logo
 
logo
15 марта 2017

Претензии пациента на недостатки оказанных медицинских услуг

logo
Автор:
  • 4872
  • 0

Предоставление медицинских услуг гражданам осуществляется на основании Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья), а также на основании Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП), иных нормативных актов. В случае оказания платных медицинских услуг обязательным для соблюдения становится также Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

Претензии пациента на недостатки оказанных медицинских услуг

В данной статье будет рассмотрено такое основание для предъявления претензии как недостатки оказанных медицинских услуг.

Виды недостатков оказанных медицинских услуг

В соответствии с преамбулой Закона о защите прав потребителей (ЗоЗПП) к недостаткам услуг относится несоответствие оказанных услуг:

Виды недостатков оказанных медицинских услуг
  • обязательным требованиям,
  • условиям договора (при их отсутствии - обычно предъявляемым требованиям),
  • целям, для которых услуга такого рода обычно используется,
  • целям, о которых медицинская организация поставлена в известность пациентом при заключении договора.

Существенными недостатками являться не любые недостатки, а только те, которые относятся:

  • к неустранимым недостаткам,
  • к недостаткам, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени,
  • к недостаткам, которые выявляются неоднократно, или проявляются вновь после его устранения,
  • к другим подобным недостаткам (преамбула ЗоЗПП).

Дефекты медицинской помощи

Безусловно, закон дает пациенту право получать услуги надлежащего качества и претендовать на соответствующую компенсацию при наличии недостатков такой услуги. Однако, не следует идентифицировать недостатки медицинской помощи с дефектами медицинской помощи, так как не всякий ее дефект является недостатком.

Дефекты медицинской помощи

Дефекты медицинской помощи могут быть следствием как объективных, так и субъективных причин, следовательно, они не всегда являются недостатками медицинских услуг. К объективным причинам можно отнести: недостаточное совершенство медицинских знаний о происхождении и диагностике ряда заболеваний, отсутствие необходимого времени для обследования больного, его бессознательное состояние, нетипичное течение заболевания, наличие у больного нескольких заболеваний одновременно, что искажает типичную клиническую картину, пр.

Основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков медицинских услуг

В случае, если жизни и (или) здоровью пациента был причинен вред, вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков медицинской услуги, такой вред подлежит возмещению в полном объеме независимо от вины медицинской организации (ст. 14 ЗоЗПП, ст. 1095 ГК РФ).

Основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков медицинских услуг

Право требовать возмещения вреда признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с медицинской организацией или нет. Правила и порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью описаны в главе 59 ГК РФ.

Права пациента при обнаружении недостатков оказанных медицинских услугах

Пациент при обнаружении недостатков оказанных медицинских услугах вправе на основании ст. 29 ЗоЗПП по своему выбору потребовать:

Права пациента при обнаружении недостатков оказанных медицинских услугах
  • безвозмездного устранения недостатков;
  • повторного оказания медицинских услуг.

Пациент при выявлении существенных недостатков оказанных медицинских услуг праве предъявить медицинской организации требование о безвозмездном устранении недостатков (если докажет, что недостатки возникли в процессе оказания ему медицинских услуг или по связанным с этим причинам, а не после этого или по иным независящим от медицинской организации причинам).

Если данное требование не удовлетворено медицинской организацией в течение 20 дней со дня его предъявления пациентом или обнаруженный недостаток является неустранимым, пациент по своему выбору вправе требовать:

Удовлетворение вышеназванных требований пациента не освобождает медицинскую организацию от уплаты неустойки за нарушение срока оказания медицинской услуги. Необходимо отметить, что включение в договор об оказании платных медицинских услуг положений об условиях и сроках предоставления таких услуг является обязательным (п. 17 ПП РФ № 1006).

Право пациента на отказ от исполнения договора

Действующее законодательство предусматривает право пациента на отказ от исполнения договора об оказании медицинских услуг. В том случае, если медицинская организация не устранит недостатки оказанных медицинских услуг в срок, пациент имеет право претендовать на отказ от исполнения договора.

Право пациента на отказ от исполнения договора

Также пациент вправе отказаться от исполнения договора оказании медицинских услуги при обнаружении существенных недостатков оказанной медицинской услуги или иных существенных отступлений от условий договора.

При отказе от исполнения договора пациенту возвращается цена оказанной медицинской услуги (п.2 ст. 29 ЗоЗПП).

Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Уменьшение цены оказанной медицинской услуги

Еще одним правом пациента при обнаружении недостатков оказанных медицинских услугах является право на соразмерное уменьшение цены медицинской услуги. При уменьшении цены медицинской услуги в расчет принимается цена медицинской услуги на момент предъявления пациентом соответствующего требования или на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении цены (если требование не удовлетворено в добровольном порядке).

Уменьшение цены оказанной медицинской услуги

Сроки устранения недостатков оказанных медицинских услуг

Недостатки работы (услуги) должны быть устранены в разумный срок, назначенный пациентом. Назначенный пациентом срок устранения недостатков оказанных медицинских услуг может быть установлен:

Сроки устранения недостатков оказанных медицинских услуг

Размер и порядок уплаты неустойки

За нарушение сроков устранения недостатков оказанной медицинской услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 3% от цены оказанных медицинских услуг.

Размер и порядок уплаты неустойки

Договором об оказании медицинских услуг может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Сроки удовлетворения отдельных требований пациента

Требования пациента подлежат удовлетворению в 10 срок со дня предъявления требования:

  • об уменьшении цены,
  • о возмещении расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами,
  • о возврате уплаченной за медицинскую услугу денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора

Если пациент предъявил требование о повторном оказании медицинской услуги, то данное требование должно быть выполнено в срок, установленный для срочного оказания медицинской услуги или срок, предусмотренный договором.

Порядок исчисления срока на добровольное удовлетворение требования

В соответствии со 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Начало течения срока начинается течь на следующий день с момента получения медицинской организацией претензии пациента.

Ответственность за недостатки оказанных медицинских услуг

За нарушение прав пациентов медицинская организация несет административную и (или) гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за недостатки оказанных медицинских услуг

В соответствии с п. 6 ст.13 ЗоЗПП при удовлетворении судом требований пациента, суд взыскивает с исполнителя (медицинской организации) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Кроме того, согласно ст. 151 ГК РФ моральный вред (физические и нравственные страдания) подлежат компенсации в денежной форме, если нарушены неимущественные права гражданина или принадлежащие ему нематериальные блага.

В соответствии со ст. 15 ЗоЗПП, моральный вред подлежит компенсации медицинской организацией при наличии ее вины. Интересным является позиция Пленума Верховного Суда РФ, который указывает на то, что достаточным условием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда является установленный факт нарушения прав пациента (п. 45 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»). Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии