logo
05 августа 2021

Новые правила медосвидетельствования владельцев оружия: плацебо или реальная защита от шутеров

logo
Автор:
  • 621
  • 0
Новые правила медосвидетельствования владельцев оружия: плацебо или реальная защита от шутеров

1 марта 2022 года вступят в силу законодательные изменения, касающиеся оборота оружия, в том числе правил освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к его владению. Соответствующие поправки внесены в Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» на основании Федерального закона от 02.07.2021 № 313-ФЗ.

Главное нововведение - заключения по результатам освидетельствования врачи станут формировать в электронном виде и размещать в специальном федеральном реестре документов, далее информация будет передаваться уже без участия медиков в Росгвардию. При этом из текста новой редакции закона неясно, как именно и в какие сроки медицинские организации обязаны формировать и размещать свои заключения в реестре.

Также важной новеллой является введение основания для автоматического аннулирования выданного заключения и назначения внеочередного переосвидетельствования владельца оружия.

В то же время, многие положения, касающиеся правил проведения медицинского освидетельствования владельцев оружия, фактически останутся неизменными, в связи с чем возникает вопрос об эффективности поправок, призванных усилить госконтроль за оборотом оружия и не допустить возможных трагедий.

1 марта 2022 года вступят в силу законодательные изменения, касающиеся вопросов оборота оружия, в том числе правил освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием.

Соответствующие поправки внесены в Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» на основании Федерального закона от 02.07.2021 № 313-ФЗ (далее – ФЗ № 150-ФЗ, ФЗ № 313-ФЗ, соответственно).

О предпосылках изменений

Катализатором, ускорившим принятие поправок, стала трагедия, произошедшая 11 мая 2021 года в казанской гимназии № 175. Тогда 19-летний И. Галявиев, на законных основаниях владеющий оружием, пройдя, в том числе медосвидетельстование, совершил вооруженное нападение на гимназию, им было убито 9 человек и еще 23 человека пострадали.

В качестве реакции на трагедию в Казани депутатами Госдумы уже 15 мая, то есть всего через четыре дня после случившегося, был подготовлен законопроект, предусматривающий ряд нововведений, направленных на усиление госконтроля за оборотом оружия.

В первоначальной редакции проекта было предложено множество изменений, в том числе вызвавших негативную общественную реакцию. Многие из инициатив раскритиковали также и в заключении по законопроекту, подготовленном Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции.

В частности, проектом изначально предполагалось внести изменения в ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ)), которые фактически предусматривали установление нового случая предоставления сведений, составляющих врачебную тайну. Предлагалось информировать Росгвардию об оформленных медицинских заключениях об отсутствии или выявлении медицинских противопоказаний для владения оружием.

В итоговую редакцию закона данная поправка не вошла. Однако, забегая вперед, отметим, что Росгвардия все равно будет иметь доступ к медицинским заключениям граждан, владеющих оружием/претендующих на получение «оружейной» лицензии (а значит и к сведениям об их здоровье, т.е. врачебной тайне).

В финальной редакции поправок предусмотрены и другие существенные изменения. Например, определено, что заключения по результатам освидетельствования будут формироваться в электронном виде. Также введены основания для внеочередного медицинского переосвидетельствования владельцев оружия.

Основные положения о медосвидетельствовании по новым правилам

ФЗ № 150-ФЗ дополнен новой ст. 6.1, установившей правила медицинского освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием.

При этом многие положения указанной статьи не предполагают существенных изменений порядка освидетельствования. В ней лишь яснее и более конкретно зафиксированы некоторые требования к освидетельствованию, которые уже действуют на основании ряда иных норм ФЗ № 150-ФЗ и Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, утв. приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 441н (далее – Порядок № 441н).

Так, в частности, в ст. 6.1 ФЗ № 151-ФЗ установлено, что медосвидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием сможет проводиться медорганизациями исключительно государственной и муниципальной систем здравоохранения и только по месту жительства (пребывания) заявителя.

Примечание: сейчас проходить освидетельствование (а точнее некоторые его этапы) можно и в частной клинике. Но, в то же время, такие важные составляющие освидетельствования, как осмотр врачом-психиатром, врачом-психиатром-наркологом и качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке, химико-токсикологические исследования крови должны проводиться исключительно в медорганизациях государственной или муниципальной систем здравоохранения по месту жительства (пребывания) гражданина (ст. 13 ФЗ № 150-ФЗ, п. 5, 6 Порядка № 441н).

Кроме того, в ст. 6.1 ФЗ № 150-ФЗ зафиксировано, что медосвидетельствование на наличие противопоказаний к владению оружием включает в себя в т.ч. психиатрическое освидетельствование и химико-токсикологические исследования наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Примечание: сегодня согласно п. 7 Порядка № 441н освидетельствование включает в себя: медицинские осмотры врачом-офтальмологом, врачом-психиатром врачом-психиатром-наркологом; качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови освидетельствуемого (последнее проводится только при выявлении врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания, при наличии которых противопоказано владение оружием). Из формулировок ст. 6.1 ФЗ № 150-ФЗ следует, что в будущем химико-токсикологическое исследование необходимо будет проходить всем.

Также в ст. 6.1 ФЗ № 150-ФЗ прописано, что перечень заболеваний, при которых противопоказано владение оружием, устанавливается Правительством РФ, а Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в т.ч. внеочередного, форма и порядок оформления медицинских заключений по его результатам определяется Минздравом.

Примечание: напомним, что сейчас действует Порядок № 441, а Перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 143. Полагаем, что указанные документы либо будут скорректированы, либо заменены новыми (указанное подтверждается и позицией, высказанной в Общественной Палате). Необходимость доработки связана с тем, что в действующий перечень противопоказаний входят лишь некоторые заболевания, которые отнесены к классам МКБ-10 VII (болезни глаза и его придаточного аппарата) и V (психические расстройства и расстройства поведения). В то же время, полагаем, что перечень должен быть расширен. В частности, в него стоит включить и некоторые другие заболевания, которые на данный момент предусмотрены в разделе V МКБ-10, но в перечне отсутствуют, например, неуточненные психические расстройства, некоторые эмоциональные расстройства и расстройства поведения.

При этом в ст. 6.1 ФЗ № 150-ФЗ предусмотрены и более существенные нововведения, в частности, в отношении медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Об электронных медицинских заключениях

Главным законодательным новшеством является то, что медработники будут формировать заключения о наличии/отсутствии противопоказаний к владению оружием в электронном виде и подписывать их с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Заключения подлежат размещению в федеральном реестре документов, содержащем сведения о результатах медицинского освидетельствования, который ведется в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее – реестр, ЕГИСЗ, соответственно).

Информация об оформленных заключениях будет передаваться в Росгвардию. Отметим, что из формулировок ст. 6.1 ФЗ № 150-ФЗ следует, что передача заключений в Росгвардию происходит уже без участия медков*. Медорганизация обязана только размещать заключения в реестре. При этом на медицинскую организацию возложена обязанность проинформировать гражданина о результатах медосвидетельствования и передаче информации об оформленных заключениях в Росгвардию, а также выдать потенциальному владельцу оружия по его просьбе выписку о результатах медицинского освидетельствования.

*Информационное взаимодействие Минздрава и Росгвардии, включая обмен сведениями о владельцах оружия, оформленных медицинских заключениях, наличии оснований для проведения внеочередного медицинского освидетельствования, будет осуществляться посредством ЕГИСЗ и государственной информационной системы, оператором которой является Росгвардия, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

При этом в настоящее время неясно как именно медорганизации должны будут размещать в реестре указанную информацию, в какие сроки и т.д. Не совсем понятно и то, о каком именно реестре идет речь. Вопросы, в первую очередь, связаны с тем, что порядок и сроки представления информации в подсистемы ЕГИСЗ, порядок доступа к информации, содержащейся в ЕГИСЗ, а также порядок обмена информацией с использованием ЕГИСЗ утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» (далее – ПП РФ № 555). Однако в данном документе в числе подсистем ЕГИСЗ не указана такая подсистема, как федеральный реестр документов, содержащий сведения о результатах медицинского освидетельствования. В то же время, в ПП РФ № 555 предусмотрена такая подсистема ЕГИСЗ, как федеральный реестр электронных медицинских документов. Поэтому неясно, что именно понимает законодатель в ФЗ № 150-ФЗ под федеральным реестром документов, содержащим сведения о результатах медосвидетельствования: подсистему федерального реестра электронных меддокументов или же указанный реестр станет отдельной подсистемой ЕГИСЗ (и, соответственно, нормы ПП РФ № 555 в дальнейшем будут скорректированы в данной части)? Кроме того, в ПП РФ № 555 Росгвардия не отнесена к числу субъектов, которые вправе пользоваться информацией, размещенной в подсистемах ЕГИСЗ. Таким образом следует, что законодательство должно быть гармонизировано и соответствующие поправки необходимо внести либо в ФЗ № 150-ФЗ, либо в ПП РФ № 555.

Обращаем внимание, что некоторые поправки, касающиеся ЕГИСЗ и реестра, были внесены ФЗ № 313-ФЗ также в ФЗ «Об охране здоровья граждан» № 323-ФЗ.

Так, уточнено, что ЕГИСЗ включает в себя сведения, содержащиеся не только в федеральных информационных системах, федеральных базах данных и федеральных регистрах в сфере здравоохранения, но и в федеральных реестрах в сфере здравоохранения (п. 1 ч. 3 ст. 91.1 ФЗ № 323-ФЗ).

Кроме того, в число обязанностей медицинской организации включено требование об обеспечении предоставления информации в ЕГИСЗ в соответствии с законодательством РФ (фиксация указанного требования в ФЗ № 323-ФЗ является юридической формальностью, поскольку медорганизации обязаны предоставлять ряд сведений в ЕГИСЗ уже в настоящее время. Более подобная информация о ЕГИСЗ и обязанностях медорганизаций, связанных с данной системой, представлена в ряде статей Факультета Медицинского Права, в т.ч. в статьях «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)», «22 вопроса и ответа о телемедицине на «русском языке», или FAQ (почти во всех смыслах этого слова)»).

Отметим, что в итоговую редакцию поправок в ФЗ № 323-ФЗ были включены лишь представленные изменения, касающиеся ЕГИСЗ.

О сроках действия заключений

В ст. 6.1 ФЗ № 150-ФЗ уточнено, что граждане, являющиеся обладателями любого оружия, приобретенного на основании лицензии, обязаны проходить медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием не реже одного раза в пять лет (в настоящее время указано, что владельцы гражданского огнестрельного оружия/оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, спортивного пневматического оружия, охотничьего пневматического оружия, охотничьего метательного стрелкового оружия, обязаны предоставлять медицинское заключение не реже одного раза в пять лет. А граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские/специальные звания или классные чины юстиции, представляют документы, подтверждающие указанное).

При этом срок действия медзаключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием для получения лицензии на его приобретение, так же, как сейчас составит всего год со дня его оформления.

Заключения смогут автоматически аннулировать

К числу наиболее значимых новелл ст. 6.1 ФЗ № 150-ФЗ относится также введение основания для внеочередного медицинского освидетельствования.

Оно должно быть проведено, если в результате медосмотра, медосвидетельствования или при оказании медицинской помощи у владельца оружия выявлены заболевания-противопоказания к его владению.

В таком случае медорганизация уведомляет об этом владельца оружия и оформляет сообщение о наличии оснований для внеочередного медосвидетельствования и об аннулировании действующего медзаключения об отсутствии противопоказаний (при его наличии).

Это сообщение формируется в электронной форме, размещается в Реестре и передается в Росгвардию (при этом в передаче сообщения в Росгвардию медицинская организация, как и в случае с передачей размещенных в реестре медицинских заключений, участия не принимает).

Далее пациент должен незамедлительно сдать оружие и все разрешительные документы на него в Росгвардию и в течение двух месяцев пройти внеочередное освидетельствование.

Примечание: на наш взгляд, подобная инициатива представляется абсолютно понятной с практической точки зрения - в случае ее реализации действительно могла бы повыситься вероятность своевременного изъятия оружие у лица, которое может представлять опасность для себя и (или) окружающих в силу изменившегося состояния психики или физического здоровья.

Однако совершенно не ясно, каким образом данная процедура может быть реализована. В частности, непонятно, как врач, диагностировавший, например, шизофрению у пациента, сможет узнать, что данный гражданин когда-то получал лицензию на оружие и в настоящее время им владеет. Также не уточнено какие именно медработники каких медорганизаций вправе запускать процесс аннулирования заключения на основании обнаруженных у пациента противопоказаний.

Заключение

По нашему мнению, поправки в ФЗ № 150-ФЗ вряд ли смогут помочь справиться с задачей, для решения которой они были изначально задуманы: усиление госконтроля за оборотом оружия и предотвращение возможных трагедий с его использованием, в том числе и в школах.

Полагаем, что от того, что заключения будут формироваться государственными и муниципальными медорганизациями в электронной, а не бумажной форме вряд ли существенно изменится ситуация с бесконтрольной выдачей медицинских заключений для приобретения оружия, в том числе, таким лицам как Галявиев. Напомним, что такие важные этапы освидетельствования, как осмотр врачом-психиатром и врачом-психиатром-наркологом и в настоящее время проводятся исключительно в государственных/муниципальных клиниках, однако, как свидетельствует практика, это не препятствует получению заключений и дальнейшему приобретению оружия лицами с психическими заболеваниями и прочими нарушениями.

Конечно, разрешить проблему «шутингов» полностью невозможно, это, к сожалению, подтверждается печальным опыт многих государств. Однако хотя бы стремиться к реальному уменьшению рисков, на наш взгляд, необходимо. Представляется, что для этого требуются более системные изменения, в том числе, в первую очередь, качественное изменение непосредственно системы медицинского освидетельствования.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии