logo
 
logo
15 марта 2017

Получение и переоформление санитарно-эпидемиологического заключения

logo
Автор:
  • 9449
  • 0

Получение и переоформление санитарно-эпидемиологического заключенияПравила проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок с выдачей санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ) в настоящее время регламентируются двумя основными нормативными правовыми актами Роспротребнадзора:

  • Приказом от 19 июля 2007 года № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (далее по тексту также Приказ № 224) и
  • Приказом от 18 июля 2012 года № 775 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно- эпидемиологических заключений» (далее по тексту также Приказ № 775).

При этом, основным документом является Приказ № 775, тогда как Приказ № 224 применяется в части, не противоречащей Приказу № 775 и Решению комиссии таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 28 мая 2010 года № 299 «О применении санитарных норм в Таможенном союзе» (по вопросу применения Приказа № 224 см. подробнее Письмо Роспотребнадзора от 2 июля 2013 года № 01/7446-13-31).

Случаи, в которых необходимо и возможно получение санитарно-эпидемиологического заключения, отражены в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту также ФЗ № 52). Такие случаи предусмотрены статьями 18, 20, 26 — 28 и 40 указанного закона. Однако отметим, что с 10 августа 2017 года случаи, в которых необходимо и возможно получение санитарно – эпидемиологического заключения, устанавливаются не только ФЗ № 52, но и международными договорами, международными правовыми актами, а также иными федеральными законами (ФЗ от 29.07.2017 № 221-ФЗ). Подробная информация по данному вопросу отражена в статье «Необходимость получения санитарно-эпидемиологического заключения».

Общие положения о получении о получении санитарно-эпидемиологического заключения

Общие положения о получении о поучении санитарно-эпидемиологического заключенияПолучение санитарно-эпидемиологического заключения включает в себя два этапа:

  • первый — проведение мероприятий санитарно-эпидемиологического контроля и получение по их итогам экспертного заключения;
  • второй — оформление и выдача управлением Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологического заключения на основании представленного заявления и экспертного заключения.

По общему правилу санитарно-эпидемиологические экспертизы и иные виды мероприятий санитарно-эпидемилогического контроля проводятся уполномоченными на то организациями (в основном это ФБУЗы «Центры гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора») по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица. Срок проведения экспертизы не должен превышать 2 (два) месяца.

Непосредственно же оформление санитарно-эпидемиологического заключения и его выдача осуществляются Роспотребнадзором и его территориальными управлениями, перечень которых приведен в Приложении № 1 к Регламенту, утв. Приказом № 775, в срок не более 30 (тридцать) дней.

В случае, если заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения и необходимые документы были представлены заявителем в электронном виде, то выше указанный срок сокращается и не должен превышать 20 (двадцать) календарных дней.

Итого общий срок, необходимый для получения СЭЗ может составлять до 3 (трех) месяцев.

Подробно общие вопросы, касающиеся проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и получения СЭЗ отражены в статье «Санитарно-эпидемиологическое заключение: основные положения».

Документы, необходимые для получения государственной услуги по выдаче СЭЗ

Документы, необходимые для получения государственной услуги по выдаче СЭЗДля получения санитарно-эпидемиологического заключения заявителю необходимо представить в соответствующее территориальное подразделение Роспотребнадзора следующие документы, исчерпывающий перечень которых приведен в п. 18 Регламента, утв. Приказом № 775:

  • заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Регламенту, утв. Приказом № 775;
  • результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке.

Обратим внимание на то, что для получения государственной услуги по выдаче СЭЗ необходимыми являются также сведения о государственной регистрации заявителя, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей) и находящиеся в распоряжении ФНС России. Данные сведения территориальные органы Роспотребнадзора в порядке межведомственного взаимодействия запрашивают непосредственного в ФНС России. Между тем, заявитель вправе предоставить документы, полученные им у налогового органа, и самостоятельно (см. п. 20 Регламента, утв. Приказом № 775).

Оформление санитарно-эпидемиологического заключения

Оформление санитарно-эпидемиологического заключенияВ отношении оформления санитарно-эпидемиологических заключений в настоящее время действует Письмо Роспотребнадзора от 26 апреля 2013 г. № 01/4900-13-32 «Об оформлении санитарно-эпидемиологических заключений». Санитарно-эпидемиологическое заключение печатается уполномоченным специалистом-экспертом на бланке установленного образца, являющемся защищенной полиграфической продукцией с уровнем защиты от подделки «В» и передается для подписи главному государственному санитарному врачу Российской Федерации (его заместителю).

Предоставление государственной услуги по выдаче СЭЗ имеет 2 (два) итоговых результата, первый из которых — выдача заявителю санитарно-эпидемиологического заключения, а второй — внесение сведений о выданном санитарно-эпидемиологическом заключении в реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), проектной документации, др. требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиеническим нормативам.

Следует отметить, что в случае если заявитель обращается за получением санитарно — эпидемиологического заключения в электронном виде посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, то копия санитарно — эпидемиологического заключения выдается в электронной форме. Оригинал же указанного документа хранится в базовом государственном информационном ресурсе Роспотребнадзора и представляется получателю при обращении.

Обжалование действия Роспотребнадзора при оформлении санитарно-эпидемиологических заключений

Обжалование действия Роспотребнадзора при оформлении санитарно-эпидемиологических заключенийЖалобы относительно санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Действия (бездействие) должностных лиц при оформлении (переоформлении) санитарно-эпидемиологических заключений могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд.

Срок действия санитарно-эпидемиологического заключения

Срок действия санитарно-эпидемиологического заключенияСрок действия СЭЗ, выданного Роспотребнадзором в результате предоставления государственной услуги по выдаче СЭЗ, непосредственно зависит от объекта санитарно-эпидемиологического надзора и контроля и варьируется следующим образом:

  • на продукцию, за исключением партий лома черных и цветных металлов (металлолом), составляет пять лет;
  • на опытную партию продукции, партию лома черных и цветных металлов (металлолом) до одного года;
  • на виды деятельности, работы услуги — бессрочно, за исключением сезонных работ и работ с источниками ионизирующего излучения;
  • на работу с источниками ионизирующего излучения — не более пяти лет;
  • на проектную документацию — срок действия проектной документации.

Переоформление санитарно-эпидемиологического заключения

Переоформление санитарно-эпидемиологического заключенияПереоформление санитарно-эпидемиологического заключения (получение нового бланка СЭЗ взамен старого) осуществляется в следующих случаях:

  • при реорганизации юрлица,
  • при изменении наименования, места нахождения юридического лица ИЛИ изменения фамилии, имени и (в случае если имеется) отчества, места жительства индивидуального предпринимателя, являющихся изготовителями продукции или осуществляющих деятельность по оказанию работ (услуг), получателями санитарно-эпидемиологических заключений,
  • при наличии в бланке СЭЗ технической ошибки, обнаруженной после его получения и допущенной при оформлении;
  • при изменения наименования номенклатуры услуг, на которое было выдано СЭЗ;
  • при внесении изменений в перечень медицинских услуг, составляющих деятельность;
  • иные случаи.
Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения заявитель предоставляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган):

  • заявление о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения с указанием причины по форме, установленной в приложении № 3 к Регламенту, утв. Приказом № 775;
  • ранее выданное санитарно-эпидемиологическое заключение.

При переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения выдается санитарно-эпидемиологическое заключение с присвоением нового номера и даты с указанием в тексте санитарно-эпидемиологического заключения реквизитов (номера и даты выдачи) санитарно-эпидемиологического заключения, взамен которого выдается новое, старое же, переоформляемое санитарно-эпидемиологическое заключение, подлежит возврату в орган Роспотребнадзора по месту получения санитарно-эпидемиологического заключения.

Перечисленные основания по большей части являются формальными, то есть не затрагивают процесса осуществления деятельности. В таких случаях СЭЗ подлежит переформлению в срок до 7 рабочих дней без проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы. Если СЭЗ переоформляется в связи с истечением срока его действия или заявитель расширяет перечень работ (услуг), осуществляемых в рамках той или иной деятельности, санитарно-эпидемиологическое заключение выдается после проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Более подробная информация по вопросам переоформления санитарно-эпидемиологических заключений изложена в Письме Роспотребнадзора от 23 сентября 2013 года № 01/10920-13-32.

Нормативно-правовые акты:

  1. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  2. Решение комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 28 мая 2010 года № 299 «О применении санитарных норм в Таможенном союзе»;
  3. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 года № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок»;
  4. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 июля 2012 года № 775 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно- эпидемиологических заключений»;
  5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 27 октября 2000 г. № 381 «О бланках типовых документов, используемых центрами Госсанэпиднадзора»;
  6. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 2 июля 2013 года № 01/7446-13-31 «О приказе Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. № 224»;
  7. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26 апреля 2013 г. № 01/4900-13-32 «Об оформлении санитарно-эпидемиологических заключений»;
  8. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 сентября 2013 года № 01/10920-13-32 «О некоторых вопросах переоформления санитарно-эпидемиологических заключений».
Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии