logo
 
№25

Вопрос про обучение членов Врачебной Комиссии

В Приказе Минздравсоцразвития РФ № 502н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» не сказано, что председатель комиссии или какой-то иной член комиссии должен иметь подготовку по вопросам экспертизы качества медицинской помощи и контролю качества медицинской помощи с удостоверением соответствующего образца. Но данное требование предъявляется Росздравнадзором при проведении проверок, насколько оно обосновано?
Ответ
Подготовлен: 30.08.2013 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материл может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

В соответствие с п. 4 д) Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 17.01.2013) «О лицензировании медицинской деятельности» одним из лицензионных требований, предъявляемых как к соискателю лицензии, так и к лицензиату является наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);

Согласно «Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность», утверждённому Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 17.01.2013) «О лицензировании медицинской деятельности» одним из видов медицинской деятельности, подлежащей лицензированию, является экспертиза качества медицинской помощи. Работы (услуги) по контролю качества медицинской помощи в указанный Перечень не входят. Однако на сегодняшний день продолжает действовать «Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 10.05.2007 N 323 (ред. от 09.09.2009), согласно которому, работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи включают работы (услуги), в том числе, по контролю качества медицинской помощи. Работы (услуги) по экспертизе качества медицинской помощи в указанный Перечень не входят.

Согласно подпунктам 4.1, 4.6, 4.7, 4.8. 4.20, 4.22 пункта 4 утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012 N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» функциями врачебной комиссии, связанными с контролем качества медицинской помощи, являются:

  • принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;
  • оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;
  • оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;
  • разработка мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;
  • организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации);
  • рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи граждан в медицинской организации;

Подчеркнем, что указанные выше функции выполняются не при оказании услуг (работ) гражданам и, соответственно, на выполнение указанных функций не распространяются лицензионные требования и условия, установленные «Положением о лицензировании медицинской деятельности».

Требования к квалификации членов врачебной комиссии медицинской организации установлены разделом III указанного выше Приказа Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012 N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», а именно:

  • Врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии. Председателем врачебной комиссии назначается руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения) медицинской организации, в должностные обязанности которого входит решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии. Председателями подкомиссий врачебной комиссии назначаются заместители руководителя (руководители структурных подразделений) медицинской организации, в должностные обязанности которых входит решение вопросов, отнесенных к компетенции подкомиссий. В состав врачебной комиссии и ее подкомиссий включаются заведующие структурными подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты из числа работников медицинской организации.

Исходя из вышесказанного, единственным квалификационным требованием к членам врачебной комиссии, установленным данным Приказом, является наличие высшего медицинского образования (за исключением секретаря врачебной комиссии, так как Приказ вообще не дает каких-либо указаний на требования к его квалификации). Также следует учитывать и дополнительные квалификационные требования, предъявляемые Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 17.01.2013) «О лицензировании медицинской деятельности» к руководителю медицинской организации, заместителю руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителю структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, а именно: наличие дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".

Ни один из вышеупомянутых нормативных правовых актов не предъявляет к членам врачебной комиссии или к иным медицинским работникам стоматологической поликлиники требования о прохождении обязательной подготовки по вопросам экспертизы (контроля) качества медицинской помощи. Приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.2011 N 1496н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях" также не содержит подобных требований.

Таким образом, требования чиновников из Росздравнадзора о наличии у председателя, иного члена врачебной комиссии или штатного сотрудника специальной подготовки по вопросам экспертизы качества медицинской помощи и контролю качества медицинской помощи с удостоверением соответствующего образца является необоснованным. Следовательно, если в приложении к лицензии на медицинскую деятельность медицинской организации не заявлен вид услуг по контролю качества медицинской помощи, то медицинская организация не обязана иметь специалиста по данному виду услуг не только в составе врачебной комиссии, но и вообще в штате организации.

Некоторые специалисты Росздравнадзора указывают также на то, что медицинская организация обязана получить лицензию на медицинскую услугу «экспертиза (контроль) качества медицинской помощи». Такое требование также не может быть признано обоснованным, так как п. 3. Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (ред. от 17.01.2013) «О лицензировании медицинской деятельности» гласит, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Лицензированию подлежат именно данные виды работ (услуг) согласно перечню, составляющие медицинскую деятельность.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"

  • a) под работой следует понимать действие (комплекс действий), имеющее материально выраженный результат и совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя на возмездной договорной основе;
  • б) под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора.

То есть, работа (услуга) – это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей граждан.

Вид работы (услуги) "экспертиза (контроль) качества медицинской помощи" подразумевает оказание гражданам определенного набора действий, входящих в сферу этого лицензируемого вида медицинской деятельности, но никак не действия в целях решения внутренних задач медицинской организации. Следовательно, на выполнение указанных функций не распространяются лицензионные требования и условия, установленные Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (ред. от 17.01.2013) «О лицензировании медицинской деятельности».

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.