logo
04 сентября 2017

Новое разъясняющее письмо Минздрава о стандартах оснащения, наборах аппаратов и инструментов для оказания неотложной медицинской помощи и юридической силе некоторых актов Минздрава России

logo
Новое разъясняющее письмо Минздрава

О стандартах оснащения

Все руководители медицинских организаций прекрасно знают, что для того, чтобы получить лицензию на осуществление медицинской деятельности необходимо выполнить множество требований законодательства. В свою очередь, одним из наиболее важных лицензионных требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, является соблюдение порядков оказания медицинской помощи.

Не секрет также, что порядками оказания медицинской помощи установлены стандарты оснащения медицинских организаций и их структурных подразделений (далее - стандарты оснащения). Зачастую стандарты оснащения представляют собой внушительные списки изделий медицинского назначения, которые должны быть в наличии у медицинской организации, однако для некоторых изделий медицинского назначения установлено, что тем или иным изделием (оборудованием) медицинская организация должна быть оснащена «по требованию»/ «по необходимости».

И вот здесь возникают противоречия между лицензирующими органами и медицинскими организациями: лицензирующие органы требуют для получения права на осуществление медицинской деятельности наличия всех без исключения медицинских изделий, поименованных в стандарте оснащения (даже тех, в отношении которых установлено примечание «по требованию» / «по необходимости»). При этом органы, осуществляющие лицензирование, не интересует количество подобных медицинских изделий в медицинской организации, т.к., по их мнению, законодатель хоть и установил требования об обязательном наличии таких медицинских изделий в организации, но право на определение их количества оставил за руководителем медицинской организации.

Точку в данном вопросе должно поставить письмо Минздрава России от 29.06.2016 № 17-02-9791 «О стандартах оснащения медицинских организаций, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи», в котором объясняется следующее:

  • несмотря на то, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит положений, конкретизирующих термины «по потребности» и «по требованию» (поскольку указанные формулировки представляют собой общепризнанные понятия и не требуют дополнительных пояснений), использование в стандартах оснащения терминов «по потребности» и «по требованию» означает, что наличие указанного оборудования не является обязательным, а решение вопроса о необходимости в нем остается на усмотрение руководителя медицинской организации.

Аптечка неотложной помощи или о наборе аппаратов и инструментов для оказания помощи при неотложных состояниях

Минздрав России в своем письме также коснулся вопроса оснащения структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь детям со стоматологическими заболеваниями, наборами аппаратов, инструментов, материалов и препаратов для оказания помощи при неотложных состояниях.

В частности, Минздрав пояснил, что утверждение требований к комплектации медицинскими изделиями аптечек, укладок, наборов и комплектов для оказания первой помощи, а также к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок, наборов, комплектов для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи входит в его полномочия.

При этом, в Письме уточняется, что состав названного набора не регламентирован на законодательном уровне. Таким образом точный состав вышеназванного набора определяется каждой медицинской организацией отдельно в зависимости от специфических условий ее деятельности.

О юридической силе Приказа Минздрава России № 186

Факультет Медицинского Права неоднократно упоминал в своих статьях и заметках о том, что некоторые акты Минздрава России не могут применяться на практике, поскольку не имеют юридической силы. Это касается и Приказа Минздрава России от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием», который не прошел регистрацию в Минюсте России, а также не был опубликован в официальных источниках.

И вот Минздрав России в своем письме № 17-02-9791 от 29.06.2016 указал, что данный Приказ не влечет за собой правовых последствий как не вступивший в силу, а применение каких бы то ни было санкций за невыполнение установленных в нем предписаний не будут основаны на законных основаниях.

Мы согласны с данной точкой зрения федерального органа исполнительной власти. Вместе с тем напомним, что порой Министерство все же предлагает применять названный выше приказ на практике. Это касается, например, Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденных Приказом Минздрава России от 10.02.2016 № 83н, согласно которым к ряду специальностей предусмотрены требования в виде дополнительного профессионального образования. В отсутствии примерных дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки Минздрав России в письмах от 29.03.2016 № 16-5/10/2-1907 и от 06.09.2016 № 16-5/10/2-5597 как раз и предлагает применять Приказ от 05.06.1998 № 186.

Будьте в курсе всех новостей.
Подписывайтесь на новости.
Комментарии 0
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1800 статей.
Комментарии