logo
 
№90

Вопрос про отказ родителей от вакцинации детей

Может Вам известно, почему врачи педиатры очень радеют за 100% вакцинацию детей? На основании каких нормативных актов детская поликлиника передает сведения об отказе от прививок в органы Полиции по делам несовершеннолетних и в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав с требованием принять меры по подозрению в жестоком обращении с детьми потому что родители отказываются от прививок? Если это противоправные действия, то какая ответственность за эти действия?
Ответ
Подготовлен: 17.03.2015 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материл может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

Виды профилактических прививок

Согласно части 3 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52) санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также в случаях предписания должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Проведение профилактических прививок входит в число санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, правила организации которых установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – ФЗ № 157).

В Российской Федерации на сегодняшний день существуют два вида профилактических прививок: 1) в рамках национального календаря; 2) по эпидемическим показаниям;

  • Профилактические прививки в рамках национального календаря

    Национальный календарь профилактических прививок утвержден Приказом Минздрава РФ от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» и определяет сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации.

    Национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции и гриппа.

  • Профилактические прививки по эпидемическим показаниям

    В соответствие со ст. ФЗ № 52 главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Упомянутым выше Приказом Минздрава № 125н помимо календаря профилактических прививок утвержден календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, среди которых значатся следующие: против менингококковой инфекции, против кори, против вирусного гепатита B, против дифтерии, против эпидемического паротита, против полиомиелита, против пневмококковой инфекции и другие.

Периодически главным государственным врачом РФ или главными государственными врачами субъектов РФ утверждаются постановления о дополнительной иммунизации отдельных групп населения в связи с эпидемиологической ситуацией в стране (городе). В последние годы очень часто фиксируются вспышки эпидемии кори, в связи с чем было утверждено Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.09.2011 № 120 «О дополнительных мероприятиях по ликвидации кори на территории Российской Федерации», а также Постановление Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 23.01.2012 № 1 (ред. от 06.04.2012) «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий против кори».

При любом из двух оснований вакцинации (в рамках национального календаря или по эпидемическим показаниям) гражданин имеет законное право на отказ от профилактической прививки, кроме установленных законом случаев, о чем будет сказано далее.

Право гражданина на согласие или отказ от профилактических прививок

В соответствии с частью 2 статьи 11 ФЗ № 157 профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет. При этом гражданин (его законный представитель) имеет право на отказ от профилактических прививок, это установлено частью 1 статьи 5 ФЗ № 157. Таким образом закреплена добровольность проведения профилактических прививок.

Отказ от профилактических прививок необходимо подтвердить письменно в соответствии с частью 3 статьи 5 ФЗ № 157, в котором родителям должны быть объяснены возможные последствия такого отказа, в том числе временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий.

Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) гражданин, один из родителей или иной законный представитель несовершеннолетнего до достижения 15 лет (16, если болен наркоманией) имеют право отказаться от медицинского вмешательства. Отметим, что речь идет именно о законных представителях, а именно о родителях, усыновителях, опекунах и попечителях. Такие лица как бабушки, дедушки, дяди, сестры и т.п. к законным представителям не относятся. Следовательно, письменный отказ от проведения профилактических прививок должен давать один из законных представителей.

Регистрация сведений о профилактических прививках

В соответствии со статьей 17 ФЗ № 157 сведения о профилактических прививках, поствакцинальных осложнениях, случаях отказа от профилактических прививок подлежат государственному статистическому учету. Сведения о профилактических прививках, поствакцинальных осложнениях, случаях отказа от профилактических прививок подлежат регистрации в медицинских документах и сертификатах профилактических прививок. Регистрация в каких-либо дополнительных документах отказа от профилактических прививок не предусмотрена.

Форма отчетности по сведениям о профилактических прививках утверждена Приказом Росстата от 28.01.2014 № 52 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека федерального статистического наблюдения за заболеваемостью населения инфекционными и паразитарными болезнями и профилактическими прививками», а точнее это форма № 5 «Сведения о профилактических прививках». Медицинскими организациями данная форма передается в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъекте Российской Федерации, они в свою очередь передают сведения в Управление Роспотребнадзора в субъекте РФ, после чего сведения поступают в Федеральный центр гигиены и эпидемиологии, который передает сведения о профилактических прививках уже в Роспотребнадзор. Передача статистических сведений о профилактических прививках в иные органы или организации не предусмотрена.

Врачебная тайна и основания для ее разглашения без согласия пациента

Согласно статье 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Следовательно, согласие на профилактическую прививку или отказ от нее – это часть врачебной тайны.

Разглашение врачебной тайны по общему правилу не допускается. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается только по основаниям, прямо указанным в законе. Согласно части 4 статьи 13 ФЗ № 323 к таким основаниям в частности относятся следующие:

  • 2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
  • 3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора…;

Нами были выделены два основания из десяти, указанных в законе, потому как нам представляется, что они могут иметь отношение к иммунизации населения и к рассматриваемой ситуации, а именно: медицинская организация, например, районная поликлиника имеет законное право предоставить сведения, составляющие врачебную тайну, в том числе и касательно отказа родителей от проведения своим детям прививок, в соответствии с запросом прокурора, полиции, суда в соответствии с пп. 3 части 4 статьи 13 ФЗ № 323. Хочется только отметить, что данное основание говорит о предоставлении сведений по запросу, а не по собственному желанию и усмотрению. Также стоит обратить внимание на пп. 2 части 4 статьи 13 № 323, в соответствии с которым допускается разглашение врачебной тайны пациента при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений. Вернувшись к категориям прививок и основаниям для их проведения, описанным ранее, увидим, что отказ от проведения прививок по эпидемиологическим показаниям (не прививок в рамках национального календаря, а именно по эпидпоказаниям - согласно постановлениям главного государственного санитарного врача РФ (субъекта РФ)) может быть аргументировано расценен как потенциальная угроза распространения инфекционных заболеваний.

Персональные данные граждан

Передача сведений об отказах родителей от проведения прививок своим детям связана не только с разглашением врачебной тайны, но и с вторжением в сферу персональных данных граждан. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Получается, что сведения, которые законный представитель несовершеннолетнего указывает в отказе от профилактических прививок, тоже являются персональными данными. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам (в том числе должностным) и не распространять персональные данные без согласия субъекта (законного представителя) персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Такие дозволения были уже рассмотрены чуть выше.

Комиссии по делам несовершеннолетних

В соответствии с пунктом 2.1.2 Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации (ПДН) проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – Комиссии) создаются в частности в целях обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Данная норма закреплена частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Вместе с этим пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» установлено, что члены Комиссии осуществляют следующие функции:

  • посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений (подпункт «ж»).

Также отметим, что на территории г. Москва действует Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации). В соответствии с которым участковые врачи и участковые медицинские сестры в случае установления факта трудной жизненной ситуации или социально-опасного положения в течение трёх суток передают соответствующую информацию в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического жительства несовершеннолетнего (-ней) по установленной форме.

Семейным кодексом РФ установлено, что жестоким обращением с детьми будет являться в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность. В свою очередь Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 27.05.1998 № 10 указал, что жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).

Случай отказа от профилактических прививок не может быть рассмотрен как грубое и пренебрежительное отношение к несовершеннолетним, в связи с тем, что ФЗ № 157 сам дает право выбора делать профилактическую прививку или нет, о чем сказано в начале ответа. Отказ от проведения профилактических прививок не является противоправным действием по причине того, что подобный отказ напрямую разрешен законодательством. Однако, нам представляется, что медицинские организации имеют законное право сообщать комиссиям по делам несовершеннолетних об отказах родителей от проведения прививок по эпидпоказаниям, дабы последние предприняли возможные меры для убеждения родителей в необходимости проведения таких вакцинаций. Связано это с тем, что при эпидситуации отсутствие прививок может представлять не только потенциальную угрозу жизни и здоровью ребенка, но также являться угрозой распространения инфекционных заболеваний. Повторим, что на наш взгляд, это может касаться только прививок, проведение которых обязательно в рамках постановлений санитарных врачей о дополнительной иммунизации отдельных групп населения в связи с эпидемиологической ситуацией, но не касается прививок в рамках национального календаря.

Ответственность за незаконное разглашение врачебной тайны и персональных данных

Лица, виновные в нарушении требований действующего законодательства в области защиты персональных данных, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Моральный вред, причиненный пациенту вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, а также требований к защите персональных данных, подлежит возмещению независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных пациентом убытков. Обязанность соблюдения врачебной тайны возложена на медицинские организации и медицинских работников в соответствии со статьями 73 и 79 ФЗ № 323.

Право пациента на врачебную тайну, является составляющей конституционного права гражданина на неприкосновенность частной жизни. По смыслу части 1 статьи 150 Гражданского кодекса РФ неприкосновенность частной жизни является нематериальным благом, соответственно, врачебная тайна является личным неимущественным правом пациента. Таким образом, в случае нарушения права пациента на врачебную тайну, наступает гражданско-правовая ответственность, выражающаяся в том числе в необходимости ответчика компенсировать потерпевшей стороне причиненные такими действиями убытки. В силу статьи 150 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, в частности, за:

  • Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (статья 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее - КоАП РФ);
  • Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (ст. 13.14 КоАП РФ).

Также возможно наступление уголовной ответственности, предусмотренной ст. 137 УК РФ (Нарушение неприкосновенности частной жизни) за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ. Для медицинского работника при использовании своего служебного положения это наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного 1 до 2 лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.

Трудовым кодексом РФ предусмотрено привлечение работника к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по пункту «в» части 6 статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с разглашением охраняемой законом служебной тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, к которой можно отнести и врачебную тайну. Также разглашение охраняемой законом тайны является основанием для привлечения работника к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю.

Подводя итог, сделаем следующие выводы:

  • У законных представителей несовершеннолетнего до 15 лет (до 16 лет, если болен наркоманией) есть право на отказ от профилактических прививок. Данное право предусмотрено статьей 5 ФЗ № 157;
  • Отказ от профилактических прививок должен быть оформлен в письменном виде;
  • Данные содержащиеся в отказе от профилактических прививок являются персональными данными, сведения об отказе от профилактических прививок составляет врачебную тайну пациента.
  • Незаконное разглашение информации, составляющей врачебную тайну, предусматривает наступление ответственности медицинской организации/ медицинского работника. Незаконное распространение персональных данных также предусматривает ответственность.
  • Обеспечение необходимой ребенку медицинской помощи является обязанностью родителей, но, тем не менее, закон дает гражданину право на отказ от прививок. Однако, безусловно организация проведения положенных по закону профилактических прививок является как минимум законным интересом ребенка. Но, несмотря на то, что Комиссии занимаются защитой интересов несовершеннолетних и в их полномочия входит рассмотрение подобного рода вопросов, это не наделяет медицинскую организацию правом сообщать сведения об отказах родителей от вакцинации детей в такие комиссии без их согласия (родителей), так как данное основание не указано в статье 13 ФЗ № 323. Исключением, как уже было сказано выше, на наш взгляд, может являться эпидситуация. Напомним, статья 13 ФЗ № 323 содержит десять оснований для разглашения врачебной тайны пациента без его согласия, одним из которых является угроза распространения инфекционных заболеваний, но никак не неисполнение родителями своих обязанностей.

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.