2 мая 2015 года, когда был принят Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В пункте 1 статьи 4 данного закона указано, что Правительство Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

Документ, который определил такие особенности был принят 27 июня 2016 года. Это Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».
Среди прочего в данном Постановлении указано, что профессиональные стандарты (в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции) должны применяться, в том числе, государственными или муниципальными учреждениями (которыми могут являться и медицинские организации) поэтапно на основе утвержденных организациями (с учетом мнений представительных органов работников) планов по организации применения профессиональных стандартов.
Период перехода на профстандарты
Названные планы должны включать:

- список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
- сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава указанных организаций, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
- этапы применения профессиональных стандартов;
- перечень локальных нормативных актов и других документов, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.
Реализация мероприятий планов должна быть завершена государственными медицинскими организациями не позднее 1 января 2020 года.
Дискриминация частных медицинских организаций в вопросе применения профстандартов
Обращаем внимание, что данное постановление не относится к частным организациям, что указывает на ряд очень важных расхождений в действиях законодателя. Напомним, что обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя, о чем собственно и пишет в разъяснительной информации касательно применения профессиональных стандартов Минтруд (http://goo.gl/UhnxOg).

Учитывая это, пока не совсем понятна совершенно несправедливая «дискриминация» Правительством РФ медицинских организаций частного сектора, которые в отличии от государственных учреждений должны применять профессиональные стандарты уже сейчас. Мы же полагаем, что профстандарты обязательны к исполнению всеми медицинскими организациями независимо от организационно-правовой формы, а потому возможность реализации государственными медицинскими организациями мероприятий планов по организации применения профстандартов до 1 января 2020 года считаем противоречащей законодательству. Тем более следует обратить внимание на то, что полномочие Правительства Российской Федерации по установлению особенности применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях отсутствует в Трудовом кодексе Российской Федерации, которым заявлена обязательность применения профессиональных стандартов всеми организациями без каких-либо «но». Данное полномочие Правительства осталось «висеть» в статье 4 упомянутого выше Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ, несмотря на то, что из самого названия закона следует, что закон вносит соответствующие поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации и некоторые статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации, то есть ФЗ № 122, является, так называемым, вспомогательным законом. Однако статья 4 осталась «не привязанной», а, следовательно, не была добавлена в ТК РФ, тем самым ее фактическое использование считаем юридически невозможным.
Рекомендуем читателю ознакомиться и с другими статьями данного цикла:
- «Профессиональные стандарты в сфере здравоохранения»;
- «Особенности применения профессиональных стандартов в сфере здравоохранения»;
- «Задумки, проблемы и ошибки законодателя на пути разработки профстандартов и допуска выпускников до занятия медицинской и фармацевтической деятельностью»;
- «Анализ профстандартов «Врач-стоматолог» и «Провизор»: ошибки законодателя».
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения