logo
 
№244

Вопрос про госпитализацию в больницу из-за подтвержденного COVID-19

Мне пришел положительный анализ на коронавирус. После чего мне выдали постановление за подписью главного санитарного врача о госпитализации в стационар. Насколько законен подобный документ? И достаточно ли одного анализа, чтобы считалось, что у меня подтвержден диагноз?
Ответ
Подготовлен: 02.05.2020 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материал может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

О госпитализации

На данный момент большинство мероприятий, связанных с COVID-19, проводятся в рамках Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52). Данный федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Предварительно важно напомнить, что коронавирусная инфекция COVID-19 была внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 № 66).

ФЗ № 52 в контексте обеспечения санэпид благополучия населения использует такое понятие, как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Пункт 3 ст. 28 ФЗ № 52 гласит, что санитарно-противоэпидемические мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 ФЗ № 52.

Упомянутый п. 2 ст. 50 ФЗ № 52 устанавливает, что при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

  • об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;
  • о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;
  • и другие.

Согласно ст. 51 ФЗ № 52 главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст. 50 ФЗ № 52, также вправе при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:

  • госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;
  • проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
  • и так далее.

При этом, статья 10 ФЗ № 52 напоминает о том, что граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, требования постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а также не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Статья 33 ФЗ № 52 гласит, что больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Однако порядка, о котором говорит вышеназванная статья, так и не принято. Как и нет многих положений, которые конкретизировали бы и вносили ясность относительно некоторых обязанностей, возложенных на граждан, ИП и юр. лиц в рамках ФЗ № 52. В тоже время, подобные «упущения» (отсутствие порядка и пр.) не могут являться однозначными и бесспорными основаниями для неисполнения требований, о которых говорилось выше, в том числе постановления о госпитализации, о котором упоминается в Вашем вопросе.

Также хотим обратить внимание (с учетом вопроса о подтверждении диагноза и необходимом количестве тестов на COVID-19), что согласно вышеназванным нормам ФЗ № 52, госпитализации подлежат не только лица, больные инфекционным заболеванием, но и с подозрением на него, а также контактировавшие с больным.

О подтвержденном COVID-19

На уровне нормативных правовых актов нет четкой регламентации относительно того, сколько тестов необходимо сделать, чтобы считать подтвержденным случай COVID-19. Некоторые особенности и пояснения по установлению диагноза, лечению, госпитализации, и т.п. отражены в методических рекомендациях по COVID-19, которые принимаются Главным государственным санитарным врачом РФ, Минздравом России и т.д.

Например, МР 3.1.0170-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2020) и другие. В подобных рекомендациях как раз говорится о том, как определяется (по каким критериям) подозрение на COVID-19, сколько необходимо сделать исследований для выписки из больницы и т.д.

Упомянутые МР 3.1.0170-20 гласят, что госпитализация пациентов с установленным диагнозом COVID-19 или с подозрением на данное заболевание, а также лиц, контактировавших с ними, осуществляется по клиническим (с учетом критериев, установленных Минздравом России) и эпидемиологическим показаниям (проживание в общежитии, многонаселенной квартире, отсутствие возможности самоизоляции при наличии в окружении лиц контингентов риска - старше 65 лет, лиц с хроническими заболеваниями сердца, легких, эндокринной системы, других).

Во Временных методических рекомендациях «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 5 (08.04.2020)», утв. Минздравом России, даны следующие пояснения:

Вероятным случаем COVID-19 признаются клинические проявления острой респираторной инфекции (температура тела выше 37,5 °C и один или более признаков: кашель, сухой или со скудной мокротой, одышка, ощущение заложенности в грудной клетке, насыщение крови кислородом по данным пульсоксиметрии (SpO2) 95%, боль в горле, насморк и другие катаральные симптомы, слабость, головная боль, аносмия, диарея) при наличии хотя бы одного из эпидемиологических признаков:

  • возвращение из зарубежной поездки за 14 дней до появления симптомов;
  • наличие тесных контактов за последние 14 дней с лицом, находящимся под наблюдением по COVID-19, который в последующем заболел;
  • наличие тесных контактов за последние 14 дней с лицом, у которого лабораторно подтвержден диагноз COVID-19;
  • работа с больными с подтвержденными и подозрительными случаями COVID-19.

Подозрительный на COVID-19 случай - клинические проявления острой респираторной инфекции (температура тела выше 37,5 °C и один или более из следующих признаков: кашель - сухой или со скудной мокротой, одышка, ощущение заложенности в грудной клетке, насыщение крови кислородом по данным пульсоксиметрии (SpO2) 95%, боль в горле, насморк и другие катаральные симптомы, слабость, головная боль, аносмия, диарея) при отсутствии других известных причин, которые объясняют клиническую картину вне зависимости от эпидемиологического анамнеза.

Подтвержденным случаем COVID-19 считается положительный результат лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот вне зависимости от клинических проявлений.

Конечно, подобные рекомендации не являются нормативными правовыми актами и не могут являться безусловно обязательными. В тоже время, регламентировать «каждый шаг» на уровне законов очевидно невозможно. Более того, описанное в рекомендациях никак не умаляет и не отменяет обязанности, которые установлены ФЗ № 52, в том числе по исполнению постановления главного государственного санитарного врача о госпитализации.

Вывод

На основании вышеизложенного, мы не советуем препятствовать или отказываться от исполнения выданного Вам постановления (даже при наличии неких пробелов и противоречий в законодательстве).

Как минимум, за отказ могут привлечь к административной ответственности по ч. 2 или 3 ст. 6.3 КоАП РФ. Но не стоит забывать и об уголовной ответственности. В частности, о статье 236 УК РФ, предусматривающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

А чтобы лицу доказать обратное, придется, говоря простым языком, судиться. А это, как известно, дело долгое и непростое. Тем более, учитывая уже существующую практику, есть все основания полагать, что решение вряд ли будет в пользу гражданина.

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.