Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
30 июля 2018

Очередные изменения порядка применения контрольно-кассовой техники

3693

Очередные изменения порядка применения контрольно-кассовой техники

Уважаемые читатели, информируем Вас о том, что законодателем был внесен ряд серьезных изменений в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 54-ФЗ, ККТ – соответственно)) (наименование данного закона было изменено, ранее оно было следующим: «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»).

К числу же наиболее значимых изменений, которые могут касаться и работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, относятся следующие:

Скорректированы нормы ФЗ № 54-ФЗ, связанные с расчетами между организациями и индивидуальными предпринимателями, а именно:

Суть изменения Комментарии
ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА
1. Изменено понятие расчетов. В новой редакции ст. 1.1 ФЗ № 54-ФЗ под расчетами понимается:

прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке* за товары, работы, услуги, прием ставок (…), а также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги
Напомним, что согласно ч. 1 ст. 1.2 ФЗ № 54-ФЗ ККТ, включенная в реестр ККТ, применяется на территории России в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов (за исключением случаев, установленных ФЗ № 54-ФЗ).

Ранее в ФЗ № 54-ФЗ было указано, что расчеты – это прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа* за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
*Примечание:
Понятие прием и выплата денежных средств в безналичном порядке шире понятия прием или выплата денежных средств с использованием электронных средств платежа и более соответствует положениям о расчетах, установленным главой 46 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) (в ней указано, что расчеты могут производиться наличными деньгами или в безналичном порядке).
Отметим, что под безналичными расчетами в ГК РФ (ч. 3 ст. 861) понимаются расчеты, осуществляемые путем перевода денежных средств банками и иными кредитными организациями с открытием или без открытия банковских счетов в порядке, установленном законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами, и договором.
Безналичные расчеты могут осуществляться в форме расчетов платежными поручениями, расчетов по аккредитиву, по инкассо, чеками, а также в иных формах, предусмотренных законом, банковскими правилами или применяемыми в банковской практике обычаями (например, ч. 5 ст. 1.2 ФЗ № 54-ФЗ предусмотрена такая форма безналичных расчетов, как расчеты в безналичном порядке, исключающие возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети «Интернет» и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов).
А под электронным средством платежа понимаются средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в т.ч. платежных карт, а также иных технических устройств (п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).
То есть получается, что электронное средство платежа является одним из способов осуществить безналичный расчет.
Отметим, что в связи с включением в понятие расчеты большего количества операций рамки действия ФЗ № 54-ФЗ значительно расширились, поскольку ФЗ № 54-ФЗ определяет правила применения ККТ при осуществлении расчетов в РФ
2.
Уточнено, что ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением В предыдущей редакции ч. 9 ст. 2 ФЗ № 54-ФЗ было указано, что ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателям
Введены специальные реквизиты для кассового чека/бланка строгой отчетности, сформированного при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа (указанию подлежат и общие реквизиты, названные в ч. 1 ст. 4.7 ФЗ № 54-ФЗ).

Такими специальными реквизитами являются следующие (ч. 6.1 ст. 4.7 ФЗ № 54-ФЗ)
  • наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика покупателя (клиента);
  • сведения о стране происхождения товара (при осуществлении расчетов за товар);
  • сумма акциза (если применимо);
  • регистрационный номер таможенной декларации (при осуществлении расчетов за товар) (если применимо)
Указанная норма вступает в силу с 1 июля 2019 года
3. Установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, обязаны обеспечить передачу покупателю кассового чека (бланка строгой отчетности (далее – БСО)) одним из следующих способов (ч. 5.3 ст. 1.2 ФЗ № 54-ФЗ):

  • в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю (в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара);
  • на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме;
  • на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.
    При осуществлении указанных выше расчетов, кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара (ч. 5.4 ст. 1.2 ФЗ № 54-ФЗ).
Данное нововведение не относится к случаям, указанным в ч. 5. и 5.1 ст. 1.2 ФЗ № 54-ФЗ.

Таким случаем, в частности, является осуществление расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети «Интернет» и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов (в указанном случае установлена обязанность обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или БСО на бумажном носителе пользователем может не печататься)
4. Установлено, что до 1 июля 2019 года организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) БСО при (ч. 4 ст. 4 ФЗ № 192-ФЗ):

  • осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);
  • осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг;
  • предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги
5. Скорректированы нормы ФЗ № 54-ФЗ, связанные с регистрацией/снятием с регистрации ККТ, в т.ч.:
Установлено, что датой регистрации ККТ, перерегистрации ККТ, снятия ККТ с регистрационного учета считается дата формирования налоговым органом соответственно карточки регистрации ККТ и карточки о снятии ККТ с регистрационного учета, выдаваемых (направляемых) пользователю в течение 10 рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления (ч. 7 ст. 4.2 ФЗ № 54-ФЗ) Ранее срок выдачи (направления) карточки составлял 5 рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления)
Введена норма о том, что что ККТ снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии ККТ с регистрационного учета в случае внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ч. 18 ст. 4.2 ФЗ № 54-ФЗ)
6. Определен перечень действий, которые необходимо предпринять в случае поломки фискального накопителя ККТ, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в его памяти, и формирования отчета о закрытии фискального накопителя.

В частности, указано, что в таком случае пользователь предоставляет изготовителю фискальный накопитель для проведения его экспертизы и получения заключения изготовителя фискального накопителя о причинах такой поломки. Пользователь в течение 5 рабочих дней со дня поломки фискального накопителя подает заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ или заявление о снятии ККТ с регистрационного учета в отношении ККТ, в составе которой применялся такой фискальный накопитель) (ч. 8.1 ст. 4.2 ФЗ № 54-ФЗ)
Обращаем внимание, что в период, когда ККТ не работает, осуществлять расчеты не допускается (поскольку ФЗ № 54-ФЗ предписывает применять ККТ при осуществлении расчетов в обязательном порядке, а исключений из данного правила, связанных с поломкой ККТ, ФЗ № 54-ФЗ не предусматривает)
7. Утверждена новая норма, согласно которой кассовый чек коррекции (БСО коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению ККТ в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения ККТ либо в случае применения ККТ с нарушением требований законодательства РФ о применении ККТ (ч. 4 ст. 4.3 ФЗ № 54-ФЗ)
8. Установлено, что отчет о закрытии фискального накопителя формируется только после передачи ККТ в налоговые органы через оператора фискальных данных всех фискальных документов, сформированных таким фискальным накопителем, которые должны были быть переданы в налоговые органы через оператора фискальных данных, и получения ККТ подтверждения оператора фискальных данных в отношении всех этих фискальных документов (ч. 5.1 ст. 4.3 ФЗ № 54-ФЗ)
9. К обязанностям Минфина России была отнесена дача письменных разъяснений налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства РФ о применении ККТ (ч. 9 ст. 1.2 ФЗ № 54-ФЗ)

В завершение отметим, что указанные изменения стали продолжением реформы системы осуществления расчетов и применения ККТ в России, которая началась в 2016 году с внесением ряда существенных изменений в ФЗ № 54-ФЗ Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ. Подробнее об этом Вы можете прочитать в статье Факультета Медицинского Права «С 2017 года информация о наличных расчетах должна передаваться в ФНС через Интернет».

telegram kormed
Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.