Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
27 июля 2018

Тарификация платных услуг государственными учреждениями здравоохранения в контексте антимонопольного законодательства

3235

Тарификация платных услуг государственными учреждениями здравоохранения в контексте антимонопольного законодательства

Не секрет, что бюджетные и казенные государственные (муниципальные) медицинские учреждения также могут оказывать платные услуги. Однако цены (тарифы) на платные медицинские услуги, предоставляемые такими медицинскими учреждениями, определяются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, в соответствии с Порядками определения цен (тарифов) на медицинские услуги, разработанными этими же органами. Однако зачастую учреждения здравоохранения серьезно занижают свои расценки (проще говоря демпингуют), создавая при этом сложности частным медицинским организациям, не имеющим подобных возможностей.

Однако такое поведение порой расценивается Федеральной антимонопольной службой как неправомерное в контексте Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). А именно – пункт 10 части 1 статьи 10, который гласит, что запрещаются (помимо прочих) действия, направленные на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Как итог – новое интересное судебное разбирательство.

ГБУЗ АО «Областной наркологический диспансер» обратилось в суд с требованием о признании решения* Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее – Управление ФАС АО) незаконным.

*Как было выявлено Управлением ФАС АО в ходе анализа состояния конкуренции на рынках оказания платных услуг медицинского освидетельствования, Диспансер занимает на данном рынке долю 100%. Притом Диспансер, по мнению Управления ФАС АО, не имея права на определение размера платы за оказание данных услуг, утвердил и применял цены на платные услуги. Управление ФАС АО признало учреждение нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно незаконное применения медицинским учреждением цен на платные услуги медицинского освидетельствования врачом психиатром-наркологом пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия и применение цен на проведение химико-токсикологического исследования наличия в организме человека наркотических веществ, психотропных веществ и их метаболитов для проведения медицинского освидетельствования врачом психиатром-наркологом пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия в целях получения удостоверения частного охранника, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга лиц на рынках оказания услуг медицинского освидетельствования.

Суды первой и апелляционной инстанций в требовании ГБУЗ АО «Областной наркологический диспансер» отказали. А вот суд кассационной инстанции признал решение Управления ФАС АО незаконным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.02.2018 № Ф06-29114/2017 по делу № А06-445/2017) => данную позицию поддержал и Верховный суд РФ (Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2018 № 306-КГ18-3643 по делу № А06-445/2017).

Арбитражный суд Поволжского округа, удовлетворяя требования диспансера указал, что согласно части 3 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 352, размер платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, устанавливается федеральными органами исполнительной власти. К числу таких услуг относится и медицинское освидетельствование с выдачей справки.

В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006, порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. Соответственно, поскольку ГБУЗ АО «ОНД» является государственным бюджетным учреждением здравоохранения Астраханской области, то порядок определения цен определяется Министерством здравоохранения Астраханской области, а именно – распоряжением Минздрава Астраханской области № 982р «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». В данном распоряжении указывается, что определение цен (тарифов) на платные медицинские услуги, прейскурант на платные услуги, оказываемые государственными учреждениями здравоохранения Астраханской области, утверждается руководителем учреждения здравоохранения.

Приказом главного врача ГБУЗ АО «ОНД» (кто и является руководителем учреждения) утвержден прейскурант цен на платные медицинские услуги, в том числе на медицинское освидетельствование и на проведение химико-токсикологического исследования.

Ввиду чего суд пришел к выводу, что приказ был издан главным врачом учреждения при наличии соответствующих полномочий, а в действиях учреждения отсутствуют нарушения требований антимонопольного законодательства.

Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.