logo
 
№112

Вопрос про опубликование договора об оказании медуслуг на сайте госзакупок с учетом требований закона о ПД и врачебной тайне

Коллеги, интересно ваше мнение на специфичную сферу - оказание медицинских услуг в рамках государственных закупок.
Нередко объектом закупки для заказчиков являются медицинские услуги, наиболее частый пример - предварительные и периодические медицинские осмотры.
При этом, как известно, к любому факту обращения физического лица за медицинской помощью применяется режим врачебной тайны (ст. 13 Федерального закона 323-ФЗ от 21.11.2011г.) И вот тут встаёт вопрос о соотношении этого факта с требованиями законодательства о госзакупках.
Согласно п. 9 ч. 2 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ обязательному опубликованию в реестре контрактов (доступному на zakupki.gov.ru абсолютно любому пользователю) подлежит копия заключенного контракта.
При этом к договору на оказание медицинских услуг независимо от того, какое юридическое лицо выступает заказчиком (частная организация, государственное учреждение или орган государственной власти с правами юридического лица), подлежать обязательному применению нормы ПП РФ 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" (Правила).
Пп. б. п. 17 Правил одним из обязательных требований к содержанию "трёхстороннего" договора на МУ является: фамилия, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);
Таким образом, на сайте zakupki.gov.ru после заключения контракта по результатам процедуры определения поставщика должен быть опубликован контракт, содержащий мало того, что факты, являющиеся врачебной тайной, так и другие персональные данные, охраняемые 152-ФЗ (место жительства, телефон).
Соответственно, встаёт вопрос как для Заказчиков, так и для медицинских учреждений-исполнителей, каково же должно быть содержание договора на оказание МУ при его заключении в рамках 44-ФЗ в части данных о потребителе (-ях)? В настоящий момент есть разъяснение, данное Федеральным казначейством в Письме от 7 апреля 2015 года № 07-04-18/09-173, следующего содержания: "По мнению Федерального казначейства, исходя из смысла подпункта «б» пункта 17 Правил, а также, поскольку контракт заключается между Управлением как заказчиком и медицинской организацией, то указание в контракте (договоре) адреса места жительства и телефона лица, которому оказывается услуга (потребителя), не требуется."
Однако такое разъяснение, на мой взгляд, прямо противоречит содержанию комментируемой ими нормы.
Ответ
Подготовлен: 13.07.2015 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материл может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

Сведения о фамилии, имени и отчестве, адресе месте жительства и телефона гражданина относятся к категории (простой категории) персональных данных (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ № 152)) и к ним применяется режим обработки персональных данных, установленный статьей 6 ФЗ № 152.

Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (статья 3 ФЗ № 152).

Опубликование контракта (договора оказания платных медицинских услуг, в котором фигурируют данные (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, телефон) физических лиц работников Заказчика – непосредственных потребителей медицинских услуг), заключенного в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44) в реестре контрактов на zakupki.gov.ru совместно с информацией о потребителе является передачей (распространением, предоставлением, доступом) персональных данных, то есть одной из составных частей механизма обработки персональных данных.

Главным условием обработки персональных данных является согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6 ФЗ № 152).

Условия, при которых возможна обработка простой категории персональных данных (не специальной категории и не биометрических данных, а именно простой категории ПД) без согласия субъекта персональных данных, установлены пунктами 2-11 статьи 6 ФЗ № 152, одним из которых является если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

ФЗ № 44 на заказчика (бюджетное учреждение, осуществляющие закупки) возложена обязанность направлять контракты для их размещения в реестре контрактов заказчика, информация по которому размещается на сайте zakupki.gov.ru (п.6 ч.3 ст.4, ч.3 ст. 103, п.9 ч. 2 ст. 103).

Таким образом, для размещения контракта (договора об оказании платных медицинских услуг, содержащего сведения о потребителе) в реестре контрактов на сайте zakupki.gov.ru (передачи (распространения, предоставления, доступа) персональных данных) письменное согласие субъекта персональных данных не требуется, поскольку оператор персональных данных исполняет обязанности, возложенные на него федеральным законом.

Врачебная тайна

Кроме того, на наш взгляд, договор об оказании платных медицинских услуг (при наличии сведений о потребителе) содержит сведения об обращении пациента-потребителя за оказанием медицинской помощи в такую-то медицинскую организацию, что в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее – ФЗ № 323) относится к сведениям, составляющим врачебную тайну, где также их разглашение допускается только с письменного согласия пациента. Данный вывод однако можно отнести не к любому заключенному договору об оказании медицинских услуг, а только к трехсторонней его форме или к двусторонней, стороной которого выступает законный представитель пациента, подробнее о которых будет сказано далее.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в соответствии с пунктами 1-10 части 4 статьи 10 ФЗ № 323. К установленному данными нормами перечню исполнение обязанности заказчика (бюджетного учреждения) по размещению контракта на сайте zakupki.gov.ru в соответствии с положениями ФЗ № 44 не относит. Таким образом, при указанных выше обстоятельствах, при заключении подобного договора с указанием данных о потребителе – физическом лице (пациенте), как содержащем сведения, относящимся к врачебной тайне, необходимо письменное согласие гражданина (его законного представителя) на их предоставление Федеральному казначейству для размещения контракта (договора об оказании платных медицинских услуг) на сайте zakupki.gov.ru в соответствии с положениями ФЗ № 44.

Договор в пользу третьего лица, договор об исполнении обязательства третьему лицу и трехсторонний договор

Напоследок хотим выразить наше мнение касательно того, что далеко не каждый заключаемый договор на оказание медицинских услуг, при котором личности Заказчика и потребителя не совпадают, должен быть трехсторонним и в нем должны быть отражены определенные данные о физическом лице-потребителе. К сожалению, прежде чем мы подведем вывод, нам придется немного (а вернее достаточно много) отвлечься на юридическую сторону вопроса относительно форм заключаемого договора.

Согласно требованиям Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (п.п. «б» п. 17), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 (далее – Правила № 1006), договор на оказание платных медицинских услуг должен содержать:

  • фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);
  • фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;
  • наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица;

Однако, в первую очередь, следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 Правил № 1006 в договоре оказания платных медицинских услуг участвуют:

  • «потребитель» - физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором;
  • «заказчик» - физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя;
  • «исполнитель» - медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям.

Таким образом, из смысла Правил № 1006 следует, какие лица могут выступать сторонами Договора об оказании платных медицинских услуг.

В пункте 18 Правил № 1006 указано, что договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй - у заказчика, третий - у потребителя. В случае если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах. Отсюда, можно легко сделать вывод, что потребитель и заказчик могут не совпадать, тогда договор будет трехсторонним и будет заключен в пользу потребителя, как это и было указано чуть ранее в самом определении категории «потребитель». Из юридической практики на самом деле не всегда следует то, что договоры в пользу третьего лица должны быть обязательно трехсторонними, скорее наоборот, участие в договоре самого третьего лица исключает его дальнейшую квалификацию как договора в пользу третьего лица, так как договор становится трехсторонним (многосторонним). Третье лицо (потребитель) в таком договоре становится его участником (стороной), в то время как ст. 430 ГК РФ (статья, регулирующая правила оформления договоров в пользу третьего лица) имеет в виду те случаи, когда третье лицо приобретает право требовать исполнения в свою пользу, не участвуя в заключении договора. В договоре в пользу третьего лица согласно ст. 430 ГК РФ это самое третье лицо может быть вообще точно не определено.

Но, возвращаясь к конструкции договора об оказании платных медицинских услуг следует придерживаться требований Правил № 1006, согласно которым договор, в котором личности заказчика и потребителя медицинской услуги не совпадают, должен быть именно трехсторонним, оформляться в 3 экземплярах для каждой из сторон и иметь три подписи в договоре для каждой из них. Однако, положения Правил № 1006 касательно порядка оформления договора тем не менее не охватывают все возможные варианты совершенно законного оформления правоотношений основных участников договора – заказчика и исполнителя. Например, ситуация при которой Заказчик и Потребитель не совпадают, не всегда влечет за собой оформление трехстороннего договора. Заказчик может просто выступать от имени и в интересах потребителя, если он (заказчик), например, является законным представителем потребителя. Тогда договор будет двусторонним и по форме не в пользу третьего лица (при котором третье лицо имело бы право требовать исполнения такого договора), а по форме договора об исполнении обязательства третьему лицу (договор с участием третьего лица), право требования по которому принадлежит исключительно тому субъекту, который заключил договор, то есть заказчику. Третье лицо при такой конструкции договора не будет являться стороной договора, не будет иметь права самостоятельного требования его исполнения, договор будет в 2 экземплярах и естественно подписи этого лица также не будет.

Все наши длинные рассуждения приведены для того, чтобы показать и объяснить, что договор об оказании платных медицинских услуг между юридическим лицом (работодателем), выступающим Заказчиком, и медицинской организацией (Исполнителем) на оказание медицинских услуг (медицинские осмотры), является по форме договором об исполнении обязательства третьему лицу (договором с участием третьего лица). Договор заключается не в пользу потребителя, в нашем случае дальнейших потребителей медицинской услуги (работников Заказчика), а с их неким участием, упоминанием. Работники не смогут требовать от Исполнителя исполнения договора – оказать им услуги в рамках проведения медицинских осмотров, если например, Заказчик передумает и не выдаст направления работнику на прохождение медосмотра у Исполнителя или вообще уволит работника, иное. Более того, перечень работников может и поменяться в процессе исполнения договора. Ввиду всего вышесказанного, в тексте договора не требуется указывать ФИО конкретных потребителей услуги, должны быть отражены только некие критерии их «опознания», например, работники Заказчика. Однако, стоит еще раз акцентировать внимание на том, что в данном случае работники не будут подпадать под категорию «потребителя», определение которой дано в Правилах № 1006, так как договор заключается не в их пользу. С учетом всего выше сказанного, мы делаем вывод, что требования п.п. «б» п. 17 Правил № 1006 об указании фамилии, имени и отчества (если имеется), адреса места жительства и телефона потребителя(-ей) к договору подобной формы могут не применяться. Следовательно, заключение такого договора не влечет обязанности медицинской организации указывать в Договоре оказания платных медицинских услуг личности работников, перечислять указанные выше данные, которые по совместительству являются и персональными данными работников .

Как завершение всего сказанного ранее, отметим то, что если конструкция договора все-таки требует указания личности и данных потребителя или по каким-либо иным причинам это было сделано сторонами договора, то следует ориентироваться на то, что опубликование договора на сайте госзакупок может быть осуществлено без согласия потребителя на обработку (распространение) его персональных данных, но при его согласии на разглашение врачебной тайны с учетом всех комментариев выше.

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.