logo
logo
07 февраля 2018

О проверках Росздравнадзора в области доступности медицинской помощи для инвалидов

logo
О проверках Росздравнадзора в области доступности медицинской помощи для инвалидов

Не так давно мы информировали наших читателей о том, что с 1 января 2018 года расширяется один из видов проверок в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (ПП РФ от 16.12.2017 № 1571), а именно: Росздравнадзор (далее – РЗН) будет проверять не только соблюдение медицинскими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, но в том числе и доступность для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг в указанной сфере.

В связи с внесенными изменениями в Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, контролирующий орган (Росздравнадор) 16.01.2018 выпустил письмо № 03И-66/18, в котором сообщил о проведении проверок доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг в указанной сфере. Как отмечено в письме, информация направляется для принятия мер в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья.

Однако возникает резонный вопрос, связанный с законностью проведения таких проверок. Так, осуществление мероприятий по тому или иному виду федерального контроля возможно при наличии соответствующего порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ, федеральным законом или указом Президента. и административного регламента, что предусмотрено всем известным Законом о проверках (п.п. 2 ст. 2 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и …. при осуществлении государственного контроля (надзора) ……»).

Между тем, несмотря на то, что полномочие РЗН определено ПП РФ от 16.12.2017 № 1571, должные изменения в Административный регламент по осуществлению проверок соблюдения медицинскими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья, утвержденный Приказом Минздрава России от 26.01.2015 №19н, до сих пор не внесены.

Более того, акт, которым установлены обязательные требования к доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг в указанной сфере (Приказ Минздрава России от 12.11.2015 № 802н) отсутствует в Перечне актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного Приказом РЗН от 27.04.2017 № 4043.

Таким образом, органы РЗН без соответствующего административного регламента, а точнее без изменений АР № 19н, не вправе проводить проверки в указанной области, в случае же проведения мероприятий по контролю, итоги проверок могут вызвать ряд обоснованных претензий со стороны проверяемых лиц.

Отметим, что некоторые положения Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры…, утвержденного Приказом Минздрава России от 12.11.2015 № 802н (далее – Порядок), также вызывают ряд вопросов.

В силу пункта 2 Порядка под объектами инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения понимаются помещения, здания и иные сооружения, используемые для предоставления услуг инвалидам в сфере охраны здоровья органами и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, предоставляющими независимо от организационно-правовых форм услуги в сфере охраны здоровья в рамках осуществления деятельности и оказывающими необходимую помощь инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению этих услуг (использованию объектов) наравне с другими лицами (пункт 2 Порядка).

Однако данное определение не представляется возможным трактовать однозначно. Из определения объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения абсолютно не ясно являются ли таковые объекты объектами, которые используются для оказания услуг исключительно инвалидам или же используются для оказания услуг инвалидам, в частности.

Факультет Медицинского Права более года назад обращался с соответствующим запросом к Минздраву России о разъяснении возникшей правовой коллизии, однако вразумительного ответа так и не получил.

Более подробнее с положением Приказа Минздрава России от 12.11.2015 № 802н Вы можете ознакомиться в нашей статье «О доступности медицинских организаций для инвалидов».

Несмотря на все вышесказанное, надеемся, что ряд возникших проблем и коллизий по вопросам осуществления государственного контроля доступности инвалидов к объектам инфраструктуры здравоохранения и к предоставляемым медицинским услугам, а также исполнения Порядка от 12.11.2015 № 802н в ближайшее время будут устранены нашим законодателем.

Будьте в курсе всех новостей.
Подписывайтесь на новости.
Комментарии 0
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1650 статей.
Комментарии