logo
logo
22 августа 2016

Новая надзорная Россия с 2017 года или все новое - это хорошо забытое старое

logo

Новая надзорная Россия с 2017 года или все новое  - это хорошо забытое староеПочти год в своих заметках Факультет Медицинского Права сообщает только положительные новости об изменениях, связанных с осуществлением государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, мы 20 июля 2015 года писали о введении трехлетнего моратория на проведение проверок (https://goo.gl/96IBB5). Теперь же мы напротив огорчим своих читателей, сообщив, что с 1 января 2017 года законодатель достаточно серьезно усложнит работу органам надзора и затруднит жизнь проверяемым ими лицам. Притом, на наш взгляд, некоторые нововведения здорово откатывают надзорную политику России к старым, во многом беспредельным в этом вопросе, временам.

Начнем с того, что изменения в базовый Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294) были внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ.

О сути изменений

Вышеназванными изменениями:

  • определен порядок организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами;
  • определен порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
  • введено понятие «индикаторы риска нарушения обязательных требований»;
  • введена возможность проведения контрольной закупки в рамках мероприятий по контролю.

О мероприятиях по профилактике нарушений обязательных требований

Теперь на органы надзора возложена обязанность проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований. Открытый перечень таких мероприятий установлен ч.2 ст. 8.2 ФЗ № 294. В частности к ним отнесены:

  • обеспечение размещения на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
  • осуществление информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований Органы контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
  • обеспечение регулярного (не реже 1 раза в год) обобщения практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
  • выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (Порядок составления и направления подобного документа, подача возражений на него и их рассмотрение должен быть определен Правительством РФ).

Однако данный перечень не является исчерпывающим. Так, положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля может быть предусмотрено осуществление органами контроля специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ч. 3 ст. 8.2 ФЗ № 294).

Кроме того, Правительство РФ наделено правом определить общие требования к организации и осуществлению органами контроля указанных выше мероприятий.

О мероприятиях по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями

Введено новое положение о мероприятиях по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, к которым отнесены в том числе (ч.1 ст. 8.3 ФЗ № 294):

  • плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств (в соответствии со ст. 13.2 ФЗ № 294-ФЗ);
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
  • другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

Указанные мероприятия будут проводится на основании задания, утверждаемого руководителем или заместителем руководителя органа контроля. Таким образом, мероприятия по контролю будут проводиться в том числе в неком дистанционном формате без взаимодействия органа надзора и проверяемого лица, а в случае выявления нарушений в адрес руководителя или его заместителя органа контроля направляется мотивированное представление для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя (ч.1 ст. 8.3 ФЗ № 294).

Если же в ходе таких мероприятий орган контроля получит сведения о готовящихся нарушениях, то в адрес проверяемого лица направляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (ч.6 ст. 8.3 ФЗ № 294).

Выходит, что теперь появилось новое основание для проведения внеплановой проверки, притом организованное самостоятельно органом надзора. Это очень печальный факт, так как раньше органы надзора, желая по тем или иным причинам провести в отношении юрлица или ИП внеплановую проверку, могли организовать только административное расследование, техническая реализация которого имеет много сложностей. Теперь же основание для внеплановой проверки может быть состряпано целиком и полностью закулисно и основано по сути только на субъективном желании органа надзора провести такую проверку. Положительным моментом является то, что проверка, проводимая по данному основанию, требует согласования с прокуратурой.

О контрольной закупке

Законодателем введено новое мероприятие по контролю – контрольная закупка (действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения лицами обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям). Однако контрольная закупка не является на самом деле новым мероприятием по контролю, это хорошо забытое старое, от которого надзорная Россия отошла уже более 10 лет назад, переведя мероприятия по госконтролю в более прозрачный и открытый формат.

Новой редакцией ФЗ № 294 установлено, что проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора) (ч. 2 ст. 16.1 ФЗ № 294).

Проводится подобное мероприятие должно в присутствии 2 свидетелей либо с применением видеозаписи. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.

О проведении контрольной закупки составляется акт, и юридическому лицу он предоставляется для подписания лишь в случае выявления нарушений. Также экземпляр указанного акта вручается проверяемому лицу незамедлительно.

О введении индикаторов риска нарушения обязательных требований

Под Индикаторами риска понимаются - утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, параметры, соответствие которым или отклонение от которых, выявленные при проведении указанных в п. 3 - 7 ч. 1 ст. 8.3 ФЗ № 294-ФЗ мероприятий по дистанционному контролю, о которых мы рассказали чуть выше, сами по себе хоть и не являются доказательством нарушения юрлицом или ИП обязательных требований, но свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения и могут являться основанием для проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю (п. 5.1 ст. 2 ФЗ № 294-ФЗ).

Индикаторы риска должны быть разработаны и утверждены федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и подлежат размещению в сети «Интернет».

Изменения в части порядка проведения выездной проверки

Еще одно нововведение касается проведения выездной проверки. В ст. 12 ФЗ № 294-ФЗ введена ч. 7, в соответствии с которой в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя (его уполномоченного представителя), руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, ИП, либо в связи с иными действиями (бездействием) ИП (его уполномоченного представителя), руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения.

В этом случае орган контроля в течение 3 месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица и индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица или ИП.

И напоследок отметим, что в настоящей новостной заметке мы затронули далеко не все изменения ФЗ № 294, которые были внесены Федеральным законом № 277-ФЗ. Произошло очень много изменений как кардинальных, так и технических. Объем настоящей заметки не позволяет нам раскрыть всех нюансов, с которыми столкнутся медицинские и фармацевтические организации с 1 января 2017 года при взаимодействии с органами надзора. Однако до конца августа 2016 года вся новая информация будет отражена нами (Факультет Медицинского Права) на нашем сайте в разделе статей «Проверки органами надзора».

Будьте в курсе всех новостей.
Подписывайтесь на новости.
Комментарии 0
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1650 статей.
Комментарии