logo
logo
19 июля 2017

Судебное решение по делу о проведении судебно-психиатрической экспертизы в негосударственной медицинской организации

logo
Дела судебные
  1. Дата и наименование судебного решения:
    Определение Верховного Суда РФ от 10.05.2017 № 304-КГ17-5166

  2. Стороны:
    По кассационной жалобе ООО «Клиника «СтоЛет» к Комитету по лицензированию Томской области (далее - Комитет) (обжалуемый акт и приказ вынесены Комитетом)

  3. Предмет:
    ООО требует признать недействительным акт проверки Комитета от 20.05.2016 № 80 в части выявления нарушения абз. 5 ст. 11 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 73-ФЗ) и Приказа от 20.05.2016 № 939 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности.

    Примечание: ООО обратилось в Комитет с заявителем о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности с целью включения в перечень осуществляемых видов деятельности проведение судебно-психиатрических экспертиз. Комитетом была проведена внеплановая документарная выездная проверка в отношении ООО, составлен акт. Также приказом от 20.05.2016 Комитет отказал ООО в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности в связи с невозможностью в соответствии с абз. 5 ст. 11 ФЗ № 73-ФЗ организации и производства судебно-психиатрических экспертиз вне государственных судебно-экспертных учреждений.
  4. Решение:
    Верховный суд РФ решил отказать ООО в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ, поскольку суд предыдущей инстанции (в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.01.2017 № Ф04-6074/2016) пришел к верному выводу.

    Примечание: (история рассмотрения дела до его рассмотрения Верховным судом РФ):
    • Решением Арбитражного суда Томской области от 17.08.2016 приказ Комитета от 20.05.2016 № 939 был признан недействительным и суд обязал Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО путем переоформления лицензии. В части признания недействительным акта проверки от 20.05.2016 № 80 производство по делу было прекращено.
    • Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 № 07АП-8662/2016 Решение Арбитражного суда Томской области от 17.08.2016 было оставлено без изменения.
    • Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.01.2017 № Ф04-6074/2016 указанные выше решения в части признания недействительным приказа Комитета от 20.05.2016 № 939 были отменены.
    В остальной части указанные судебные акты были оставлены без изменения (производство по делу в части оспаривания акта проверки было прекращено, поскольку документ не является ненормативным актом, оспаривание которого возможно в арбитражном суде.).
  5. Основание для принятия решения:

    Суды первой и второй инстанций, признавая приказ Комитета недействительным, исходили из того, что действующее законодательство не содержит запрета на организацию и проведение судебно-психиатрической экспертизы в негосударственных экспертных учреждениях.

    Суд Западно-Сибирского округа, указав, что фактические обстоятельства дела установлены в полном объеме, но неправильно применены нормы материального права, отменил названные судебные акты в указанной части на основании следующего:

    Согласно ст. 11 ФЗ № 73-ФЗ в медицинских организациях (их подразделениях), не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, судебно-психиатрическая экспертиза организовываться и производиться не может.

    Следовательно, нахождение соискателя лицензии (лицензиата) в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения является лицензионным требованием, установленным ФЗ № 73-ФЗ к выполнению работ (услуг) по проведению судебно-психиатрической экспертизы.

    Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество не находится в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения.

    В силу п. 2 ч. 7 ст. 14 и ч. 19 ст. 18 ФЗ № 99-ФЗ несоответствие лицензиата лицензионным требованиям, установленное в ходе проверки, влечет отказ в переоформлении лицензии.

    В связи с указанным, оснований не согласиться с выводами суда, указанными в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.01.2017 № Ф04-6074/2016.

Комментарии Факультета Медицинского Права:

На основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» судебно-психиатрическая экспертиза (далее – СПЭ) является одним из видов экспертиз, предусмотренных в России, и проводятся в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами.

Судебно-психиатрическая экспертиза проводится в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 73).

Стоит обратить внимание, что преамбула ФЗ № 73 говорит о том, что данный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации. Одновременно с этим, статья 41 данного Закона частично распространяет действие ФЗ № 73 на СПЭ вне государственных учреждений, однако, статья 11 ФЗ № 73 не вошла в число подобных исключений и ее действие не распространяется на проведение СПЭ негосударственными организациями.

Статья 11 ФЗ № 73 посвящена государственным судебно-экспертным учреждениям (но не организациям частной формы собственности). На наш взгляд, часть 5 статьи 11 ФЗ № 73, нормы которой явились камнем преткновения в рассматриваемой ситуации, нельзя вырывать из контекста всей статьи 11 ФЗ № 73.

В настоящее время законодательство не ограничивает проведение СПЭ только в государственных медицинских учреждениях. Это, в частности, подтверждается письмом Минздрава России от 24.09.2015 № 14-1/2069751 «О проведении судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз на территории Российской Федерации», в котором сообщается, что проведение судебно-психиатрических экспертиз на территории Российской Федерации возможно юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии.

Одновременно с этим не существует и твердой нормативной базы для проведения СПЭ в негосударственных медорганизациях, т.к. все нормативное регулирование сводится к проведению СПЭ именно в государственном учреждении, в частности речь идет о ФЗ № 73.

Будьте в курсе всех новостей.
Подписывайтесь на новости.
Комментарии 0
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1650 статей.
Комментарии