Медицинская помощь по профилю «Косметология» оказывается медицинской организацией, которая в обязательном порядке должна соответствовать действующим нормативным правилам и требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утв. Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 мая 2010 г. № 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10).

В рамках настоящей статьи рассмотрим требования, предъявляемые к размещению и деятельности медицинской организации, которая оказывает услуги по профилю «Косметология».
Медицинская помощь по профилю «Косметология»
Как указывается в Порядке оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология», утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 апреля 2012 г. № 381н, медицинская помощь по данному профилю - это комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, которые направлены на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).

Оказание медицинской помощи по профилю «Косметология» включает в себя:
- диагностику и коррекцию врожденных и приобретенных морфофункциональных нарушений покровных тканей человеческого организма, в том числе возникающих вследствие травм и хирургических вмешательств, химиотерапевтического, лучевого и медикаментозного воздействия и перенесенных заболеваний, а также
- информирование населения о гигиенических рекомендациях по предупреждению заболеваний, профилактике преждевременного старения и инволюционной деградации кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и мышечного аппарата.
Соответствующая медицинская помощь оказывается врачом-косметологом в медицинских организациях и/или их структурных подразделениях. Подробная информация об оказании медицинской помощи по данному профилю изложена в статье «Порядок оказания медицинской помощи по профилю «Косметология».
Общие требования к размещению медицинской организации, оказывающей услуги по профилю «Косметология»
Если Вы выбираете помещение для косметологической клиники или кабинета в первую очередь Вам необходимо руководствоваться и учитывать общие требования, которые предъявляются ко всем медицинским организациям (см. «Критерии размещения медицинской организации»). В частности, по общим правилам СанПиН 2.1.3.2630-10 определяются требования к внутренней отделке помещений косметологической клиники и косметологического кабинета, требования к микроклимату, отоплению, вентиляции и кондиционированию, требования к естественному и искусственному освещению и проч.
Выбор помещения для косметологической клиники/косметологического кабинета
Помимо учета общих требований, следующим, не менее важным определяющим фактором при выборе соответствующих помещений косметологической клиники/кабинета является вид специализированной медицинской помощи: косметология терапевтическая или косметология хирургическая. Данное разделение приведено нами несмотря на то, что действующий с 2013 года перечень услуг, подлежащих лицензированию, содержит уже только одну общую услугу «косметология». Однако, на практике такое разделение существует и под инъекционные методы выделяются дополнительные помещение.

В целом следует отметить, что косметологическая клиника/кабинет могут быть размещены в отдельном нежилом здании или только в некоторых его помещениях. В жилом или ином общественном здании при наличии отдельного входа соответствующие медицинские организации могут быть размещены только в случае, если в смену планируется не более 100 посещений.
При выборе конкретного помещения следует учитывать, что их высота должна быть не менее 2,6 м. (см. п. 3.1 разд. 3 гл. 1 СанПиН 2.1.3.2630-10). Также следует обратить внимание и на иные моменты, связанные с организацией и подготовкой помещений под медицинскую деятельность. Рекомендуем Вам ознакомиться с другими статьями раздела:
- «Проекты медицинской организации: регламентные и целесообразные»;
- «Критерии размещения медицинской организации»;
- «Требования к набору помещений и их метражу в медицинских организациях»;
- «Требования к водоснабжению и канализации медицинской организации»;
- «Требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде медицинской организации»;
- «Требования к естественному и искусственному освещению».
Набор помещений косметологической клиники/кабинета
Для того, чтобы правильно определить необходимый набор помещений косметологической клиники/кабинета следует ориентироваться на конкретный вид специализированной медицинской помощи. Так, в соответствии с п. 10.19.1. СанПиН 2.1.3.2630-10 оказание медицинской помощи по косметологии терапевтической без нарушения целостности кожных покровов, в том числе с применением физиотерапевтических методов лечения, проводится в кабинете врача-косметолога. То есть, если не планируется оказание каких-либо специальных лечебных процедур, можно ограничиться кабинетом врача-косметолога. В случае же применения инъекционных методов лечения в косметологической клинике или кабинете должен быть предусмотрен отдельный процедурный кабинет. Таким образом, состав помещений конкретной медицинской организации зависит непосредственно от видов медицинской помощи, которые предполагается оказывать населению.

Также надо не забывать, что в составе любой медицинской организации должен быть обязательный набор дополнительных общих помещений (вестибюльная группа, комната отдыха персонала, санузлы, кладовые, административные помещения, др). Стерилизационная по возможности должна быть выделена отдельно, однако, в небольших медицинских организациях стерилизационное оборудование может размещаться непосредственно в кабинета-врачей. При наличии процедурного кабинета и соответственно применении инъекционных методов в косметологии стерилизационное помещение необходимо выделять обособленно.
Виды помещений косметологической клиники/кабинета
На основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 апреля 2012 г. № 381н в общем можно выделить следующие виды помещений в рамках косметологической клиники:

- кабинет врачебного приема;
- манипуляционный кабинет;
- процедурный кабинет.
Кабинет врачебного приема в медицинской организации предназначен для консультирования пациентов и в случае необходимости для их обследования. В кабинете врачебного приема врач-косметолог может проводить дерматоскопию; измерять количество поверхностного сала и активности сальных желез - себуметрию; исследовать десквамацию, пигментацию, трансдермальную потерю жидкости, эластичность кожи; pH-метрию кожи; производить профилографию, ультразвуковое исследование эпидермиса, дермы, гиподермы, сосудов кожи и подкожной клетчатки, поверхностных мышц.
Манипуляционный кабинет (манипуляционная) используются для проведения неинвазивных процедур, таких как депиляция; дарсонвализация; косметологическая чистка лица; криомассаж; криоорошение; медицинский массаж лица, шеи и области декольте ручной; пилинг аппаратный кожи; пилинг поверхностный.
Процедурный кабинет (процедурная) предназначен непосредственно для инвазивных процедур, в частности, для введения инъекционных тканевых наполнителей; инъекции препаратов токсина ботулизма; инъекционной коррекции рубцовой ткани; мезотерапии; биоревитализации; пилинга срединного; инъекционного введения лекарственных препаратов.
Также Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология» выделяет и такие специализированные помещения особого назначения:
- кабинета аппаратных методов лечения в косметологии
- кабинета для проведения деструкции в составе покровных тканей человека
- кабинета лечения волос
- кабинета лечения болезней ногтей неинфекционного характера
- кабинета для проведения медицинского массажа лица и тела
Медицинские работники, участвующие в оказании косметологических услуг
Что касается медицинских работников, оказывающих медицинские услуги по профилю «Косметология», то это врач-косметолог и медицинская сестра по косметологии.

Квалификационные требования к должности врача-косметолога утверждены Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, а именно: высшее медицинское образование по специальности «Педиатрия»/«Лечебное дело», послевузовское образование по специальности «Косметология»/ профессиональная переподготовка по специальности «Косметология» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности «Дерматовенерология» и сертификат специалиста по специальности «Косметология».
Квалификационные требования к должности медицинской сестры по косметологии утверждены Приказом Минздрава России от 10.02.2016 № 83н, а именно: среднее медицинское образование по специальности «Акушерское дело»/«Лечебное дело»/ «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело в косметологии».
Минимальная площадь помещений косметологической клиники/кабинета
Руководствуюсь положениями СанПиН 2.1.3.2630-10 можно определиться с минимально необходимой площадью помещений в составе косметологической клиники. В таблице ниже представлен некоторый набор помещений, могущих входить в состав косметологической клиники, однако, он шире описанного в Порядке и не полностью коррелируется с ним.
Наименование помещения | Минимальная площадь, кв.м. |
---|---|
Кабинет врача (фельдшера) для приема взрослых пациентов (без специализированных кресел, аппаратных методов диагностики, лечения и парентеральных вмешательств), кабинет предрейсовых/послерейсовых осмотров | 12 |
Кабинет врача со специально оборудованным рабочим местом | 18 |
Процедурная врача-косметолога с парентеральными вмешательствами | 12 |
Манипуляционная, смотровая с аппаратными методами диагностики и лечения, в том числе при кабинете врача-специалиста | 16 |
Кабинеты электросветолечения, теплолечения, лазерной терапии, магнитотерапии, кислородной терапии, иглорефлексотерапии, лечения электросном и др. | 6 на 1 место, но не менее 12 |
Кабинет грязелечения, ванный зал | 8 на 1 место (ванну), но не менее 12 |
Кабинет ингаляционной терапии | 3 на 1 место, но не менее 10 |
Процедурные галотерапии, спелеотерапии и т.п. | 6 на 1 место, но не менее 18 |
Солярий вертикальный | 3 на 1 место, но не менее 12 |
Солярий горизонтальный | 4 на 1 место, но не менее 12 |
Кабинеты массажа, мануальной терапии | 8 на 1 кушетку, но не менее 10 |
Душевой зал с кафедрой (площадь уточняется в зависимости от количества душей) | 24 |
Помещения подводного душа-массажа, вихревых, вибрационных ванн, четырехкамерных ванн | 12 |
Помещение контрастных ванн | 32 |
Размещение оборудования
В соответствии с правилами СанПиН 2.1.3.2630-10 лечебно-диагностическое оборудование, не требующее специальных условий размещения и используемое в ходе приема врача, может быть установлено непосредственно в его кабинете. Так, физиотерапевтическое оборудование может быть установлено непосредственно в кабинете косметологии терапевтической.

Оборудование, размещение которого регламентировано специальными нормативно-правовыми актами РФ, должно быть и может быть размещено в косметологической клинике или кабинете с соблюдением последних. Так, например, требования к размещению и эксплуатация лазерных аппаратов и приборов определяются в соответствии с классом лазерной опасности. При этом действуют следующие общие правила и требования для помещений с лазерной аппаратурой: внутренняя отделка таких помещений должна быть выполнена из материалов с матовой поверхностью; запрещается использование зеркал и других отражающих поверхностей и проч. Для аппаратов 1 и 2 классов лазерной опасности отдельных помещений не требуется. Аппараты 3 и 4 классов опасности должны размещаться в отдельных кабинетах, оснащенных наружным табло «Не входить, работает лазер», знаком лазерной опасности, внутренним запорным устройством; на данные кабинеты оформляется санитарный паспорт.
Если в косметологической клинике или кабинете размещается солярий, предназначенный для искусственного ультрафиолетового облучения людей, то следует предусмотреть специальное место для раздевания. Площади для размещения солярия следует предусматривать в соответствии с руководством пользователя на конкретный тип солярия, но не менее 12 кв. м.
Пациенты должны обеспечиваться защитными очками. После каждого пациента необходимо использовать дезинфицирующие средства для очищения акриловых стекол, подушек для головы и ног, защитных очков или лицевых пластин, а в случае вертикального солярия - также пола. Следует соблюдать режим облучения, учитывая тип кожи пациента и отсутствие противопоказаний для облучения. При солярии организуется пост медицинской сестры (оператора).
Стандарт оснащения косметологической клиники и различного рода косметологических кабинетов представлен в Порядке оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология», утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 апреля 2012 г. № 381н, а также в нашей одноименной статье «Порядок оказания медицинской помощи по профилю «Косметология».
Требования к кабинетам физиотерапевтического и восстановительного лечения
По общему правилу физиотерапевтическая аппаратура устанавливается в изолированных кабинах, каркасы которых выполняются из пластмассовых или деревянных стоек либо из металлических (никелированных) труб, свободных от заземления (изоляция от стен и пола). В каждой кабине допускается размещение не более одного аппарата. Кабина должна иметь следующие размеры: высота стоек - 2,0 м, длина - 2,2 м, ширина - 1,8 м. При использовании аппаратов индуктотермии, микроволновой терапии, УВЧ-генераторов мощностью более 200 Вт ширина кабины принимается не менее 2 м.

Установку и эксплуатацию аппаратуры, являющейся источником электромагнитных полей (ЭМП), проводят в соответствии с санитарными правилами по требованиям к электромагнитным полям в производственных условиях.
Аппараты для проведения УВЧ- и СВЧ-терапии с дистанционным, в том числе и с универсальным, расположением конденсаторных пластин излучателей требуют организации специально выделенных помещений либо кабин, экранированных тканью с микропроводом.
Кабинеты, использующие аэроионизирующее оборудование (электрические аэроионизаторы, гидроаэроионизаторы, галогенераторы, галокамеры, спелеоклиматические камеры, электростатические фильтры), а также кабинеты гипокситерапии не допускается размещать в жилых зданиях. Рабочее место персонала оборудуется за пределами лечебных помещений, которые оборудуются механической системой вентиляции. Кратность воздухообмена определяется по расчету для обеспечения гигиенических показателей.
Кабинеты гипокситерапии в случае использования азота для газовой гипоксической смеси должны размещаться преимущественно на первом этаже. В кабинетах предусматриваются противошумовые мероприятия от работы компрессора и естественное проветривание. Принимается площадь 4 кв. м на человека, но кабинет - не менее 10 кв. м. Для мойки и дезинфекции масок и шлангов предусматривается помещение не менее 4 кв. м.
Между сеансами устраивается перерыв для проветривания (10 минут). После окончания рабочей смены предусматривается уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств, а также дезинфекция воздуха.
Практическое значение
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения