logo
logo
27 февраля 2018

Судебное решение о полномочиях Росздравнадзора в сфере официального статучета

logo
Судебное решение о полномочиях Росздравнадзора в сфере официального статучета

Контроль в области официального статистического учета уже не раз становился предметом обсуждения в медицинских кругах. В настоящей публикации мы не будем говорить о серьезных правовых проблемах в указанной сфере, а коснемся лишь контрольных полномочий Росздравнадзора в сфере официального статистического учета. Посылом для данного твита явилось достаточно позитивное судебное решение по данному вопросу.

Спор вокруг действий Росздравнадзора был связан с итогами плановой выездной проверки, результатом которой стало вынесенное предписание в адрес медицинской организации (ФГБУ «Поликлиника № 5» Управления делами Президента РФ). Причем одним из пунктов оспариваемого предписания явилось требование контролирующего органа «обеспечить представление статистических отчетов в уполномоченный орган в соответствии с установленными требованиями».

В Постановлении от 31.01.2018 № 09АП-65572/2017 Девятый арбитражный апелляционный суд в рамках апелляционного рассмотрения согласился с мнениями суда первой инстанции и проверяемого лица (медицинской организации) о том, что проверка предоставления статистических отчетов в уполномоченный орган не входит в полномочия Росздравнадзора. Свои выводы суд высшей инстанции мотивировал положениями Приказа Минздрава России от 13.12.2012 № 1040н «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения» (п. 7.1.5.2), а также Приказом Территориального органа Росздравнадзора по гор. Москве и Московской области от 14.09.2016 № 1076/16. 

Факультет Медицинского Права полностью согласен с выводами суда о надзорных полномочиях Росздравнадзора в сфере официального статистического учета с небольшими дополнениями. Мы уже неоднократно высказывали данную точку зрения, однако суды, как известно, тяготеют к поддержке позиции органов надзора, невзирая ни какие аргументы. Поэтому данное судебное постановление заслуживает внимания.  

Напомним, что контроль в сфере официального статистического учета подпадает под действие Закона о проверках (Федеральный закон от 26.12.2008 № № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и … при осуществлении государственного контроля (надзора)…»). По смыслу п.п. 2 ст. 2 данного ФЗ осуществление мероприятий по тому или иному виду федерального контроля возможно при наличии соответствующего порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ, федеральным законом или указом Президента РФ и административного регламента.

На сегодняшний день за Росздравнадзором закреплено полномочие осуществлять контроль за достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность на основании пункта 5.1.6.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323. Для реализации указанного полномочия Минздравом России принят Административный регламент Росздравнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за достоверностью первичных статистических данных (Приказ от 29.06.2016 № 430н).

Между тем, согласно действующих норм в области официального статистического учета (Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 и др.) на респондентов (к слову, организации, которые сдают отчеты) возложены обязанности:

  • предоставлять статистические данные вообще;
  • своевременно предоставлять статистические данные;
  • предоставлять достоверные статистические данные.

Таким образом, Росздравнадзор не полномочен осуществлять контроль за действиями медицинских организаций по предоставлению (включая своевременному предоставлению) статистической отчетности в уполномоченные органы.

Отметим, что до настоящего времени ни Правительством РФ, ни Президентом РФ, ни Федеральным Собранием не принято Положение об осуществлении РЗН контроля за достоверностью первичных статистических данных. Следовательно, законность проводимых Росздравнадзором проверок в указанной области также находится под большим знаком вопроса. Кроме всего прочего, Росздравнадзор до сих пор не утвердил и не разместил на своем официальном сайте перечень актов, соблюдение которых он оценивает в рамках данного вида контроля. Таким образом медицинским организациям до сих пор не ясно достоверность каких форм отчетов проверяет орган надзора, принимая во внимание тот факт, что только форм федеральной статистической отчетности более 300.

Будьте в курсе всех новостей.
Подписывайтесь на новости.
Комментарии 0
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1650 статей.
Комментарии