
Непрерывное медицинское образование (НМО) – уже далеко не новинка в нашем законодательстве, однако вызывающая до сих пор немало вопросов у профессионального медицинского сообщества. По сути НМО представляет собой иную форму повышения квалификации медицинских работников. От «классических» курсов повышения квалификации НМО отличается непрерывностью, использованием инновационных технологий, а также возможностью самостоятельного выстраивания траектории обучения.
В настоящей статье мы расскажем об основных аспектах системы НМО. Обращаем внимание, что статья создана с использованием информации, размещенной на сайтах: http://www.sovetnmo.ru/, http://edu.rosminzdrav.ru/. Однако конечно же Факультет медицинского права дает и свою оценку официально изложенным сведениям.
Допуск к медицинской деятельности в России
До 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (пункт 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее - Закон № 323-ФЗ).
А с 1 января 2016 года такое право получили еще и лица, получившие медицинское или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста (статья 69 Закона № 323-ФЗ). При этом предусмотрен переходный период полного перехода от сертификатов специалиста к свидетельствам об аккредитации.
Более подробно ознакомится с квалификационными требованиями к медицинским работникам возможно на нашем сайте по ссылке.Повышение квалификации медицинских работников
Согласно статье 73 Закона № 323-ФЗ медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях.
Повышение квалификации - вид дополнительного профессионального образования (ДПО), направленный на обновление теоретических и практических знаний медицинского персонала в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач и не завершающийся повышением уровня (ступени) образования.
Повышение квалификации медицинского персонала осуществляются согласно Приказу Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее - Приказ № 66н).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам установлен приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499. Согласно пункту 12 названного Порядка срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
Повышение квалификации, согласно Приказу № 66н, проводится один раз в 5 лет. После обучения лицам, успешно освоившим дополнительную программу образования в виде повышения квалификации и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации (ранее выдавалось свидетельство о повышении квалификации).
Внедрение системы НМО
Заметим, что уже достаточно долго в образовательную систему медицинских работников пытаются внедрить систему непрерывного медицинского образования. Одним из отличий которой от «традиционной» системы повышения квалификации является непрерывность, то есть врачи на протяжении пяти лет повышают свою квалификацию путем посещения и прослушивания лекций, семинаров и иных мероприятий.
Для внедрения системы НМО Минздравом России был принят приказ от 11.11.2013 № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций» (далее – Приказ № 837). На основании данного документа в сфере здравоохранения отрабатывается ПРОЕКТ системы НМО.
Приказ № 837, который до настоящего времени единственный документ, принятый Минздравом России, хоть как-то регулирующий НМО, не имеет статуса нормативного правового акта, помимо этого, он даже не регулирует проведение и организацию образовательных мероприятий, основные его положения направлены на регулирование отношений в сфере дополнительных программ повышения квалификации непрерывного образования (о различии мероприятий и программ указано немного ниже).
Обратим внимание еще и на то, что Минздравом России предпринимались попытки разработать поправки к Приказу № 66н и даже новый нормативный акт взамен Приказа № 66н, которые предусматривали необходимость освоения различного рода программ непрерывного медицинского образования. Однако заметим, что ни один из проектов до сих пор не прошел необходимого согласования и не заменил собой действующий Приказ № 66н. Данный факт может говорить о несовершенстве проектов приказа № 66н, о них мы будем рассуждать ниже.
Но а сейчас подчеркнем, что функционирование системы НМО остается вне рамок правового поля, несмотря на всю кампанию по ее активному внедрению.
Кто из медработников должен принимать участие в системе НМО?
Согласно положениям Приказа № 837 в проекте могут принимать участие специалисты с высшим медицинским образованием (врачи).
Отметим, что изначально в проекте могли принять участие только врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи). Сейчас же участие в проекте доступно и иным специалистам.
Все специалисты принимают участие в программе НМО на добровольной основе.
Система НМО
НМО состоит из двух составных частей:
- дополнительные профессиональные программы повышения квалификации непрерывного образования (далее – программы непрерывного образования), реализуемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
- образовательные мероприятия, к которым относятся очные образовательные мероприятия (конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары)) и заочные образовательные мероприятия (дистанционные интерактивные образовательные модули и электронные образовательные курсы, разработанные по клиническим рекомендациям), реализуемые различными организациями, в том числе профессиональными некоммерческими организациями.
Предполагаем, что основной проблемой нового приказа, подготовленного взамен Приказа № 66н, являлось то, что законодатель не смог с точностью определиться с терминологией будущего нормативного акта и не смог четко разграничить понятия «программа повышения квалификации» и «образовательное мероприятие». Вероятно, допускались такие формулировки, которые позволяют воспринимать образовательное мероприятие как часть программы повышения квалификации.
Здесь также заметим, что с большой долей уверенности можно говорить о том, что законодатель намеревался отдать реализацию образовательных мероприятий в руки профессиональным некоммерческим организациям, создаваемым медицинскими и фармацевтическими работниками. Однако, если как мы предположили, образовательное мероприятие – часть программы повышения квалификации, то профсообщеста, не имеющие лицензии на образовательную деятельность не имеют права на реализацию таких мероприятий, т.к. это в корне противоречит ФЗ № 273. Так, согласно части 4 статьи 12 ФЗ № 273 дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки, которые разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. А как следует из статьи 2 ФЗ № 273 образовательная деятельность требует наличия соответствующей лицензии.
В ином случае, когда образовательное мероприятие не является частью программы непрерывного образования (программы повышения квалификации), что скорее прослеживается в информации, указанной на сайте http://edu.rosminzdrav.ru/, профсообществам не обязательно иметь лицензию на образовательную деятельность для проведения различного рода семинаров, круглых столов и лекций.
Важно!
В настоящее время разработан законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» согласно которому, в ФЗ № 323 должно быть введено понятие непрерывного профессионального развития медицинского работника и фармацевтического работника. В законопроекте отмечается, что подобное профессиональное развитие подразумевает под собой обучение по ДПО (повышение квалификации) и (или)* участия в иных мероприятиях по непрерывному профессиональному развитию, в порядке, установленном Минздравом России. По замыслу законодателя, освоение программы непрерывного профессионального развития должно осуществляться на протяжении 5 лет, а ее формирование – не реже одного раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности. При этом освоение каждой подобной программы должно заканчиваться процедурой аккредитации специалиста.
* подобная формулировка («и (или)»), дает право выбора врачу проходить программу повышения квалификации или нет, ведь если исходить из нормы, приведенной в законопроекте, то можно обойтись только «иными мероприятиями по непрерывному профессиональному развитию». И это несмотря на то, что в названном законопроекте в части поправок к ФЗ № 273 такой альтернативы врачу не представлено, а указано, что непрерывное профессиональное развитие – это обучение по ДПО (повышение квалификации), а также участие в иных мероприятиях.
Дополнительно обращаем внимание, что в названном законопроекте говорится о том, что высшее образование может быть получено, в частности, не только в результате освоения программы ординатуры, но и в результате освоения программы этапа ординатуры (часть 1 статьи 2 названного законопроекта). Более подробно о том, что такое программа этапа ординатуры не сообщается, однако в уже действующих нормативных правовых актах прослеживается некое деление. Например, из профессионального стандарта врача-дерматовенеролога (Приказ Минтруда России от 14.03.2018 № 142н) вытекает, что ординатура может быть пройдена в части, касающейся конкретных профессиональных компетенций и уже в зависимости от этого врач будет допускаться к конкретным трудовым функциям (оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи/оказание специализированной медицинской помощи).
Объем трудоёмкости НМО
Модель отработки основных принципов НМО для специалистов, получивших сертификат специалиста до 01.01.2016 отличается от модели для специалистов, получивших сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации после 01.01.2016 объемом программ повышения квалификации и учебных мероприятий.
Объем программ для специалистов, получивших сертификат специалиста ДО 1 января 2016 года
Указанная информация интересна для специалистов, у которых срок сертификата специалиста истекает в 2016 – 2020 гг.
Для специалистов данной категории возможно прохождение «традиционного» повышения квалификации.
Специалисту рекомендуется создать индивидуальный цикл обучения по специальности объемом не менее 144 академических часов на период действия сертификата специалиста, то есть до окончания срока его действия, и осваивать его в соответствии с формируемым индивидуальным планом.
Осваивать план обучения специалист может до окончания срока действия сертификата специалиста. После чего проходит сертификацию*. При этом общий объем программы непрерывного образования должен быть не менее 108 академических часов, а общий объем образовательных мероприятий не более 36 часов. И что интересно, 36 часов должны делиться следующим образом: 16 часов участия в учебных мероприятиях: конференциях, семинарах, мастер-классах и т.д. и 20 часов самостоятельного обучения по электронным учебным модулям в сети Интернет.
*Примечание: переход к процедуре аккредитации поэтапный и урегулирован Приказом Минздрава России от 22.12.2017 № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов». Всего нормативным актом предусмотрено 4 этапа:
- с 1 февраля 2018 года;
- с 1 января 2019 года;
- с 1 января 2020 года;
- с 1 января 2021 года
Анализ указанного приказа Минздрава России показывает, что медицинские и фармацевтические работники, получившие дополнительное профессиональное образование именно по программам повышения квалификации, будут подлежать процедуре аккредитации специалистов начиная только с самого последнего этапа — с 01.01.2021. А получив сертификат специалиста до 2021 года, например, в декабре 2020 года, смогут работать до окончания срока его действия (до 2025 года) без свидетельства об аккредитации, что вполне соответствует ч. 2 ст. 100 ФЗ № 323-ФЗ.
Более подробно об этапах и сроках аккредитации, которые периодически корректируются Минздравом России, можно узнать из статей на нашем сайте в разделе «Квалификационные требования к медицинским работникам».
Объем программ для специалистов, получивших сертификат специалиста ПОСЛЕ 1 января 2016 года
Для начала расскажем читателям о том, что трудоемкость НМО определяется единицей – ЗЕТ. 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу.
Общая трудоемкость индивидуального плана обучения по специальности составляет не менее 250 академических часов/ЗЕТ с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов/ЗЕТ, набранных за счет программ непрерывного образования и образовательных мероприятий.
Объем каждой из программ непрерывного образования может составлять 18 или 36 часов. При этом специалисту необходимо проходить не менее 36 часов в год, то есть выбрать для себя одну (36 часов) или две (по 18 часов каждая) программы непрерывного образования в год.
Что же касается объема программ образовательных мероприятий, то они могут быть весьма различны (и один, и три, и шесть академических часов), но здесь специалистам, проходящим обучение в рамках системы НМО, стоит помнить, что ежегодно им будет зачитываться не более 14 академических часов.
Действующие нормативные правовые акты, а также Приказ № 837 не содержат положений о том, что трудоемкость обучения должна составлять 250 академических часов. Мало того, не предусмотрено и деление программы ДПО на часы по принципу 108+36 или 36+14.
Не сложно предположить, что поправки к Приказу № 66н так и не приняты как раз по причине того, что Минздрав России пытался установить трудоемкость плана обучения в размере 250 академических часов, а также ввиду некоторых иных несоответствий законодательству.
Отметим, что трудоемкость в 250 часов в разы превышает минимальные нормы, установленные Минобрнауки России в приказе от 01.07.2013 № 499. Напомним, что в настоящее время 16 часов - это минимальный срок дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации (ранее был установлен срок 72 часа). Помимо того, она практически в два раза превышает длительность «классического» и привычного для медика курса повышения квалификации (144 часа). Вероятно, нагрузка на медицинского работника возрастет как раз за счет необходимости посещения образовательных мероприятий (примерно 70 часов за пятилетний план обучения).
Помимо этого, в соответствии с ч.14 ст. 12 и ч. 3 ст. 82 Закона № 273 дополнительные профессиональные программы разрабатываются на основе примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования. Заметим, что в настоящее время таких примерных программ очень мало, а увеличивать их количество Минздрав, кажется, не торопится. На сегодняшний день примерные программы повышения квалификации установлены следующими ведомственными нормативными актами:
- Приказ Минздрава России от 24.07.2015 № 481н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности «Остеопатия»;
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 января 2014 г. № 36н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности «Гериатрия»;
- Приказ Минздрава России от 22.01.2014 № 35н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности «Психиатрия-наркология»;
- Приказ Минздрава России от 30.06.2016 № 440н «Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад, со сроком освоения 72 академических часа по теме: «Санитарно-авиационная эвакуация»;
- Приказ Минздрава России от 21.08.2017 № 538н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ по специальности «Рентгенология».
Также здесь отметим, что ни одна из утвержденных примерных программ повышения квалификации не предусматривает длительность ее проведения в общем объеме 250 часов. Все программы рассчитаны или на 72 или на 144 часа.
Что происходит после полного освоения программы НМО?
По итогам учебных мероприятий слушателям выдается Свидетельство НМО установленного образца с указанием индивидуального кода подтверждения. Свидетельства НМО выдаются организаторами (провайдерами) учебных мероприятий.
После успешного выполнения всего индивидуального плана (на протяжении пяти лет) специалист допускается к аккредитации специалиста. Решение о допуске к аккредитации специалиста принимается аккредитационной комиссией.
Более подробно ознакомиться со сроками и этапами аккредитации медицинских работников возможно в разделе «Квалификационные требования к медицинским работникам» на нашем сайте по ссылке
Несмотря на то, что проектом НМО предусмотрено «зарабатывание» баллов, условных единиц в рамках системы НМО, важно помнить, что в настоящее время аккредитация специалистов урегулирована рядом приказов Минздрава России, имеющих нормативно-правовой статус (!) в отличие от приказа № 837 или информации, размещенной на сайте Совета НМО
- Приказ Минздрава России от 02.06.2016 № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»;
- Приказ Минздрава России от 06.06.2016 № 352н «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему»;
- Приказ Минздрава России от 22.12.2017 № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».
Обращаем особое внимание, что в перечисленных нормативных правовых актах ни слова не говорится о том, что баллы/условные единицы, полученные врачами в рамках системы НМО учитываются при аккредитации. Поэтому в системе аккредитации специалистов, работающей в настоящее время, невозможно применить баллы, заработанные на образовательных мероприятиях в рамках НМО.
Как уже было оговорено выше, двумя составными частями непрерывного медицинского образования являются Программы непрерывного образования и Образовательные мероприятия. Укажем, каким же требованиями они должны соответствовать.
Программы непрерывного образования
Приказом № 837 выработаны определенные требования к программам непрерывного образования.
Проводить и организовывать программы непрерывного образования имеют право образовательные, научные и иные организации, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности (образовательные организации).
Согласно Приказу № 837 к ним относят:
- Образовательные организации, находящиеся в ведении Минздрава России;
- Иные образовательные организации по согласованию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя с Минздравом России.
Образовательные мероприятия
Напомним, к образовательным мероприятиям относят очные и заочные образовательные мероприятия. Обучаться на данных мероприятиях возможно только в рамках программы НМО.
Проводить образовательные мероприятия имеют право:
- Образовательные организации (имеющие право организовывать программы непрерывного образования);
- Иные организации, в том числе некоммерческие организации (различные союзы, общества), к числу которых относятся общественные профессиональные организации и другие организации, рекомендованные общественными профессиональными организациями. Отметим, что требования о наличии у таких организаций лицензии на образовательную деятельность не установлено.
В соответствии с информацией, указанной на сайте: дистанционные интерактивные образовательные модули и электронные образовательные курсы (относящиеся к образовательным мероприятиям), должны быть разработаны по клиническим рекомендациям.
Отметим, что на законодательном уровне подобного требования нет.
Готовая образовательная программа должна пройти оценку Комиссией, которая оценивает соответствие учебного материала и мероприятия установленным требованиям. При положительной оценке Комиссией образовательная программа включается в перечень образовательных мероприятий в рамах программы внедрения НМО.
Согласно п. 14 Приказа Минздрава России от 18.02.2013 № 82 «О Координационном совете по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации» для реализации поставленных целей Совет может создавать рабочие группы и комиссии, состав которых утверждается решением Совета. Комиссия по оценке учебных мероприятий и материалов для НМО на соответствие установленным требованиям является постоянно действующим органом Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.
Однако здесь не стоит упускать из вида тот факт, что на законодательном уровне положения о Комиссии по оценке учебных мероприятий нет, порядка разработки программ, порядка одобрения этих программ также нет. Мало того, до сих пор не существует нормативных:
- сроков рассмотрения заявок, подаваемых провайдерами (организаторами);
- формы подачи заявки;
- оснований для отказа в принятии заявки;
- иных положений.
Таким образом, комиссия по оценке учебных мероприятий де-юре не имеет каких-либо полномочий, в том числе полномочий по оценке учебных материалов на соответствие установленным требованиям.
Требования к образовательным мероприятиям
Требования к учебным мероприятиям и материалам, предоставляемым общественными профессиональными организациями рекомендованы Протоколом № 4 Координационного совета Минздрава России от 26.09.2013.
Переход к системе НМО
Отметим, что резкого перехода на систему НМО не планировалось изначально и не планируется сейчас. При этом, переход к системе НМО связан с переходом на систему аккредитации специалистов вместо сертификации. Итак, для внедрения системы НМО, предусмотрен переходный период согласно таблице, приведенной ниже. Отметим, что сроки и этапы аккредитации были законодательно пересмотрены, а вот сроки перехода к системе НМО, не были скорректированы.
Срок окончания сертификата специалиста |
2016 Ак. часы |
2017 Ак. часы |
2018 Ак. часы |
2019 Ак. часы |
2020 Ак. часы |
2021 Ак. часы |
2022 Ак. часы |
2023 Ак. часы |
2024 Ак. часы |
В 2016 году | 144 или 108+36 |
50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
В 2017 году | 144 или 108+36 |
50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | |
В 2018 году | 144 или 108+36 |
50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | ||
В 2019 году | 144 или 108+36 |
50 | 50 | 50 | 50 | 50 | |||
В 2020 году | 144 или 108+36 |
50 | 50 | 50 | 50 |
Таким образом на сегодняшний день (и до конца 2020 года) отрабатывается проект системы НМО, которая по задумке должна стать обязательной после 2020 года.
В настоящее время система НМО работает на «добровольном» участии врачей. Однако еще раз обращаем внимание, что на начало 2019 года ни один нормативный правовой акт, регулирующий сферу ДПО медицинских работников и аккредитацию специалистов, никоим образом не взаимосвязан с системой НМО, применить для аккредитации накопленные в системе НМО баллы в настоящее время не представляется возможным.
Устоит ли система или проект НМО будет закрыт - покажет время. Вероятно, будут разработаны новые нормативные акты, которые позволят работать системе НМО в правовом поле. По всей видимости, обозначенный выше законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (введение понятия непрерывного профессионального развития медицинского работника и фармацевтического работника) тому яркое доказательство. А пока что система продолжает свое функционирование так, как это придумано ее разработчиками, к сожалению, без должного нормативного регулирования.
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения