vk target
 
logo
15 марта 2017

Надзор за обращением наркотических средств и психотропных веществ

logo
Автор:
  • 7358
  • 0

Надзор за обращением наркотических средств и психотропных веществОсновным законом в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту является Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон об НС и ПВ).

Наркотическими средствами являются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года (ст. 1 Закона о НС и ПВ).

Психотропными веществами являются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года (ст. 1 Закона об НС и ПВ).

Правовые основы

Правовые основыВ настоящее время обращение наркотических средств и психотропных веществ (далее — НС и ПВ) регламентируется достаточно большим объемом нормативных правовых актов, которые регулируют приобретение, перевозку, хранение, учет, отпуск, использование и уничтожение НС и ПВ, а также правила лицензирования деятельности и ответственности в данной сфере. Кроме, вышеназванных нормативно-правовых актов, необходимо назвать нижеследующие:

  1. Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 года;
  2. Конвенция о психотропных веществах 1971 года;
  3. КоАП РФ (ст. 8.2, 6.15);
  4. УК РФ (ст. 223, 228, 228.1, 228.2);
  5. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  6. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон об обращении лекарственных средств);
  7. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений»;
  8. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»;
  9. Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 449 «О порядке перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов»;
  10. Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 892 «Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»;
  11. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ»;
  12. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»;
  13. Приказ Минздрава РФ от 28.03.2003 № 127 «Об утверждении Инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным»;
  14. Приказ Минздрава России от 24.07.2015 N 484н «Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения в аптечных, медицинских, научно-исследовательских, образовательных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами»;
  15. Приказ МВД России № 855, ФСКН России № 370 от 11.09.2012 «Об утверждении Требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности»;
  16. иные нормативно-правовые акты.

Перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю

Перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролюВ соответствии со ст. 2 Закона об НС и ПВ наркотические средства и психотропные вещества, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в различные списки перечня наркотических средств, психотропных веществ (далее — Перечень), утверждаемые Правительством Российской Федерации по представлению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Министерства внутренних дел России.

Необходимо отметить, что Перечень НС и ПВ (далее — Перечень) утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681.

В настоящее время установлены следующие списки, включенные в Перечень:

  • список НС и ПВ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен (далее — Список I), за исключением случаев, предусмотренных п. 1, 5 ст. 14 Закона НС и ПВ;
  • список НС и ПВ, оборот которых в Российской Федерации ограничен (далее — Список II);
  • список ПВ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (далее — Список III);
  • список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее — Список IV), включающий:
    • таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля (далее — Таблица I);
    • таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля (далее — Таблица II);
    • таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (далее — Таблица III).

Примеры наркотических средств и психотропных веществ

Наименование наркотических средств Наименование психотропных веществ
Список I Аллилпродин
Альфамепродин
Альфаметадол
Альфа-метилфентанил
Альфа-метилтиофентанил
Альфапродин
Бетамепродин
Бетаметадол
Бетапродин
Мирофин
Гашиш (анаша, смола каннабиса)
Героин (диацетилморфин)
Дезоморфин
Диампромид
Диацетилморфин (героин)
Каннабис (марихуана)
Маковая солома
Метадон (фенадон, долофин)
Петидин
и иные наркотические средства
Амфетамин и его производные, за исключением производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в перечень
Меклоквалон
Метаквалон
4-метиламинорекс
Метилфенидат (риталин)
Фенетиллин
и иные психотропные вещества
Список II Альфентанил
Бупренорфин
Декстроморамид
Декстропропоксифен (ибупроксирон, проксивон, спазмопроксивон)
Карфентанил
Кодеин
Кокаин
Морфин
Оксикодон (текодин)
Омнопон
Пентазоцин
Проперидин
Пропирам
Просидол
Пиритрамид (дипидолор)
Ремифентанил
Сомбревин
Суфентанил
Тримеперидин (промедол)
Тропакокаин и его производные, за искл. производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в перечень
Фентанил
и иные наркотические средства
Амобарбитал (барбамил)
Амфепрамон (фепранон, диэтилпропион) и его производные, за исключением производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в перечень
Кетамин
Модафинил [((дифенилметил) сульфинил) ацетамид]
Фенметразин
Фентермин
Этаминал натрия (пентобарбитал)
и иные психотропные вещества
Список III Аллобарбитал
Аминептин
Аминорекс
Барбитал
Бензфетамин
Бромазепам
Буторфанол
Диазепам
Золпидем
Клоназепам
Лоразепам
Лорметазепам
Медазепам
Мидазолам
Нитразепам
Оксазолам
Тетразепам
Тианептин
Фенобарбитал
и иные психотропные вещества

Контроль распространяется на препараты, содержащие НС и ПВ, независимо от их количества и наличия нейтральных компонентов (вода, крахмал, сахар, бикарбонат натрия, тальк и т.п.). В отношении комбинированных лекарственных препаратов, содержащих, кроме основного контролируемого вещества, другие фармакологически активные компоненты, контроль устанавливается в индивидуальном порядке путем включения данного комбинированного лекарственного препарата в соответствующий список настоящего перечня.

Оборот аналогов НС и ПВ в Российской Федерации запрещается. Действующим законодательством, в целях, предусмотренных Законом о НС и ПВ, разрешается переработка (для получения новых) и последующее использование НС и ПВ, внесенных в Список I и изъятых из незаконного оборота. Также допускается их использование для получения веществ, не являющихся НС и ПВ (п.5 ст. 2 Закона об НС и ПВ).

Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Наркотические и психотропные лекарственные средства

Наркотические и психотропные лекарственные средстваОсобо следует выделить категорию — наркотические лекарственные средства и психотропные лекарственные средства. При обращении наркотических лекарственных средств и психотропных лекарственных средств подлежит применению Закон об обращении лекарственных средств с учетом особенностей, установленных Законом о наркотических средствах и психотропных веществах.

Меры контроля в отношении наркотических средств и психотропных веществ

Меры контроля в отношении наркотических средств и психотропных веществ устанавливаются государством более или менее строгие в зависимости от того, к какому списку Перечня относится наркотическое средство или психотропное вещество. Различие в мерах контроля представлено наглядно в схематичной таблице ниже.

Список НС и ПВ Правила производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки НС и ПВ Правила уничтожения НС и ПВ Предоставление сведений о деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ Лицензирование внешнеторговых операций с НС и ПВ Регистрация в специальных журналах любых операций с НС и ПВ
Список I
  1. Оборот НС и ПВ, включенных в данный список, запрещен в РФ в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.
  2. Оборот НС и ПВ, внесенных в Список I, допускается только в целях, предусмотренных ст. ст. 29, 34 — 36 Закона об НС и ПВ. Это допустимо при уничтожении НС и ПВ и их прекурсоров, инструментов или оборудования. НС и ПВ в ограниченных объемах могут использоваться в научных и учебных целях, в экспертной и оперативно-розыскной деятельности.
  1. НС и ПВ подлежат уничтожению в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18.06.1999 № 647 и в соответствии с Инструкцией по уничтожению НС и ПВ, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 28.03.2003 № 127.
  2. Уничтожение НС и ПВ может осуществляться в случаях, если:
    • истек срок годности;
    • НС или ПВ подвергались химическому или физическому воздействию, следствием которого стала их непригодность, исключающая возможность восстановления или переработки;
    • неиспользованные НС были приняты от родственников умерших больных;
    • трудно определить, является препарат НС или ПВ;
    • конфискованные НС или ПВ не могут быть использованы в медицинских, научных или иных целях, а также в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
  3. В Российской Федерации действует государственная монополия на уничтожение НС и ПВ, внесенных в списки I и II, прекурсоров, внесенных в Список I, а также конфискованных или изъятых из незаконного оборота психотропных веществ, внесенных в Список III (ст. 5 Закона об НС и ПВ).
  4. Юридические лица, не имеющие лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом НС и ПВ с правом на их уничтожение, но осуществляющие виды деятельности, связанные с оборотом НС и ПВ, заключают договора с государственными унитарными предприятиями или государственными учреждениями, имеющими такие лицензии, и передают им подлежащие уничтожению НС и ПВ с оформлением приемо-сдаточного акта.
  1. Порядок представления сведений о деятельности, связанной с оборотом НС, ПВ, и регистрации операций, связанных с оборотом НС, ПВ регламентируется ст. 37 Закона об НС и ПВ, а также Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 644.
  2. Например, юридические лица, осуществляющие в установленном порядке использование НС и ПВ в медицинских, ветеринарных, научных и учебных целях, при проведении экспертиз с их использованием или для их идентификации представляют ежегодно, не позднее 15 февраля, в соответствующие территориальные органы внутренних дел по форме № 1-ИСП:
    • годовой отчет о количестве использованных НС и ПВ;
    • сведения о запасах НС и ПВ по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Ввоз (вывоз) НС и ПВ, внесенных в списки I и II, осуществляются государственными унитарными предприятиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии лицензии на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выданной Министерством промышленности и торговли РФ. Согласно ст. 39 Закона об НС и ПВ при осуществлении деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена приказом руководителя юридического лица. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи.
Список II
  1. Оборот НС и ПВ, внесенных в Списки II и III, допускается по назначению врача в медицинских целях, предусмотренных ст. ст. 34 — 36 Закона об НС и ПВ (ст. 31 Закона об НС и ПВ).
  2. Не допускается использование НС и ПВ, внесенных в Списки II и III, в медицинской деятельности частнопрактикующих врачей (п.4 ст. 31 Закона об НС и ПВ).
  3. Запрещается лечение наркомании НС и ПВ, внесенными в Список II.
  4. При наличии специального разрешения Росздравнадзора допускается ввоз (вывоз) ограниченного количества НС и ПВ, внесенных в списки II и III, хранящихся в аптечках первой помощи на морских и воздушных судах международного сообщения и в поездах международных линий, в объемах, необходимых для оказания неотложной помощи.
  5. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1148 установлен порядок хранения НС и ПВ, который также распространяется на списки I и II.
Список III Ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки III, осуществляется медицинскими (фармацевтическими) организациями независимо от их форм собственности в порядке, установленном Правительством РФ, при наличии лицензии на право выдаваемой Министерством промышленности и торговли РФ.

Лицензирование деятельности, связанной с обращением наркотических средств и психотропных веществ

Лицензирование деятельности, связанной с обращением наркотических средств и психотропных веществОдним из принципов государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ является лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров (п.2 ст. 4 Закон о НС и ПВ).

Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» установлен порядок лицензирования деятельности по обороту НС, ПВ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Получаем две лицензии

Получаем две лицензииНеобходимо отметить, что 20 сильнодействующих лекарственных препаратов с 8 августа 2013 года стали считаться психотропными веществами списка III. В связи с чем, многие медицинские организации стали вынуждены получать вторую лицензию (лицензию на деятельность, связанную с оборотом НС и ПВ) помимо основной на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности.

Такими психотропными веществами списка III стали:

  1. Алпразолам,
  2. Барбитал натрия,
  3. Бромазепам,
  4. Бротизолам,
  5. Диазепам (реланиум, релиум),
  6. Клоназепам,
  7. Флуразепам,
  8. Хлордиазепоксид,
  9. иные сильнодействующие лекарственные средства, которые стали считаться психотропными веществами списка III, согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2013 № 78 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Лицензирующие органы

  1. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения — в части осуществления:
  2. деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I — III перечня, осуществляемой:
  3. организациями оптовой торговли лекарственными средствами;
  4. аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;
  5. иными организациями и индивидуальными предпринимателями в части лицензионного контроля (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), полномочий по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий;
  6. деятельности по обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список I перечня;
  7. деятельности по обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицу I списка IV перечня;
  8. деятельности по культивированию наркосодержащих растений;
  9. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — в части осуществления деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I — III перечня (в части предоставления и переоформления лицензий, предоставления дубликатов лицензий и копий лицензий, осуществления лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, прекращения действия прекращения действия лицензий, формирования и ведения реестров выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий, утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждения форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация):
  10. организациями, за исключением организаций оптовой торговли лекарственными средствами и аптечных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
  11. индивидуальными предпринимателями.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения осуществляет лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с Приказом Минздрава России от 14.04.2016 № 233н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию растений».

Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по обороту НС, ПВ и их прекурсоров

Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по обороту НС, ПВ и их прекурсоровДеятельность по обороту НС и ПВ в соответствии с приложением к Постановлению Правительства РФ № 1085 включает 64 вида работы/услуги. Применительно к сфере здравоохранения на примере оборота НС и ПВ списка II можно выделить следующие работы/услуги:

  • Изготовление наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;
  • Хранение наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;
  • Перевозка наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;
  • Отпуск физическим лицам наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;
  • Отпуск (за исключением отпуска физическим лицам) наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;
  • Отпуск (за исключением отпуска физическим лицам) НС и ПВ, внесенных в список III Перечня;
  • Реализация наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;
  • Приобретение наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;
  • Использование наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня в медицинских целях;
  • Использование наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня в ветеринарии;
  • Уничтожение наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в список II Перечня;

Аналогичный перечень работ/услуг, подлежащих лицензированию можно составить и для оборота психотропных веществ списка III.

В 2014 году Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» был дополнен определением «отпуска НС и ПВ» — действия по передаче наркотических средств, психотропных веществ юридическим лицом в пределах своей организационной структуры, а также физическим лицам для использования в медицинских целях.

Лицензионные проверки

Лицензионные проверкиК отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ).

В отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с ч. 10 ст. 19 Закона № 99-ФЗ внеплановые выездные проверки.

Основания проведения плановой лицензионной проверки является включение лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом, а также согласованным с Генеральной прокуратурой РФ. Основания для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок изложены в Законе № 99-ФЗ. Основания проведения внеплановой лицензионной проверки также отражены в статье 19 Закона о лицензировании. Правила проведения лицензионных проверок, их сроки и периодичность, порядок оформления подробно отражены в статье «Лицензионный контроль».

Перечень грубых нарушений лицензионных требований

Перечень грубых нарушений лицензионных требованийПостановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» (далее — Постановление Правительства № 1085) утвержден перечень нарушений лицензионных требований, которые делятся на грубые и негрубые нарушения.

Согласно п. 6 Постановления Правительства № 1805 под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных «а» — «р», «т» — «у», «х» и «ц» п. 5 данного Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные ч. 11 ст. 19 Закона № 99-ФЗ. К таким нарушениям, в частности относятся:

  • Отсутствие принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования, необходимых для осуществления деятельности по обороту НС и ПВ. Действующее законодательство устанавливает хранение НС и ПВ в специально оборудованных помещениях при наличии лицензии на указанный вид деятельности, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1148. Приказом МВД России № 855, ФСКН России № 370 от 11.09.2012 утверждены требования к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом НС, ПВ и внесенных в список I перечня НС, ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности.
  • Не соблюдение порядка допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 892;
  • Не соблюдение лицензиатом, осуществляющим деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I — III перечня, требований ст. 5 и 10 Закона о НС и ПВ. Согласно ст. 10 Закона о НС и ПВ деятельность, связанную с оборотом НС и ПВ может осуществлять медицинская (фармацевтическая) организация, в состав руководителей которой входит специалист, имеющий соответствующую профессиональную подготовку. Кроме того, у медицинской (фармацевтической) организации должны быть предусмотрены условия для обеспечения учета и сохранности НС и ПВ.
  • Не соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение НС и ПВ, внесенных в списки I — III перечня, требований ст. 20 Закона об НС и ПВ и порядка их хранения, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1148. Хранение НС и ПВ допускается только в целях, указанных в Законе об НС и ПВ.
  • Не соблюдение лицензиатом, осуществляющим отпуск, реализацию НС и ПВ, внесенных в списки I — III перечня, и распределение указанных НС и ПВ, требований ст. 23 Закона о НС и ПВ и порядка их распределения, отпуска и реализации, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 558;
  • Иные грубые нарушения.

Контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ

Контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществКроме, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения важное место в сфере контроля оборота наркотических средств и психотропных веществ с 5 апреля 2016 года отведено органам внутренних дел (ранее подобным полномочием обладала Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Органы внутренних дел осуществляет контроль в целях предупреждения, выявления и пресечения преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В настоящее время необходимые изменения внесены только в Законе об НС и ПВ.

Проведение проверок органами внутренних дел

Проведение проверок Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиковВ настоящее время административный регламент МВД России в сфере обращения наркотических средств и психотропных веществ не принят. При проведении проверок деятельность органов внутренних дел регулируется Законом о наркотических средствах и психотропных веществах и Законом № 294-ФЗ.

Однако, Закон № 294-ФЗ не подлежит применению, если проведение проверки должностными лицами органов внутренних дел связано с оперативно-розыскной деятельностью (пп. 2 п. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ). Также Закон № 294-ФЗ не распространяется на прокурорский надзор и на случаи проведения административных расследований.

Проведение контролируемой поставки и проверочной закупки в целях оперативно-розыскной деятельности

Проведение контролируемой поставки и проверочной закупки в целях оперативно-розыскной деятельностиВ целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также установления других обстоятельств органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право на проведение:

  1. контролируемой поставки — оперативно-розыскного мероприятия, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются перемещение в пределах Российской Федерации, ввоз (вывоз) или транзит через территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования;
  2. проверочной закупки — оперативно-розыскного мероприятия, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования;
  3. иных оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст. 6 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», которые проводятся только при наличии возбужденного уголовного дела (ст. 7 данного закона).

Ответственность медицинских (фармацевтических) организаций за нарушение обращения наркотических и психотропных веществ

Ответственность медицинских (фармацевтических) организаций за нарушение обращения наркотических и психотропных веществНарушение обращения наркотических средств и психотропных веществ может повлечь для медицинских организаций наступление административной (ст. 6.8, 6.16 КоАП РФ) и уголовной (ст. 223, 228, 228.1, 228.2, УК РФ) ответственности в соответствии с действующим законодательством. Квалифицирующим признаком при определении меры наказания за совершение ряда преступлений в области обращения с НС и ПВ является размер (значительный, крупный, особо крупный) НС и ПВ, подвергшихся незаконному обороту.

Значительный, крупный и особо крупный размеры НС и ПВ утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Необходимо отметить, что нарушение порядка обращения наркотических средств и психотропных веществ является также нарушением лицензионных требований.

Руководитель (генеральный директор, директор) медицинской (фармацевтической) организации несет персональную ответственность за исполнение положений, предусмотренных Законом наркотических средствах и психотропных веществах.

Также информация по вопросу обращения с неоготическими средствами и психотропными веществами отражена в следующих статьях:

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
4 990 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
9 990 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
1 990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
8192
0
Проверки органами надзора
Страховой надзор
5663
0