vk target
 
logo
15 марта 2017

Административные наказания

logo
Автор:
  • 11702
  • 0

Медицинские и фармацевтические организации выступают участниками административных правоотношений и нередко оказываются привлеченными к административной ответственности за совершенные ими правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). В связи с этим было бы интересным рассмотреть вопрос об административных наказаниях за отдельные виды административных правонарушений в сфере здравоохранения, применяемых в отношении них.

Административные наказания

Однако прежде чем перейти к конкретным административным наказаниям за отдельные административные правонарушения, попытаемся понять, что же такое административное наказание вообще и какие виды административных наказаний предусмотрены КоАП РФ.

Понятие административного наказания

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Понятие административного наказания

Виды административных наказаний, предусмотренные КоАП РФ

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

Виды административных наказаний, предусмотренные КоАП РФ

Административные наказания, которые могут быть применены в отношении медицинских и фармацевтических организаций

В отношении медицинских и фармацевтических организаций как участников административных правоотношений в качестве административного наказания могут быть применены только предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности. Именно по этой причине остановимся на них более подробно.

Административные наказания, которые могут быть применены в отношении медицинских и фармацевтических организаций

Предупреждение как вид административного наказания

В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение как вид административного наказания

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Административный штраф как вид административного наказания

Согласно статье 3.5 КоАП РФ административный штраф (далее также — АШ) является денежным взысканием. Административный штраф выражается в рублях или в величине, кратной сумме ущерба, причинного в результате совершения общественно опасного деяния, или сумме выгоды, полученной в результате совершения такого деяния.

Административный штраф как вид административного наказания

АШ должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней (до 08.05.2013 — не позднее тридцати дней) со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Важно также помнить о том, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате АШ, и информации об уплате АШ в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, установленного для уплаты АШ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего АШ, влекущее наказание также в виде административного штрафа, но уже в двукратном размере суммы неуплаченного АШ.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как вид административного наказания

Согласно статье 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается только по решению суда.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как вид административного наказания

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

  • подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
  • изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется.

Административное приостановление деятельности как вид административного наказания

Частью 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности (далее также — АПД) заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности как вид административного наказания

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. АПД назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности назначается судьей.

АПД устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде АПД, на основании ходатайства юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Постановление судьи о назначении наказания в виде АПД исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

Что касается фактического его исполнения, то согласно части 2 статьи 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения данного вида административного наказания.

Административные наказания, назначаемые должностным лицам

На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении и принятии решения о назначении административного наказания за него, к ответственности зачастую привлекается не только медицинская или фармацевтическая организация, но и ее должностные лица.

Административные наказания, назначаемые должностным лицам

Должностным лицам, виновным в совершении административного правонарушения, как правило, назначаются такие виды наказания, как административный штраф или дисквалификация. Об административном штрафе было сказано выше, а дисквалификация будет рассмотрена в следующем разделе настоящей статьи.

Дисквалификация как вид административного наказания

Понятие дисквалификации закреплено в статье 3.11 КоАП РФ. Согласно части 1 указанной статьи дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Дисквалификация как вид административного наказания

С 1 января 2014 года дисквалификация также может заключаться и в лишении физического лица права заниматься медицинской или фармацевтической деятельностью.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим:

  • Должности федеральной государственной гражданской службы;
  • Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
  • Должности муниципальной службы

или к лицам, осуществляющим:

  • Организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;
  • К членам совета директоров (наблюдательного совета);
  • К лицам, занимающимся частной практикой.
  • К медицинским и фармацевтическим работникам (с 01.01.2014).

Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.

В целях обеспечения учета лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, формируется реестр дисквалифицированных лиц. При заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (таким органом является Федеральная налоговая служба).

Основные и дополнительные административные наказания

КоАП РФ разделяет все административные наказания на основные (назначаются только самостоятельно, не могут присоединяться к другим видам основных наказаний) и дополнительные (не могут применяться самостоятельно, без сочетания с основными).

Основные и дополнительные административные наказания

Все рассмотренные выше административные наказания, кроме конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, являются основными.

Административные наказания за отдельные административные правонарушения в сфере здравоохранения

Далее приводится таблица, в которой указаны отдельные административные правонарушения в сфере здравоохранения и административные наказания за них. Виды наказаний, указанные в таблице, альтернативные: конкретный вид административного наказания избирается и назначается лицом, рассматривающим дело.

Наименование административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ Вид административного наказания, установленный КоАП РФ за совершенное административное правонарушение
Предупреждение Административный штраф Административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Статьи 6.2:
Незаконное занятие народной медициной
-
на ф/л:
в размере от 2 000 до 4 000 р.
-
Статьи 6.3:
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий
+
на д/л:
в размере от 500 до 1 000 р.
на ИП:
от 500 до 1 000 р.
на ю/л:
от 10 000 до 20 000 р.
+
Статья 6.4:
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта
-
на д/л:
в размере от 1 000 до 2 000 р.
на ИП:
от 1 000 до 2 000 р.
на ю/л:
от 10 000 до 20 000 р.
+
Статья 8.2:
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
-
на д/л:
от 10 000 до 30 000 р.
на ИП:
от 30 000 до 50 000 р.
на ю/л:
от 100 000 до 250 000 р.
+
Статья 6.16:
Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ (НС и ПВ) и их прекурсоров, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде
Часть 1 статьи 6.16:
НС и ПВ списка I и прекурсоры НС и ПВ таблицы I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров*
-
на ю/л и ИП (в части оборота прекурсоров):
от 200 000 до 400 000 р. (с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой)
+
(с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой)
Часть 2 статьи 6.16:
Прекурсоры НС и ПВ таблицы II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров*
-
на ю/л и ИП (в части оборота прекурсоров):
от 100 000 до 200 000 р. (с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой)
+
(с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой)
Часть 3 статьи 6.16:
Прекурсоры НС и ПВ таблицы III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров*
-
на ю/л и ИП (в части оборота прекурсоров):
от 50 000 до 100 000 р. (с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой)
-
Статья 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
Часть 1 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица
- от 500 до 2 000 р. -
Часть 2 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)**
-
на д/л:
от 4 000 до 5 000 р. (с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой)
на ю/л:
от 40 000 до 50 000 р. (с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой)
-
Часть 3 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)***
+
на д/л:
от 3 000 до 4 000 р.
на ю/л:
от 30 000 до 40 000 р.
-
Часть 4 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)***
-
на д/л:
от 5 000 до 10 000 р.
на ИП:
от 4 000 до 8 000 р.
на ю/л:
от 100 000 до 200 000 р.
+
Статья 14.4:
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований
Часть 1 статьи 14.4:
Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг
-
на д/л:
от 3 000 до 10 000 р.
на ИП:
от 10 000 до 20 000 р.
на ю/л:
от 20 000 до 30 000 р.
-
Часть 2 статьи 14.4:
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1
-
на д/л:
от 7 000 до 15 000 р. либо дисквалификацию на срок до одного года
на ИП:
от 15 000 до 30 000 р. с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой
на ю/л:
от 30 000 до 50 000 р. с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой
-
Статья 14.5.
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники
Часть 1 статьи 14.5:
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации
-
на д/л:
в размере от 3 000 до 4 000 р.
на ю/л:
от 30 000 до 40 000 р.
-
Часть 2 статьи 14.5:
Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством РФ о применении контрольно — кассовой техники случаях
-
на д/л:
от ¼ до ½ размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 р.
на ю/л:
от ¾ до 1 размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 р.
-
Часть 4 статьи 14.5:
Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением установленных законодательством РФ о применении ККТ порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий её применения
+
на д/л:
в размере от 1 500 до 3 000 р.
на ю/л:
от 5 000 до 10 000 р.
-
Часть 5 статьи 14.5:
Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о применении ККТ
+
на д/л:
в размере от 1 500 до 3 000 р.
на ю/л:
от 5 000 до 10 000 р.
-
Часть 6 статьи 14.5:
Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непердача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством РФ о применении ККТ
+
на д/л:
в размере 2 000 р.
на ю/л:
в размере 10 000 р.
-
Статья 13.11.
Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)
+
на д/л:
от 500 до 1 000 р.
на ю/л:
от 5 000 до 10 000 р.
-
Статья 13.14:
Разглашение информации с ограниченным доступом
-
на д/л:
от 4 000 до 5 000 р.
-

* Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»;

** Медицинская и фармацевтическая деятельность подлежат лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

*** Лицензионные условия (требования) для медицинской деятельности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра „Сколково“)»;

*** Лицензионные условия (требования) для фармацевтической деятельности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности»;

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
4 990 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
9 990 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
1 990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Есть вопросы? Задайте их юристу!