logo
27 мая 2016

С 1 июня 2016 года информация о доходах, расходах, уплаченных организацией налогах и сборах будет доступна на сайте ФНС

logo

Изменения, касающиеся налоговой тайны

С 1 июня 2016 года информация о доходах, расходах, уплаченных организацией налогах и сборах будет доступна на сайте ФНССегодня Факультет Медицинского Права представляет своим читателям и подписчикам еще одну заметку, посвященную налоговым вопросам. Отметим, что информация, о которой дальше пойдет речь, важна и актуальна для каждого налогоплательщика, т.е. для всех пациентов, медицинских работников, медицинских организаций и др.

«01» июня 2016 года вступают в законную силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) Федеральным законом от 01.05.2016 № 134-ФЗ (далее – ФЗ № 134). Означенные изменения коснулись налоговой тайны.

Понятие налоговой тайны

Согласно статье 102 Налогового кодекса налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, прямо поименованных в пункте 1 статьи 102 Налогового кодекса.

Налоговая тайна как право налогоплательщика

Налоговым кодексом четко установлено, что одним из основных прав налогоплательщика является право на соблюдение и сохранение налоговой тайны (подпункт 13 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса). Как известно, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (статья 19 Налогового кодекса).

Кроме того, следует знать, что если налогоплательщиком является физическое лицо, то любая информация, прямо или косвенно к нему относящаяся, является персональными данными этого лица и подлежит регулированию в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Какие сведения не являются налоговой тайной?

Как уже было отмечено чуть выше, в пункте 1 статьи 102 Налогового кодекса приведен конкретный перечень сведений, которые не подпадают под понятие налоговой тайны. К таковым относятся сведения:

  • являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика. Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России). (Подобный порядок еще не принят).

Немного напомним, что к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ № 149). Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации (часть 2 статьи 7 ФЗ № 149).

Отметим, что положение о том, что согласие налогоплательщика о переходе сведений, полученных налоговыми органами, в категорию общедоступных может быть предоставлено как в отношении всех сведений, так и в какой-либо их части (т.е. налогоплательщик сам сможет определить объем информации, которая впоследствии станет общедоступной) будет действовать только с «01» июня 2016 года.

  • об идентификационном номере налогоплательщика;
  • о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения.

При этом не отнесение сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии к налоговой тайне является нововведением и вступит в силу лишь с «01» июня 2016 года.

  • предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
  • предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и др. нормативными правовыми актами, по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;
  • предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • предоставляемых органам местного самоуправления (органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам.

При этом не отнесение к налоговой тайне сведений, предоставляемых органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт – Петербурга и Севастополя также является нововведением и вступает в законную силу лишь с 01 июня 2016 года.

Что еще не является налоговой тайной с «01» июня 2016 года

Обращаем внимание на то, что «01» июня 2016 года начнут действовать 3 новых подпункта, внесенных в пункт 1 статьи 102 Налогового кодекса, согласно которым, к налоговой тайне не относятся также сведения:

  • о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 Налогового кодекса;
  • об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 Налогового кодекса, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 Налогового кодекса.

Открытые данные на сайте Федеральной налоговой службы

Обращаем внимание, что с «01» июня 2016 года сведения об организации в части нарушений законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения (подпункт 3 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса), о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков (подпункт 7 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса), а также сведения из 3 нововведенных подпунктов, указанных выше, размещаются в форме открытых данных на официальном сайте Федеральной налоговой службы (https://www.nalog.ru/), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну. Сведения, подлежащие размещению, по запросам не представляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Сроки и период размещения вышеозначенных сведений, порядок их формирования и размещения утверждаются Федеральной налоговой службой. Однако отметим, что на сегодняшний день нормативные правовые акты, регламентирующие данный вопрос еще не приняты.

Что также нужно знать

Согласно статье 2 ФЗ № 134 положения нововведенного пункта 1.1 статьи 102 Налогового кодекса РФ в части сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерам ответственности за эти нарушения, а также в части сведений о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщика будут применяться:

  • к налоговым правонарушениям, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу после «01» июня 2016 года, и мерам ответственности за их совершение;
  • к сведениям о числящихся за налогоплательщиком (плательщиком сбора) по состоянию на «01» июня 2016 года, а также выявленных налоговым органом после «01» июня 2016 года недоимки и задолженности по пеням и штрафам;
  • к сведениям о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиком, и об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков - начиная с «01» января 2016 года.

Важно

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, Федеральным законом от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и др.).

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Ответственность за незаконное разглашение налоговой тайны

Согласно части 2 статьи 183 Уголовного кодекса РФ (далее – Уголовный кодекс) незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, -наказываются:

  • штрафом в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
  • либо исправительными работами на срок до 2 лет;
  • либо принудительными работами на срок до 3 лет;
  • либо лишением свободы на 3 года.

Согласно части 3 статьи 183 Уголовного кодекса те же деяния (а также собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом), причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, -наказываются:

  • штрафом в размере до одного 1 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
  • либо принудительными работами на срок до 5 лет;
  • либо лишением свободы на 5 лет.

На основании части 4 статьи 183 Уголовного кодекса деяния, предусмотренные частями 2 или 2 статьи 183 Уголовного кодекса, повлекшие тяжкие последствия, - наказываются:

  • принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок до 7 лет.

Сообщаем, что под крупным ущербом в рамках статьи 183 Уголовного кодекса признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 1 500 000 рублей (примечание к статье 169 Уголовного кодекса).

Будьте в курсе всех новостей.
Подписывайтесь на новости.
Комментарии 0
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.
Комментарии