logo
 
logo
15 марта 2017

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности

logo
Автор:
  • 6717
  • 0

Контроль качества и безопасности медицинской деятельностиВ Российской Федерации контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323)

Так, в статье 87 ФЗ № 323 установлены следующие формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности:

  1. государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями;
  2. ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении подведомственных им органов и организаций;
  3. внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

Пути реализации контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Пути реализации контроля качества и безопасности медицинской деятельностиСогласно части 2 статьи 87 ФЗ № 323 контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:

  • соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;
  • определения показателей качества деятельности медицинских организаций;
  • соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
  • создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;
  • создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.

Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельностиКак уже было сказано выше государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями.

В соответствии со статьей 88 ФЗ № 323 государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:

  1. проведения проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья, в том числе доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг в указанной сфере;
  2. осуществления лицензирования медицинской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;
  3. проведения проверок применения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
  4. проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
  5. проведения проверок соблюдения медицинскими организациями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
  6. проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  7. проведения проверок организации и осуществления ведомственного контроля и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности органами и организациями, указанными в части 1 статьи 89 и в статье 90 ФЗ № 323.

Порядок организации и проведения государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности установлен Правительством РФ на основании Постановления Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» (далее – Постановление № 1152). Подробнее о данном виде контроля читайте в одноименной статье.

Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельностиВедомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении подведомственных им органов и организаций. Порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности установлен Минздравом России на основании Приказа Минздрава России от 21.12.2012 № 1340н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (далее – Приказ № 1340н).

Задачами ведомственного контроля являются:

  • предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан;
  • принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий и причин нарушений, выявленных в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • обеспечение качества медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти;
  • определение показателей качества деятельности подведомственных органов и организаций;
  • соблюдение объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти;
  • создание системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг.

Ведомственный контроль включает проведение проверок:

  1. соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
  2. соблюдения медицинскими организациями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
  3. соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.

Подробнее о данном виде контроля читайте в одноименной статье.

Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельностиВнутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

На сегодняшний день порядок осуществления внутреннего контроля качества на нормативном уровне отсутствует. Существуют лишь отдельные региональные акты, устанавливающие некие модели внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (например, Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 16.08.2013 № 820; Приказ Минздрава МО от 10.02.2014 № 134). Данному виду контроля посвящен целый ряд статей:

  • «Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности»;
  • «Соблюдение порядка внутреннего контроля качества медицинской деятельности»;
  • «Управление качеством и безопасностью медицинской деятельности»;
  • «Контроль со стороны органов надзора за порядком соблюдения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности».

Вневедомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Вневедомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельностиОднако, по факту существует и еще один вид контроля качества медицинской деятельности – вневедомственный контроль качества медицинской помощи. Он упомянут в части 2 статьи 87 ФЗ № 323 в качестве одного из путей реализации контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Он осуществляется путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Данный вид контроля проводится фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 (ред. от 21.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию». Такой контроль реализуется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.

В соответствии с федеральным законом об обязательном медицинском страховании (Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ):

  • Медико-экономический контроль - установление соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам на основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, территориальной программе обязательного медицинского страхования, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи.
  • Медико-экономическая экспертиза - установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации.
  • Экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

Отметим, что с 1 июля 2017 года на основании Приказа Минздрава России от 10.05.2017 № 203н действуют новые критерии оценки качества медицинской помощи, применяемые как при экспертизе качества медицинской помощи в рамках ОМС, так и при экспертизе качества медицинской помощи вне рамок ОМС.

Подробнее об этом в статьях: «Контроль качества медицинской помощи в сфере ОМС», «Экспертиза качества медицинской помощи», «Критерии оценки качества медицинской помощи» и «Страховой надзор».

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии