Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
15 сентября 2020

Изменения в деятельности Центров медицинской профилактики

2568

Изменения в деятельности Центров медицинской профилактики

Приказом Минздрава от 28.07.2020 № 748н внесены изменения в Порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях (Далее – Порядок). Данные поправки вступают в силу 4 сентября 2020 года. В целях повышения актуальности документа исключены сноски, содержащие ссылки на акты, утратившие силу. Приложения № 7-9 изложены в новой редакции.

Нужно отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.06.2020 № 868 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности», Приказ Минздрава от 30.09.2015 № 683н, в который вносятся рассматриваемые изменения, включен в перечень актов, которые утрачивают силу с 1 января 2021 года. Такие действия законодателя связаны с реализацией механизма «регуляторной гильотины», в рамках которого отменяются неэффективные и устаревшие акты. На портале проектов нормативно-правовых актов уже представлен новый Приказ Минздрава в отношении анализируемого Порядка. Интересно, что рассматриваемые в данной заметке изменения сохранят свою актуальность в полном объеме. Получается, что Минздрав выбрал сложный путь реализации «регуляторной гильотины»: заранее вносятся изменения в акт, подлежащий отмене, а с 1 января 2021 года принимается «новый» Приказ (но всё того же содержания). О рациональности и целесообразности таких действий говорить не приходится.

Уточнение компетенции организаций медицинской профилактики

Центр общественного здоровья и медицинской профилактики (Далее – Центр) является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность.

Теперь более детально определена деятельность Региональных Центров. Ранее они осуществляли координацию и методическое сопровождение мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний. Сейчас они будут осуществлять:

  • мероприятия по разработке, реализации и оценке эффективности мер, направленных на снижение заболеваемости и предотвратимой смертности от неинфекционных заболеваний,
  • увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни за счет увеличения доли лиц, ведущих здоровый образ жизни, в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, Региональные Центры уходят от работы в «теории», когда осуществлялась только разработка методик, стандартов, а также координация проектов. Теперь они берут на себя функции не только разработки, но и непосредственной реализации профилактических мероприятий. Представляется, что их деятельность в связи с этим станет более эффективной и продуктивной.

Новые функции Центров общественного здоровья и медицинской профилактики

Более обстоятельно изложены функции Центров: они расширены и конкретизированы, ориентированы на работу с населением по различным социальным направлениям. Теперь Центры будут ответственны за разработку и реализацию следующих программ:

  1. программ информирования беременных и рожениц по вопросам укрепления здоровья матери и ребенка,
  2. программ по популяризации рационального питания,
  3. программ по укреплению психического здоровья.

Опять же, программы – это комплекс мероприятий, направленных, как правило, на долгосрочное осуществление. Открытым остается вопрос об их дальнейшей реализации после отмены Приказа Минздрава № 683н.

К новым функциям Центра относятся:

  • проведение социологических исследований по вопросам общественного здоровья;
  • разработка, реализация и оценка эффективности мер, направленных на повышение ответственности работодателей за здоровье работников;
  • разработка и проведение коммуникационных кампаний, направленных на повышение ответственности граждан за свое здоровье, осознание ценности человеческой жизни и здоровья, формирование культуры здоровья в различных возрастных и социальных группах;
  • анализ смертности от неинфекционных заболеваний на региональном и муниципальном уровне с оценкой географических, половозрастных и социальных факторов;
  • подготовка предложений по созданию на региональном и муниципальном уровнях условий, обеспечивающих возможность ведения здорового образа жизни, систематические занятия физической культурой и спортом.

Особое внимание уделяется профилактическим осмотрам и диспансеризациям, которые являются основными мерами по предупреждению неинфекционных заболеваний. К функциям Центров теперь будут относиться: анализ результатов проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения, подготовка ежегодного публичного доклада о состоянии общественного здоровья в субъекте Российской Федерации с размещением его в сети «Интернет», а также совершенствование диспансерного наблюдения, в том числе дистанционного диспансерного наблюдения с применением информационных технологий.

Теперь Центры будут уделять внимание информационному обеспечению населения по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний. Центры станут осуществлять взаимодействие со средствами массовой информации, информационными ресурсами в сети «Интернет» по вопросам общественного здоровья; привлекать к реализации проектов по укреплению общественного здоровья лидеров общественного мнения; формировать местные сообщества активных граждан; организовывать и проводить общественные слушания по вопросам укрепления общественного здоровья.

Таким образом, во вносимых изменениях мы видим расширение непосредственного взаимодействия Центров, населения, СМИ. Только есть одно «но»: Центры продолжают являться медицинскими организациями. При этом теперь они будут организаторами не только медицинской профилактики, но и социологических и демографических исследований и анализов. Возникает закономерный вопрос о компетенции специалистов медицинской сферы в данных направлениях. Ответ на него дает Минздрав: с новыми функциями связаны изменения и в структуре Центров, и в их штате. О них подробнее.

Структура Центров общественного здоровья и медицинской профилактики

Положения, касающиеся структуры Центров, продолжают носить рекомендательный характер. Однако теперь Минздрав рекомендует предусматривать в Центрах следующие подразделения:

  1. отдел анализа и стратегического планирования;
  2. отдел мониторинга факторов риска;
  3. отдел разработки, реализации и мониторинга муниципальных программ общественного здоровья;
  4. отдел коммуникационных и общественных проектов;
  5. отдел организации медицинской профилактики;
  6. отдел разработки, реализации и мониторинга корпоративных программ укрепления здоровья.

По сравнению с предыдущей структурой, появились новые отделы, деятельность которых направлена на развитие стратегического планирования, государственно-частного партнерства и муниципальных программ.

Рекомендуемые штатные нормативы Центров общественного здоровья и медицинской профилактики

Изменения в Приложении №8 Порядка предусматривают расширение рекомендуемого перечня штатных должностей.

  1. Введены новые должности с указанием их количества:
    • Заместитель руководителя (главного врача) – 1
    • Специалист в сфере социологии – 1
    • Инструктор по гигиеническому воспитанию – 1 на 100 тыс. населения
    • Специалист в сфере демографии – 1
  2. Увеличено количество существующих должностей.

    Теперь рекомендованное количество врачей-методистов и врачей по медицинской профилактике – по 1 на 100 тыс. населения (ранее по 1 на 200 тыс. населения).

Очевидно, что не все вводимые должности являются медицинскими. Изначально основной целью издания рассматриваемого Порядка было проведение мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний. Однако теперь, в связи с появлением новых функций, Центры вынуждены расширять штат должностями, которые разве что в теории связаны с медицинскими мероприятиями по профилактике. В итоге, несмотря на то, что в тексте Порядка Центры общественного здоровья и медицинской профилактики фигурируют как «медицинские организации», фактически мы имеем многофункциональные центры, которые занимаются широким кругом вопросом немедицинского характера.

Вопросы оснащения Центров общественного здоровья и медицинской профилактики

По сути, даже изменения оснащения Центров говорит о том, что они теперь вовсе не медицинские. Из перечня исключили существенное количество оргтехники (диктофон, мегафон), а также экспресс-анализатор для определения общего холестерина в крови, спирометр и некоторые иные технические устройства и медицинские изделия.

Тенденции к увеличению многообразия деятельности и распылению на многочисленные непрофильные направления может привести к тому, что первоначальная цель создания Центров останется без должного внимания.

Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.