logo
 
№104

Вопрос про чек и бланк строгой отчетности

Коллеги, подскажите, какой вариант лучше, вести бланки строгой отчетности, или все-таки кассовый аппарат? Заранее всем спасибо!
Ответ
Подготовлен: 22.05.2015 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материл может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

Наверняка многие руководители медицинских организаций или же индивидуальные предприниматели задумывались о том, какой же документ лучше выдать пациенту после того как он оплатил медицинские услуги: пробить фискальный чек или выдать БСО, например, квитанцию об оплате? В сегодняшней заметке попробуем разобраться, что же действительно лучше.

Итак, в соответствии с Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца)) (пункт 24 указанных Правил). Данным правилом законодатель оставляет право выбора вида документа, подтверждающего оплату услуг, за медицинской организацией.

Сразу оговоримся, что единой утвержденной формы квитанции об оплате медицинских услуг нет.

Отметим, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – ФЗ № 54) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Правила использования ККТ

Но прежде, чем использовать в работе контрольно-кассовую технику (ККТ) и выдавать пациентам чеки за оплату медицинских услуг, необходимо помнить о том, что ККТ должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; быть исправна, опломбирована в установленном порядке (статья 4 ФЗ № 54). Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470. В соответствии с ним, налоговый орган не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов регистрирует контрольно-кассовую технику путем внесения сведений о ней в книгу учета контрольно-кассовой техники.

Помимо этого, организация должна обеспечивать (в соответствии со статьей 5 ФЗ № 54):

  • Использование ККТ, обеспечивающих надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
  • Ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку соблюдения ФЗ № 54 беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;
  • Производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память ККТ информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Наличные денежные расчеты без применения ККТ

При этом, организациям и индивидуальным предпринимателям, в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, разрешено осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее – БСО) (часть 2 статьи 2 ФЗ № 54).

Отметим, что услуги населению, оказываемые предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальными предпринимателями содержаться в «ОК 002-93. Общероссийский классификатор услуг населению», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (действителен до 2016 года). А с 1 января 2016 года начинает действовать «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Медицинские услуги (а в новом классификаторе – услуги в области здравоохранения) конечно же входят в классификатор услуг населению, следовательно, и медицинские организации, оказывающие подобные услуги имеют право применять БСО в соответствии с частью 2 статьи 2 ФЗ № 54.

Такая правовая позиция в свою очередь нашла отражение в письмах УФНС РФ по г. Москве от 09.12.2010 № 17-15/129849 и от 02.03.2009 №17-15/19792 о праве организации, оказывающей медицинские услуги, работать без ККТ и применять самостоятельно разработанные бланки строгой отчетности. Здесь интересно указать разъяснение Минфин России, данное в письме от 04.04.2012 № 03-01-15/3-74, о том, что принадлежность вида деятельности к оказываемым населению услугам определяется Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), а в законодательстве Российской Федерации отсутствует положение о том, что перечень поименованных в ОКУН услуг населению является исчерпывающим. Кроме того, в наименовании некоторых услуг в ОКУН присутствуют «прочие услуги», что исключает возможность рассмотрения содержащегося в нем перечня услуг как исчерпывающего.

Порядок осуществления наличных денежных расчетов без применения ККТ

Порядок осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее – Положение № 359). Организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные пунктом 3 Положения № 359, а именно:

  • наименование документа, шестизначный номер и серия;
  • наименование и организационно-правовая форма - для организации;
  • фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
  • место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
  • дата осуществления расчета и составления документа;
  • должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

Ниже рассмотрим основные требования к ведению и хранению БСО. При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее 1 копии либо бланк документа должен иметь отрывные части (пункт 8 Положения № 359).

Бланки документов хранятся в металлических шкафах, сейфах и (или) специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение. По окончании рабочего дня место хранения бланков документов опечатывается или опломбировывается. Инвентаризация бланков документов осуществляется в сроки проведения инвентаризации находящихся в кассе наличных денежных средств (пункты 16, 17 Положения № 359).

Упакованные в опечатанные мешки копии документов (корешки), подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств (в том числе с использованием платежных карт), хранятся в систематизированном виде не менее 5 лет. По окончании указанного срока, но не ранее истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации копии документов (корешки) уничтожаются на основании акта об их уничтожении, составленного комиссией, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки документов (пункт 19 Положения № 359).

При этом интересно отметить, что БСО нет необходимости регистрировать где-либо (в том числе и в налоговых органах). Это подтверждается, во-первых, отсутствием такой обязанности в нормативных правовых актах, а во-вторых, подтверждено разъяснениями Минфина, данными в письмах № 03-01-15/8-250 от 25.11.2010 и № 03-01-15/11-297 от 16.11.2006.

Наличные денежные расчеты без применения ККТ или выдачи БСО

Для полноты информации отметим, что пунктом 3 статьи 2 ФЗ № 54 установлено, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при осуществлении определенных данным пунктом видов деятельности (например, продажи лотерейных билетов; торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив; торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами; приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома; продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи). Медицинской деятельности в данном перечне нет. Интересно, что законодатель не предусматривает пунктом 3 статьи 2 ФЗ № 54 выдачу БСО вместо применения ККТ, как это указано в части 2 статьи 2 ФЗ № 54. То есть указанные выше организации и индивидуальные предприниматели не обязаны вообще выдавать какой-либо документ, свидетельствующий о приеме наличных денежных средств, но как уже было сказано ранее, такие возможности не относятся к медицинским организациям.

В заметке мы постарались отразить наиболее значительные отличия чеков от бланков строгой отчетности. Что лучше использовать при осуществлении медицинской деятельности каждая организация должна решить самостоятельно, так как в использовании и того и иного документа существуют свои особенности.

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.