 5 данного Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные ч. 11 ст. 19 Закона № 99-ФЗ. К таким нарушениям, в частности относятся:
- Отсутствие принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования, необходимых для осуществления деятельности по обороту НС и ПВ. Действующее законодательство устанавливает хранение НС и ПВ в специально оборудованных помещениях при наличии лицензии на указанный вид деятельности, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1148. Приказом МВД России № 855, ФСКН России № 370 от 11.09.2012 утверждены требования к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом НС, ПВ и внесенных в список I перечня НС, ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности.
- Не соблюдение порядка допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 892;
- Не соблюдение лицензиатом, осуществляющим деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I — III перечня, требований ст. 5 и 10 Закона о НС и ПВ. Согласно ст. 10 Закона о НС и ПВ деятельность, связанную с оборотом НС и ПВ может осуществлять медицинская (фармацевтическая) организация, в состав руководителей которой входит специалист, имеющий соответствующую профессиональную подготовку. Кроме того, у медицинской (фармацевтической) организации должны быть предусмотрены условия для обеспечения учета и сохранности НС и ПВ.
- Не соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение НС и ПВ, внесенных в списки I — III перечня, требований ст. 20 Закона об НС и ПВ и порядка их хранения, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1148. Хранение НС и ПВ допускается только в целях, указанных в Законе об НС и ПВ.
- Не соблюдение лицензиатом, осуществляющим отпуск, реализацию НС и ПВ, внесенных в списки I — III перечня, и распределение указанных НС и ПВ, требований ст. 23 Закона о НС и ПВ и порядка их распределения, отпуска и реализации, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 558;
- Иные грубые нарушения.
Контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ
Кроме, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения важное место в сфере контроля оборота наркотических средств и психотропных веществ с 5 апреля 2016 года отведено органам внутренних дел (ранее подобным полномочием обладала Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Органы внутренних дел осуществляет контроль в целях предупреждения, выявления и пресечения преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В настоящее время необходимые изменения внесены только в Законе об НС и ПВ.
Проведение проверок органами внутренних дел
В настоящее время административный регламент МВД России в сфере обращения наркотических средств и психотропных веществ не принят. При проведении проверок деятельность органов внутренних дел регулируется Законом о наркотических средствах и психотропных веществах и Законом № 294-ФЗ.
Однако, Закон № 294-ФЗ не подлежит применению, если проведение проверки должностными лицами органов внутренних дел связано с оперативно-розыскной деятельностью (пп. 2 п. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ). Также Закон № 294-ФЗ не распространяется на прокурорский надзор и на случаи проведения административных расследований.
Проведение контролируемой поставки и проверочной закупки в целях оперативно-розыскной деятельности
В целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также установления других обстоятельств органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право на проведение:
- контролируемой поставки — оперативно-розыскного мероприятия, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются перемещение в пределах Российской Федерации, ввоз (вывоз) или транзит через территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования;
- проверочной закупки — оперативно-розыскного мероприятия, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования;
- иных оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст. 6 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», которые проводятся только при наличии возбужденного уголовного дела (ст. 7 данного закона).
Ответственность медицинских (фармацевтических) организаций за нарушение обращения наркотических и психотропных веществ
Нарушение обращения наркотических средств и психотропных веществ может повлечь для медицинских организаций наступление административной (ст. 6.8, 6.16 КоАП РФ) и уголовной (ст. 223, 228, 228.1, 228.2, УК РФ) ответственности в соответствии с действующим законодательством. Квалифицирующим признаком при определении меры наказания за совершение ряда преступлений в области обращения с НС и ПВ является размер (значительный, крупный, особо крупный) НС и ПВ, подвергшихся незаконному обороту.
Значительный, крупный и особо крупный размеры НС и ПВ утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Необходимо отметить, что нарушение порядка обращения наркотических средств и психотропных веществ является также нарушением лицензионных требований.
Руководитель (генеральный директор, директор) медицинской (фармацевтической) организации несет персональную ответственность за исполнение положений, предусмотренных Законом наркотических средствах и психотропных веществах.
Также информация по вопросу обращения с неоготическими средствами и психотропными веществами отражена в следующих статьях:
- Лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ
- Техническое укрепление помещения хранения наркотических средств и психотропных веществ
- Заключение МВД на помещение для хранения наркотических средств и психотропных веществ
- Заключение от МВД на допуск сотрудников к работе с наркотических средств и психотропных веществ
- Учет и хранение наркотических средств и психотропных веществ
- Перевозка и уничтожение наркотических средств и психотропных веществ
- Отчетность, связанная с деятельностью по отбору наркотических средств и психотропных веществ
- Ответственность за нарушения деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения