logo
 
logo
21 августа 2020

Отдельные вопросы допуска специалиста с иностранным медицинским образованием к медицинской деятельности в России

logo
Автор:
  • 934
  • 0
Отдельные вопросы допуска специалиста с иностранным медицинским образованием к медицинской деятельности в России

Настоящий юридический анализ проведен с целью оценки соответствия специалиста, получившего образование в иностранном государстве (Республика Узбекистан), квалификационным требованиям, предъявляемым к медицинским работникам по специальности «Неврология» в Российской Федерации.

Данное юридическое заключение разработано для специалиста, получившего высшее медицинское образование в Республике Узбекистан*, который планировал осуществлять трудовую деятельность в должности врача-невролога на территории России, однако при трудоустройстве было установлено несоответствие его образования квалификационным требованиям, предъявляемым к указанной должности.

*Специалистом было получено следующее профессиональное образование:

  • высшее профессиональное образование (специалитет) по специальности «Лечебное дело» (образование получено в Республике Узбекистан и признано в России Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ (Рособрнадзором));
  • высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (ординатура) по направлению подготовки (специальности) «Профпатология» (образование получено в Республике Узбекистан и признано в России Рособрнадзором);
  • дополнительное профессиональное образование:
    • первичная специализация по специальности «Иглорефлексотерапия» (образование получено в Республике Узбекистан и признано в России Рособрнадзором соответствующим дополнительному профессиональному образованию по программе профессиональной переподготовки Рефлексотерапия в сфере Рефлексотерапии);
    • первичная специализация по курсу «Неврология» (образование получено в Республике Узбекистан);
    • профессиональная переподготовка по программе дополнительного профессионального образования «Неврология» (образование получено в России).

Далее в настоящем заключении под Специалистом будет пониматься лицо, получившее указанное образование.

В заключении даны ответы на следующие вопросы:

  1. Какие в настоящее время предъявляются квалификационные требования для допуска к медицинской деятельности в Российской Федерации (в т.ч. лиц, получивших медицинское образование в иностранном государстве) по такой специальности, как «Неврология»?
  2. Вправе ли Специалист осуществлять медицинскую деятельность по специальности «Неврология» в медицинских организациях на территории Российской Федерации?
  3. Вправе ли Специалист осуществлять медицинскую деятельность на территории Российской Федерации по иным специальностям, помимо «Неврологии»?
  4. Вправе ли Специалист осуществлять медицинскую деятельность на территории Российской Федерации без получения сертификата/свидетельства об аккредитации специалиста с учетом введенного в 2020 году моратория на выдачу сертификатов/свидетельств об аккредитации?
  5. Какие мероприятия необходимо выполнить Специалисту в целях получения разрешения на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации после отмены моратория на выдачу сертификатов и документов об аккредитации?

Квалификационные требования для допуска к медицинской деятельности по специальности «Неврология»

Общие основания допуска к медицинской деятельности в РФ граждан, получивших медицинское образование в иностранном государстве

Общие основания допуска физических лиц к медицинской деятельности в России установлены Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ). Так из ч. 6 ст. 69 и п. 4 ч. 1 ст. 100 указанного закона следует, что лица, получившие медицинское образование в иностранных государствах, допускаются к осуществлению медицинской деятельности при одновременном соблюдении следующих требований:

  • признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • сдачи экзамена по специальности в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получения сертификата специалиста*, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации**.

*Необходимо учитывать, что с 01.01.2016 по 31.12.2025 в России осуществляется поэтапный переход от процедуры сертификации специалистов к процедуре аккредитации специалистов. Сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категорий лиц, подлежащих аккредитации специалистов, утверждены Приказом Минздрава России от 22.12.2017 № 1043н. Из названного приказа следует, что лица, получившие медицинское образование в иностранных государствах, должны проходить процедуру аккредитации начиная с 1 января 2021 года (как «иные лица, не прошедшие процедуру аккредитации специалистов»).

Право на осуществление медицинской деятельности в РФ на основании сертификата специалиста предоставлено до 01.01.2026 года.

**Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан 30.05.2019 г. подписано Соглашение о взаимном признании образования и квалификации, ученых степеней. В соответствии с условиями данного Соглашения на территории указанных стран может быть признано образование, полученное после его подписания (т.е. все документы о высшем образовании, которые получены в Узбекистане ранее 30.05.2019, подлежат признанию в России посредством процедуры признания соответствия). Соответственно, в связи с тем, что Специалисту документы об образовании были выданы ранее указанной даты, они подлежат признанию в Российской Федерации.

Таким образом из указанного следует, что в настоящее время для того, чтобы гражданин с иностранным медицинским образованием был допущен к осуществлению медицинской деятельности на территории РФ необходимо, чтобы его образование было признано в РФ, а также необходимо наличие сертификата специалиста по соответствующей специальности.

Первое требование (о признании образования) Специалистом выполнено как в части подтверждения образования и квалификации, полученных в рамках специалитета («Лечебное дело»), так и в части образования и квалификации, полученных в ординатуре (Профпатология»). В связи с этим останавливаться на вопросах признания иностранного медицинского образования в РФ необходимости нет.

Проблема же возникла со вторым требованием, а именно, с возможностью получения сертификата специалиста по неврологии в связи с несоответствием образования Специалиста требованиям к квалификации по специальности «Неврология» в части ординатуры.

Обращаем внимание, что порядок и условия выдачи сертификата специалиста лицам, в т.ч. получившим образование в иностранном государстве, утверждены приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 982н (далее – Порядок № 982н).

В соответствии с указанным Порядком № 982н лицам, получившим медицинское образование в иностранном государстве, сертификат выдается:

  • либо Росздравнадзором (в случае, если лицо получает сертификат впервые) (п. 4 Порядка № 982н);
  • либо образовательной или научной организацией (при повторном получении сертификата) (п. 3 Порядка № 982н).

При этом, в случае, когда выдача сертификата осуществляется Росздравнадзором, применению подлежит также приказ Минздрава России от 05.05.2016 № 284н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по выдаче сертификата специалиста лицам, получившим медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах» (далее – АР № 284н).

Одним из оснований для отказа в выдаче сертификата специалиста является несоответствие уровня образования и (или) квалификации, полученного в иностранном государстве и признанного в РФ, уровню образования, необходимому для получения сертификата специалиста (указанное следует как из п. 5 и 16 Порядка № 982н, так и из пп. 3 п. 25 АР № 284н).

Из представленного следует, что для ответа на вопрос о том действительно ли Специалист не имеет права на получение сертификата по специальности «Неврология» в связи с несоответствием его образования в части ординатуры, необходимо исследовать нормы, устанавливающие требования к квалификации работника для его допуска к осуществлению медицинской деятельности по названной специальности (квалификация работника представляет собой уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ч. 1 ст. 195.1 Трудового кодекса РФ) (далее – ТК РФ)).

Примечание: соответствие медицинских работников квалификационным требованиям является одним из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности (пп. «в», «д» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (...), утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291) и должно соблюдаться вне зависимости от того, является ли медицинское образование, полученное работником, российским или иностранным.

Квалификационные требования, предъявляемые к должности врача-невролога

Основные квалификационные требования к должностям медицинских работников с высшим медицинским образованием в настоящее время установлены в следующих нормативных правовых актах:

  • единые квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н (далее - ЕКС);
  • квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденные приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (далее – Приказ № 707н).
Примечание: квалификационные требования по специальности «неврология» предусмотрены в Приказе № 707н, однако в ЕКС таковые отсутствуют.

Также требования к квалификации медицинских работников утверждены и в профессиональных стандартах. Под профессиональными стандартами признается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).

Профессиональный стандарт в отношении должности «врач-невролог» утвержден приказом Минтруда России от 29.01.2019 № 51н (далее – ПС № 51н).

Примечание: следует отметить, что квалификационные требования, предъявляемые к должностям с высшим медицинским образованием, как правило, предусматривают наличие определенного уровня профессионального образования:
  • высшее образование по «первичной» специальности (например, «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело» и т.п.);
  • высшее образование по результатам подготовки в интернатуре/ординатуре (например, «Анестезиология-реаниматология», «Бактериология», «Диетология» и т.п.).

При этом, по ряду специальностей подготовки в интернатуре/ординатуре не требуется (например, по специальности «Лечебное дело»). А некоторые специальности предусматривают возможность допуска к занятию определенной должности после прохождения профессиональной переподготовки при наличии определенной интернатуры/ординатуры (например, Приказом № 707н предусмотрено, что работать по специальности «Кардиология» допустимо при наличии профессиональной переподготовки по специальности «Кардиология», если ранее пройдена ординатура/интернатура по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» или «Терапия»).

Квалификационные требования в части образования для врача-невролога, установленные в ПС № 51н и в Приказе № 707н, идентичны и являются следующими:

  • высшее образование-специалитет по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия»;
  • подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Неврология».
Примечание: профессиональная переподготовка в целях соответствия профессионального образования указанной специальности приведенными приказами не предусмотрена. Требования к опыту практической работы так же отсутствуют.

Вправе ли Специалист осуществлять медицинскую деятельность по специальности «Неврология»

Как следует из представленного выше, Специалист не вправе получить сертификат специалиста (и, соответственно, осуществлять медицинскую деятельность) по специальности «Неврология», поскольку специальность, по которой им было получено образование в ординатуре («Профпатология»), не соответствует требуемой в ПС № 51н и Приказе № 707н («Неврология»), а профессиональная переподготовка по данной специальности не предусмотрена (следовательно, диплом, свидетельствующий о прохождении Специалистом профессиональной переподготовки в России по программе дополнительного профессионального образования «Неврология», не предоставляет права на работу в должности врача-невролога на территории России).

В связи с указанным, единственным возможным способом для Специалиста осуществлять медицинскую деятельность в Российской Федерации по специальности «Неврология» является получение нового образования в части ординатуры по специальности «Неврология» (примечание: интернатура в России была упразднена, соответственно, осталась возможность обучения лишь в ординатуре).

Вправе ли Специалист осуществлять медицинскую деятельность на территории Российской Федерации по иным специальностям, помимо «Неврологии»?

Несмотря на невозможность осуществления Специалистом медицинской деятельности в должности врача-невролога, сообщаем, что полученное Специалистом высшее образование позволяет ему осуществлять медицинскую деятельность в иных должностях (при условии получения соответствующего сертификата/свидетельства об аккредитации специалиста, а для некоторых должностей – также при условии прохождения профессиональной переподготовки).

Так, высшее образование Специалиста (специалитет «Лечебное дело» и ординатура «Профпатология») соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым Приказом № 707н к специальности «Профпатология» (примечание: в ЕКС требования к данной специальности отсутствуют. Профессиональный стандарт по данной специальности не утвержден). Соответственно, при условии получения сертификата специалиста/свидетельства об аккредитации специалиста по данной специальности, Специалист сможет законно осуществлять медицинскую деятельность на территории России в должности врача-профпатолога.

Также в соответствии с Приказом № 707н допуск к медицинской деятельности со специалитетом по лечебному делу и ординатурой по профпатологии возможен по следующим специальностям, при условии прохождения профессиональной переподготовки по таким специальностям (и, соответственно, получении сертификата специалиста/свидетельства об аккредитации специалиста):

  • «Лечебная физкультура и спортивная медицина» (примечание: по ЕКС ординатура по профпатологии недопустима для прохождения профессиональной переподготовки по данной специальности. В связи с указанным, и с учетом того, что нормы ЕКС имеют высшую юридическую силу по сравнению с нормами Приказа № 707н, у Росздравнадзора могут быть основания для отказа в допуске к данной специальности. Профессиональный стандарт по названной специальности отсутствует);
  • «Остеопатия» (примечание: в ЕКС требования к данной специальности отсутствуют. Профессиональный стандарт по не утвержден);
  • «Рентгенология» (примечание: в ЕКС также предусмотрена возможность пройти профессиональную переподготовку по рентгенологии при наличии ординатуры по профпатологии. Однако в профессиональном стандарте «Врач-рентгенолог», утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2019 № 160н такая возможность отсутствует, что также создает определенные риски);
  • «Рефлексотерапия» (примечание: в ЕКС требования к данной специальности отсутствуют. А в профессиональном стандарте «Специалист по медицинской реабилитации», утв. Приказом Минтруда России от 03.09.2018 № 572н для занятия должности врач-рефлексотерапевт так же, как и в Приказе № 707н, предусмотрена возможность пройти профессиональную переподготовку по рефлексотерапии при наличии ординатуры по профпатологии)*;
  • «Ультразвуковая диагностика» (примечание: в ЕКС требования к данной специальности отсутствуют. Профессиональным стандартом «Врач ультразвуковой диагностики», утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2019 № 161н, так же, как и Приказом № 707н, предусмотрена возможность пройти профессиональную переподготовку по ультразвуковой диагностике при наличии ординатуры по профпатологии);
  • «Физиотерапия» (примечание: в ЕКС требования к данной специальности отсутствуют. В профессиональном стандарте «Специалист по медицинской реабилитации», утв. Приказом Минтруда России от 03.09.2018 № 572н для занятия должности врач-физиотерапевт так же, как и в Приказе № 707н, предусмотрена возможность пройти профессиональную переподготовку по физиотерапии при наличии ординатуры по профпатологии);
  • «Функциональная диагностика» (примечание: в ЕКС требования к данной специальности отсутствуют. Профессиональным стандартом «Врач функциональной диагностики», утв. Приказом Минтруда России от 11.03.2019 № 138н так же, как и Приказом № 707н, предусмотрена возможность пройти профессиональную переподготовку по функциональной диагностике при наличии ординатуры по профпатологии).

*В связи с тем, что ранее (в 2017 году) Специалистом уже была пройдена первичная специализация по специальности «Иглорефлексотерапия» в Узбекистане и данное образование было признано Рособрнадзором соответствующим дополнительному профессиональному образованию по программе профессиональной переподготовки Рефлексотерапия, полагаем, что квалификация Специалиста полностью соответствует требованиям, предъявляемым к данной специальности. Соответственно, при условии получения сертификата/свидетельства об аккредитации по рефлексотерапии, Специалист сможет работать в должности врача-рефлексотерапевта.

Кроме того, как было отмечено выше, существуют некоторые медицинские должности, для занятия которых не требуется послевузовское профессиональное образование (интернатура/ординатуры) и достаточно лишь специалитета по лечебному делу. К таковой в соответствии с Приказом № 707н относится, в частности, врач-терапевт участковый (однако следует учитывать, что в ЕКС и в профессиональном стандарте «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утв. Приказом Минтруда России от 21.03.2017 № 293н, все-таки требуется подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия» или профессиональная переподготовка по терапии при наличии ординатуры по общей врачебной практике (семейной медицине). В то же время, квалификационные требования к врачу-терапевту участковому, установленные Приказом № 707н являются самыми новыми по дате установления).

Примечание:

Для ответа на вопрос о том, какими же квалификационными требованиями необходимо руководствоваться в случае противоречия между ЕКС, Приказом № 707н и профессиональными стандартами, необходимо учитывать следующее.

Статус квалификационных требований, установленных Приказом № 707н на сегодняшний день является неоднозначным< (и, соответственно, неоднозначной является обязательность применения данных квалификационных требований).

Указанное связано с тем, что, в настоящий момент, в соответствии со ст. 57 и 195.3 ТФ РФ, обязательный характер имеют лишь те квалификационные требования, которые закрепленные в профессиональном стандарте или в едином квалификационном справочнике.

Те же квалификационные требования, которые утверждены Приказом № 707н не являются ни профессиональным стандартом, ни частью единого квалификационного справочника и, следовательно, федеральные законы не устанавливают их обязательности.

Таким образом получается, что в случае наличия противоречий между требованиями к квалификации медицинских работников, установленными в ЕКС и в Приказе № 707н, приоритет следует отдавать ЕКС или профессиональным стандартам.

В то же время, необходимо учитывать, что существуют доводы и в пользу того, что квалификационные требования, предусмотренные Приказом № 707н приоритетнее, чем ЕКС. Такими доводами являются следующие: Приказ № 707н, как и Приказ № 541н, был официально утвержден и зарегистрирован в Минюсте РФ, а значит имеет нормативный статус. При этом, Приказ № 707н был принят позже, чем ЕКС. Кроме того, Приказ № 707н является специальным нормативным правовым актом по отношению к Приказу № 541н. Также Приказ № 707н, в отличие от Приказа № 541н, содержит не просто характеристики, а именно требования к квалификации медицинских работников.

Что же касается вопроса о том, что приоритетнее – нормы ЕКС или нормы профессиональных стандартов, то сообщаем следующее.

С одной стороны, из ст. 57 ТК РФ, а также из разъяснений Минтруда РФ (см., например, Письмо Минтруда РФ от 06.07.2016 № 14-2/ООГ-6465) следует, что, несмотря на то, что профстандарты в отношении медицинских работников обязательны, они могут не соблюдаться, если выполняются требования ЕКС (выбор ЕКС или профстандартов осуществляется на усмотрение работодателя).

Однако, с другой стороны, существуют доводы, согласно которым профессиональные стандарты в сфере здравоохранения обязательно должны соблюдаться, и они являются более приоритетными по сравнению с ЕКС:

  • во-первых, как указано в ст. 195.2 ТК РФ, в скором времени будет утвержден порядок установления тождественности наименования должностей, профессий и специальностей, указанных в квалификационных справочниках, наименованиям должностей, указанным в профессиональных стандартах, что косвенно указывает на приоритетность именно профессиональных стандартов;
  • во-вторых, по информации самого же Минтруда в перспективе планируется замена справочников профессиональными стандартами

Таким образом, по нашему мнению, в случае наличия противоречий между требованиями Приказа № 707н, ЕКС и профессиональных стандартов, ориентироваться, в первую очередь, следует на профессиональные стандарты.

Вправе ли Специалист осуществлять медицинскую деятельность без получения сертификата/свидетельства об аккредитации с учетом введенного моратория?

На основании Федерального закона № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее - ФЗ № 98-ФЗ) Правительству РФ было предоставлено право устанавливать особенности разрешительных режимов в России в 2020 году. Документ затронул и медицинскую деятельность. Так, ст. 17 ФЗ № 98-ФЗ было установлено, что особенности касаются разрешительных режимов, предусмотренных Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ФЗ № 323-ФЗ.

В целях реализации ФЗ № 98-ФЗ Правительством РФ 03.04.2020 были утверждены требования к медицинской деятельности в части действия сертификатов медицинских специалистов (свидетельств об аккредитации) и лицензий на осуществление медицинской деятельности (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 (далее – ПП РФ № 440)).

При этом установление конкретных требований к действию сертификатов/свидетельств об аккредитации Правительство РФ делегировало Минздраву России.

Минздравом РФ, в свою очередь, был утвержден приказ Минздрава России от 14.04.2020 № 327н (далее – Приказ № 327н), которым были установлены особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.

К числу таких особенностей относятся:

  • мораторий на получение свидетельств об аккредитации и (или) сертификата специалиста*;
  • допуск к медицинской /фармацевтической деятельности без сертификата/свидетельства об аккредитации специалиста.

* Следует учитывать, что Приказом № 327н мораторий был наложен не на саму процедуру аккредитации (сертификации), а на выдачу свидетельств об аккредитации (сертификатов) специалиста (мораторий распространяется на специалистов, получивших образование как в России, так и за границей). Однако фактически сам процесс аккредитации (сертификации) без выдачи итогового документа не имеет юридической ценности. В связи с указанным, Минздрав России в своем Письме от 24.04.2020 № 16-7/И/2-5471 (далее – Письмо № 16-7/И/2-5471) высказал позицию о том, что проведение процедур аккредитации специалистов и сертификационных экзаменов в срок до 01.01.2021 нецелесообразно (п. 1 письма). Примечание: обращаем внимание на то, что слово «целесообразно» не предполагает императивного запрета на проведение самих процедур сертификации и аккредитации, тем более, что непосредственно Приказом № 327н вето на эти процессы не наложено.

Так, Приказом № 327н установлено, что в случае чрезвычайной ситуации и (или) возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих*, допуск к медицинской деятельности без получения сертификата/свидетельства об аккредитации специалиста до 01.01.2021 осуществляется следующим образом:

Категория лиц Условия
Лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и имеющие определенную специальность
наличие документа об образовании и (или) квалификации, подтверждающего получение образования по данной специальности
соответствие полученного образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием или квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским фармацевтическим образованием по данной специальности
Лица, обучающиеся по программам высшего медицинского образования (уровень ординатуры) по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина»
прохождение обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов)
трудоустройство на должность врача-стажера
осуществление медицинской деятельности под контролем врача-специалиста
Лица, обучающиеся на выпускных курсах по программам среднего профессионального образования по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина»
прохождение обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов)
трудоустройство на должность специалиста со средним медицинским образованием
осуществление медицинской деятельности под контролем старшей медицинской сестры
Лица, имеющие медицинское образование, полученное в Российской Федерации, и не работавшие по своей специальности более 5 лет
прохождение обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов)
трудоустройство на должность врача-стажера (для специалистов с высшим медицинским образованием) или должность специалиста со средним медицинским образованием (для специалистов со средним медицинским образованием)
осуществление медицинской деятельности под контролем врача-специалиста (для специалистов с высшим медицинским образованием) или старшей медицинской сестры (для специалистов со средним медицинским образованием)

*Отметим, что правила введения чрезвычайной ситуации в целом прописаны в ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и иных актах. Что касается формулировки «угроза распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих», то она вызывает вопросы, поскольку на сегодняшний день не ясно кто правомочен и на основании каких критериев констатировать подобную угрозу.

Таким образом, как следует из представленного выше, несмотря на то, что мораторий на получение сертификатов/ свидетельств об аккредитации специалистов распространяется на всех лиц (т.е. и на тех, кто получил медицинское образование за границей), осуществлять медицинскую деятельность в особом режиме – т.е. без сертификатов/свидетельств об аккредитации вправе исключительно те лица, которые обучались в России или же ранее уже получили сертификат специалиста.

Соответственно, Специалист не вправе осуществлять медицинскую деятельность на территории Российской Федерации без наличия сертификата/свидетельства об аккредитации специалиста, поскольку его образование было получено в иностранном государстве.

В случае, если Приказ № 327н не будет изменен или отменен, Специалист не сможет осуществлять медицинскую деятельность в Российской Федерации как минимум до января 2021 года (т.е. до окончания моратория на получение сертификатов/свидетельств об аккредитации специалистов).

Какие мероприятия необходимо выполнить Специалисту в целях получения разрешения на осуществление медицинской деятельности на территории РФ после отмены моратория на выдачу сертификатов/свидетельств об аккредитации?

Как было указано выше, мораторий на выдачу сертификатов/свидетельств об аккредитации будет действовать до 01.01.2021 года. С указанной же даты процедура сертификации будет заменена на аккредитацию.

Соответственно, для допуска к медицинской деятельности (если в действующем законодательстве в данной части ничего не изменится) необходимо будет получить свидетельство об аккредитации специалиста по той специальности, по которой в дальнейшем будет осуществляться медицинская деятельность.

Примечание: Положение об аккредитации специалистов утверждено приказом Минздрава России от 02.06.2016 № 334н. В соответствии с данным документом в отношении лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка), а также лиц, получивших образование на территории иностранного государства, проводится первичная специализированная аккредитация.

Первичная специализированная аккредитация лиц, имеющих высшее медицинское образование, включает следующие этапы:

  • тестирование;
  • оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях и (или) решение ситуационных задач.

Перечень действий, которые Специалисту необходимо будет предпринять для получения свидетельства об аккредитации и, соответственно, допуска к медицинской деятельности, будет зависеть от того, какая специальность для работы ей будет выбрана.

Напомним, что специальности, по которым Специалист вправе осуществлять медицинскую деятельность на территории России с учетом полученного им образования, представлены в разделе 3 настоящего заключения.

Как сообщалось в названном разделе, его действующее образование полностью и однозначно (т.е. без противоречий между квалификационными требованиями, предусмотренными различными нормативными правовыми актами) соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к двум специальностям, а именно, «Профпатология» и «Рефлексотерапия». То есть Специалист будет вправе работать в должностях врача-профпатолога и врача-рефлексотерапевта при условии прохождения первичной специализированной аккредитации и получении свидетельства об аккредитации специалиста по соответствующей специальности.

Для занятия же должностей по иным специальностям, например, «Ультразвуковая диагностика», «Физиотерапия», «Функциональная диагностика», Специалисту необходимо будет получить дополнительное профессиональное образование в виде профессиональной переподготовки по названным специальностям и, соответственно, также пройти процедуру первичной специализированной аккредитации и получить свидетельство об аккредитации специалиста.

А для осуществления в будущем медицинской деятельности по специальности «Неврология», Специалисту необходимо поступить в ординатуру по специальности «Неврология» (соответственно, обучиться в ординатуре по данной специальности и затем получить соответствующее свидетельство об аккредитации).

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
9148
0
Комментарии